на главную страницу

1 Декабря 2010 года

Страницы истории

Среда

Трагедия в Пенанге

Евгений МАКСИМОВ.



     В наш век, когда кажется уже нет на поверхности Земли мест, не обследованных вездесущими туристами, все-таки случаются такие моменты, когда в тысячах километрах от России нет-нет да и встретишь исторические следы пребывания наших соотечественников...
  На христианском кладбище острова Пенанг в Малайзии, близ Западной дороги, есть каменный монумент, на котором на русском и английском языках написано: «Русским военным морякам крейсера «Жемчуг» – благодарная Родина». На памятнике – мемориальная доска с несколькими десятками фамилий наших соотечественников, погибших 15 (28) октября 1914 года.
  Для начала небольшое отступление. Моряки всех флотов мира, включая, конечно, и российских, относятся к своим кораблям, как к живым существам, и именно поэтому каждый корабль имеет имя... В начале XX века, перед началом русско-японской войны, в России были спущены на воду три корабля, три красавца – легких крейсера, имевших по тому времени превосходные технические характеристики и, самое главное, очень большую скорость. Скорость позволяла им перехватывать на океанских просторах любые корабли противника, а в случае опасности легко отрываться от преследования. И назвали их «Жемчуг», «Изумруд» и «Алмаз», три драгоценных камня в короне Российской империи. По разному сложилась судьба этих кораблей. Наш рассказ об одном из них – «Жемчуге».
     Крейсер 2 ранга «Жемчуг» был спущен на воду 14 августа 1903 года в присутствии императора Николая II. Крейсер имел водоизмещение 3.380 т, восемь 120-мм и четыре 47-мм орудия, три торпедных аппарата, развивал скорость до 23 узлов, экипаж состоял из 370 человек. Командиром корабля был назначен капитан 2 ранга П.П. Левицкий.
     После начала русско-японской войны доводка корабля была значительно ускорена. Срок сдачи в состав флота определили 1 июля 1904 года.
     26 июля «Жемчуг» провёл швартовые испытания и 5 августа совершил самостоятельный переход в Кронштадт. 29 августа 1904 года крейсер окончательно вошёл в состав Второй тихоокеанской эскадры.
     27 сентября в Ревеле состоялся императорский смотр эскадры, во время которого Николай II побывал на «Жемчуге» и пожелал команде счастливого пути и благополучного возвращения.
     На следующий день эскадра оставила Ревель и, построившись в две колонны, взяла курс на Дальний Восток. 21 октября ядро Второй тихоокеанской эскадры прибыло в Танжер, и часть кораблей с меньшей осадкой, среди них и «Жемчуг», пошла через Средиземное море и Суэцкий канал. 1 февраля 1905 года у берегов Мадагаскара эскадра соединилась с «Догоняющим отрядом», в состав которого входил однотипный с «Жемчугом» крейсер «Изумруд». Начались совместные с эскадрой упражнения в стрельбе и эволюциях, причем «Жемчуг» отличался особо умелым маневрированием. 3 марта крейсера «Жемчуг» и «Изумруд» назначили состоять при главных силах, и на переходе они занимали свои места справа и слева на траверзе флагманского броненосца «Князь Суворов». Приказ с инструкциями, отданный перед боем, отводил «Жемчугу» и «Изумруду» роль репетичных кораблей при флагманских броненосцах.
     Во время Цусимского сражения, сразу после выхода из строя броненосца «Ослябя», крейсер направился к нему на помощь и получил первое попадание 152-мм снарядом. Повреждения оказались незначительными, но был убит лейтенант барон Врангель и выведена из строя вся прислуга кормового орудия. Вскоре «Жемчуг» вернулся к главным силам эскадры, однако получил попадание очередного 120-мм снаряда. Разрыв снаряда причинил многочисленные повреждения и привёл к воспламенению снарядов на корабле.
     После этого попадания «Жемчуг» вышел из-под огня линейных сил японцев и примкнул к отряду крейсеров, ведя перестрелку с японскими крейсерами, нападавшими на транспорты. Всего за дневной бой «Жемчуг» получил 17 попаданий, причинивших повреждения дымовым трубам и незначительные - корпусу корабля; погибли 12 человек, в том числе два офицера, около тридцати человек получили ранения.
     К концу дня «Жемчуг» окончательно присоединился к отряду крейсеров контр-адмирала О.А. Энквиста и получил приказ следовать с отрядом в Манилу для ремонта. 21 мая русские крейсера бросили якорь в Маниле, а 25 мая по распоряжению из Петербурга интернировались до окончания военных действий.
     После заключения мира с Японией «Жемчуг» перешел во Владивосток, чтобы войти в состав Сибирской флотилии. В ходе восстания во Владивостоке 10 января 1905 года команда крейсера присоединилась к мятежному гарнизону и приняла участие в уличных боях. После подавления волнений команда крейсера была разоружена и списана на берег, причем 402 моряка – с отданием под суд.
     В дальнейшем крейсер ежегодно совершал плавания по бухтам Приморья и, чередуясь с канонерской лодкой «Маньчжур», нёс станционерную службу в Шанхае. Кроме того, крейсер совершал кратковременные походы по китайским, корейским и японским портам.
     1914 год крейсер встретил в Шанхае, охраняя российских подданных в Китае, где произошла революция. В середине мая «Жемчуг» вернулся во Владивосток, где его командиром стал капитан 2 ранга барон И.А. Черкасов.
     Вскоре после начала Первой мировой войны союзники обратились к России с просьбой включить крейсера Сибирской флотилии в состав объединенной эскадры для действий в Тихом и Индийском океанах. 16 августа 1914 года «Аскольд» и «Жемчуг» прибыли на рейд Гонконга и вскоре вышли в море на поиск действовавшего в Индийском океане германского лёгкого крейсера «Эмден» и снабжавших его угольщиков. Не добившись результатов в совместном плавании, «Жемчуг» направился в самостоятельное крейсерство к Никобарским и Андаманским островам, где обеспечивал конвоирование военных транспортов и торговых судов.
     После напряжённых походов русский крейсер 26 октября прибыл в Пенанг для переборки механизмов и чистки котлов. Участник русско-японской войны, уцелевший в Цусимском сражении, - «Жемчуг» стал на свою последнюю стоянку...
     Итак, почему русское правительство направило в воды Южно-Китайского моря свои боевые корабли? Дело в том, что полуостров Малакка стал английской колонией в 1824 году и порт Пенанг к десятым годам ХХ века превратился в крупный международный торговый порт. Но британский королевский военно-морской флот не направлял крупных сил в малайские воды. Между тем развернулось вооружённое противоборство между Антантой и австро-германским блоком. Вот тогда-то в Индийском океане и начал весьма успешно действовать уже упоминавшийся германский лёгкий крейсер «Эмден» под командованием капитана 2 ранга Карла Мюллера (водоизмещение 4.268 т, десять 105-мм и восемь 52-мм орудий, два торпедных аппарата).
     К 20-м числам октября 1914 года он успел захватить и уничтожить 22 торговых судна противника общим водоизмещением более 100 тысяч тонн. Кроме того, в ночь на 22 сентября 1914 года «Эмден» обстрелял индийский порт Мадрас. Наконец, Мюллер задумал совершить набег на порт Пенанга, чтобы потопить находившиеся там корабли и транспорты союзников.
     ...Приближаясь к Пенангу, экипаж «Эмдена» поставил четвёртую фальшивую трубу, и германский корабль стал походить на английский крейсер типа «Ярмут». Несмотря на то, что уже заканчивался третий месяц войны, все маяки, входные и створные огни Пенанга светили, как в мирное время. Это и позволило немецкому кораблю спокойно и беспрепятственно войти в порт. Он шел полностью затемненный, без флага. Разглядев на фоне огней силуэт крупного боевого корабля с высокой мачтой между второй и третьей дымовыми трубами, Мюллер решил атаковать именно его. Приблизившись на 800 метров, немцы опознали русский лёгкий крейсер «Жемчуг», который представлял идеальную цель.
     В 5 часов 18 минут «Эмден» с расстояния около 1 кабельтова выпустил торпеду (попавшую в борт в районе румпельного отделения) и открыл огонь по носовой части «Жемчуга». От взрыва торпеды крейсер получил тяжёлые повреждения: были затоплены кормовые котельное и машинное отделения, кормовые патронные погреба, разрушены лазарет и каюта командира, выведены из строя два орудия. На «Жемчуге» началась паника, часть команды бросилась за борт.
     «Эмден» лёг на обратный курс, продолжая обстреливать горящий русский корабль. В 5.28 вторая немецкая торпеда ударила в борт «Жемчуга», и он разломился пополам...
     Однако, несмотря на разверзшийся вдруг ад, нашлись матросы и офицеры, которые не растерялись и открыли огонь по германскому крейсеру. Старший офицер Н.В. Кулибин и артиллерийский офицер Ю. Рыбалтовский сумели восстановить относительный порядок, но люди, вставшие к орудиям, не обнаружили снарядов – элеваторы подачи не действовали.
     Рыбалтовский сам открыл огонь из кормового орудия, произведя несколько выстрелов. По его показаниям, два снаряда попали в «Эмден». Мичман А.К. Сипайло открыл огонь из носового орудия и, по воспоминаниям членов экипажа, первым же выстрелом добился попадания, вызвавшего пожар. Второй выстрел пушки А.К. Сипайло совпал с прямым попаданием германского снаряда, уничтожившего орудие и всех находившихся возле него людей.
     По свидетельству командира «Эмдена» Карла Мюллера: «На «Жемчуге» собрались с силами и открыли по нам огонь. Орудия на нём стояли крупнее наших, и русские снаряды могли причинить нам большой вред...» Поэтому «Эмден» развернулся другим бортом и с расстояния 2 кабельтов выпустил вторую торпеду, которая попала в крейсер под передним мостиком и вызвала взрыв носового снарядного погреба, – гигантский столб дыма и пара поднялся на высоту почти 150 метров, а через минуту из воды торчал только обломок мачты - «Жемчуг» затонул на глубине 30 метров.
     Почему же разыгралась трагедия?
     Дело в том, что командир крейсера капитан 2 ранга барон Черкасов вопреки предупреждениям местных портовых властей не принял необходимых мер по повышению бдительности и усилению боеготовности корабля на случай внезапного нападения. Он, сославшись на нездоровье, съехал на берег в гостиницу, оставив за себя старшего офицера Н.В. Кулибина...
     В результате нападения на «Жемчуг», который был потоплен за пять минут, погибли один офицер и 80 нижних чинов, семь моряков позже умерли от ран. Погибшим офицером был мичман А.К. Сипайло (1891-1914), занимавший на крейсере должность вахтенного начальника.
     Военно-морской суд, состоявшийся в августе 1915 года во Владивостоке, признал виновными в гибели крейсера и людей командира капитана 2 ранга Ивана Черкасова и старшего офицера старшего лейтенанта Николая Кулибина, заменявшего съехавшего на берег командира. Они были лишены «чинов и орденов и других знаков отличия», исключены из военно-морской службы и «по лишении дворянства и всех особых прав и преимуществ» отдавались в «исправительные арестантские отделения гражданского ведомства»: Черкасов – на 3,5 года, а Кулибин – на 1,5 года.
     По Высочайшей конфирмации приговора Владивостокского военно-морского суда оба они были разжалованы в матросы и отправлены на фронт.
     Архивы содержат информацию – и достаточно полную – об их дальнейшей судьбе. Матрос 2 статьи барон Иван Черкасов воевал на Кавказском фронте в Урмийско-Ванской озёрной флотилии, был награждён солдатским Георгиевским крестом и в апреле 1917 года восстановлен в чине капитана 2 ранга. Известно, что И.А. Черкасов умер во Франции в марте 1942 года и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Матрос Николай Кулибин воевал на Западном фронте в морской бригаде, получил два Георгиевских креста и в сентябре 1916-го был восстановлен в чине и вскоре произведен в капитаны 2 ранга. Он умер в госпитале в августе 1918-го от раны, полученной еще в февральские дни 1917 года, когда командовал миноносцем «Подвижный».
     В декабре 1914-го для производства водолазных работ на затонувшем «Жемчуге» в Пенанг зашел вспомогательный крейсер «Орёл». Скорее всего, именно моряки «Орла» привезли и установили на могиле погибших соотечественников чугунный крест, сохранившийся до наших дней. Именно этот крест увидели в 1938 году казаки Платовского донского хора, оказавшегося на гастролях в Пенанге. Увиденная казаками картина была безрадостной. За русскими могилками некому было ухаживать, и они пришли в полное запустение и почти сровнялись с поверхностью земли. На железном кресте, водружённом на братской могиле, была когда-то привинчена табличка (по всей видимости, медная), но она была украдена. Казаки решили выделить из хоровой кассы средства для приведения могил в порядок. На эти средства была сооружена мраморная плита с высеченными фамилиями погребённых согласно кладбищенским записям, заново покрашен чёрной краской крест, вокруг могил посажено несколько кустов и деревьев и затем торжественно возложен венок из живых цветов.
     Сколько же русских моряков было похоронено в Пенанге? Источник приводит цифру 82, отождествляя число похороненных с числом погибших, неверно указанным. Но как писала местная газета: «...Многие тела, которые находились в воде, были настолько обезображены, что их хоронили в море». Это сообщение дополняют казаки: «В итоге погибли около 80 человек – многие утонули, будучи раненными, некоторые пошли ко дну вместе с корпусом корабля». Да и без того ясно, что похоронить всех, погибших при гибели корабля в море, невозможно. Казаки, приводившие в порядок русские могилы в 1938 году, сообщили, что от старушки-монахини и смотрителя кладбища, присутствовавших при погребении, им стало известно, что всего было погребено 24 человека.
     Точно известно семь фамилий, названных в списке нижних чинов команды крейсера «Жемчуг», умерших от ран в «гражданском госпитале Пенанга». В этом списке, составленном судовым врачом крейсера надворным советником Смирновым, числятся: унтер-офицер Самуил Брага, матросы Петр Конев, Степан Сырвачев, Илларион Ерошкин, кочегары Кирилл Олейников, Григорий Грядасов и машинист Григорий Чебыкин.
     Помимо названных выше погибшего мичмана Сипайло и семи умерших от ран матросов в РГА ВМФ хранится список ещё 80 нижних чинов команды крейсера «Жемчуг», погибших в бою 15 (28) октября 1914 года.
     В начале 1970-х годов с согласия правительства Малайзии было принято решение о восстановлении обветшавшего памятника. В 1972 году начальник Главного штаба ВМФ сообщил советскому послу в Малайзии, что памятник готов и судном торгового флота будет доставлен в Пенанг. Предполагалось, что восстановленный памятник будет открыт в 1974 году – к 60-летию гибели «Жемчуга» – с участием военного корабля Тихоокеанского флота. Однако открытие памятника состоялось только 5 февраля 1976 года и без участия военного корабля, которому власти не дали разрешения на заход в Пенанг.
     Памятник выполнен из серого полированного гранита. На вертикальной части мемориала размещена надпись на русском и английском языках:
     РУССКИМ ВОЕННЫМ МОРЯКАМ КРЕЙСЕРА «ЖЕМЧУГ» – БЛАГОДАРНАЯ РОДИНА
     На горизонтальные гранитные плиты уложен стальной якорь, обвитый якорной цепью. Размер якоря 1,5 – 2,0 метра. Рядом с памятником находится реставрированный православный крест, стоявший на участке захоронения ранее.
     В октябре 1979 года, в годовщину гибели «Жемчуга», в Пенанге состоялось возложение венков, отмеченное заметкой в газете «Правда». А в мае 1990 года с официальным визитом в Пенанг зашел большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Трибуц», команда которого возложила венки к памятнику погибшим морякам-тихоокеанцам.
     В сентябре 1995 года на обелиск была установлена латунная памятная табличка с именами всех моряков, погибших на «Жемчуге» и «Орле». Всего девяносто фамилий.
     В настоящее время памятник находится под постоянным присмотром местных властей, и благодаря заботе российского посольства в Малайзии нашим погибшим соотечественникам ежегодно отдаются все подобающие воинские почести.
     На снимках: современный вид памятника; крейсер 2 ранга Российского императорского флота «Жемчуг».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex