на главную страницу

4 Декабря 2010 года

Армия и общество

Суббота

Первый бой рядового Глухова

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».
  Фото автора.



«Он шёл на меня как танк, ругаясь матом и повторяя, что я не смогу выстрелить в живого человека...» Это фраза из рассказа военнослужащего, отличившегося в процессе выполнения боевой задачи в карауле сопровождения воинских грузов Центрального военного округа. Об этом эпизоде под заголовком «Не на того напали» «Красная звезда» рассказала в начале ноября. Тогда, в интересах следствия и продолжения исполнения участником караула своих обязанностей, фамилия солдата не называлась.
  На днях караул сопровождения под руководством старшего лейтенанта Никиты Сухорукова вернулся в пункт постоянной дислокации. Наш корреспондент встретился с участниками минувшего события. Теперь мы можем назвать имя отличившегося военнослужащего и рассказать о его умелых действиях.

     Визит вчерашнего выпускника Курганского государственного университета Евгения Глухова в районный военный комиссариат для многих из его знакомых оказалось неожиданным. «Тебе это надо? – недоумевая, интересовались бывшие однокашники. – У тебя семья – ребенку два года».
     Кстати, по словам Евгения, супруга оценила его выбор. Ведь служить главе молодой семьи пришлось бы всё равно. И лучше исполнить воинский долг сразу, пока муж еще не успел трудоустроиться. К тому же Евгений всерьёз рассчитывал стать сотрудником правоохранительных органов, где в ходе собеседования с соискателем должности представитель кадрового органа силовой структуры в обязательном порядке поинтересуется о службе кандидата в рядах Вооружённых Сил.
     Служить Евгений Глухов был направлен в одну из воинских частей Екатеринбургского гарнизона. В беседе Евгений не скрывает: должность ему досталась, что называется, на зависть остальным. Он стал водителем пожарной машины. Но Евгений, недолго думая, в один из дней написал рапорт о переводе в линейную роту.
     Ходатайство рядового было удовлетворено. Правда, не без сожаления со стороны руководства пожарной части. Ведь за время службы Евгений Глухов успел проявить себя с лучшей стороны.
     - В нём привлекают добросовестность, ответственность и исполнительность. А ещё решительность в сложной и быстро меняющейся профессии военного пожарного. На момент перевода Глухова в роту за его плечами уже было свыше двадцати выездов на тушение пожаров и возгораний. Особенно солдат проявил себя этим летом, когда мы вели борьбу с лесными пожарами. Вот почему, формируя состав очередного караула сопровождения, я остановил свой выбор в том числе и на рядовом Глухове, – рассказал в ходе встречи старший лейтенант Никита Сухоруков.
     ...Всё случилось ночью на станции Артезиан во время плановой остановки воинского эшелона, следовавшего по маршруту Екатеринбург – Буйнакск. Евгений Глухов, сменившись с поста, лёг отдыхать. Но сон караульного оказался недолгим.
     - Меня буквально «сдула» с полки прозвучавшая команда «Караул, в ружьё!» – вспоминает события той ночи рядовой Глухов. – Следом еще больше подхлестнули новая команда «Нападение на часового!» и последующий выстрел, прозвучавший совсем рядом с караульным вагоном. Выскочив на улицу, я занял позицию согласно боевому расчету – возле колесной пары. Я ещё не успел разобраться в происходящем. В нескольких десятках метров от нас махали руками, ругались матом в наш адрес и кидали в сторону караульного вагона камни двое неизвестных.
     - Тревогу поднял разводящий старший сержант Александр Арефьев, – дополняет рассказ солдата старший лейтенант Сухоруков. – Выстрелом в воздух младший командир предотвратил попытку неизвестных мужчин завладеть автоматом одного из часовых эшелона. Нападавшие, отбежав на тридцать метров, стали швырять в нас камни. В наш адрес неслись брань и угрозы. Это была явная провокация. Неизвестные испытывали степень нашего терпения, вернее, пытались узнать, позволим ли мы зайти им дальше допустимого.
     Но караул не отвечал на провокацию. Нельзя было допустить, чтобы потом, в случае особого развития ситуации, кто-то из защитников правонарушителей переложил вину на военнослужащих, якобы «обидевших мирных граждан».
     К сожалению, мужчины, швырявшие камни в караульных, восприняли терпение военных по-своему: не стреляют, значит, и дальше так будет.
     Спустя минут двадцать один из неизвестных решился на более активные действия. Не прекращая слать в адрес военнослужащих угрозы, он уверенной походкой направился к караульному вагону.
     - Он шёл достаточно нахраписто, прямо на меня, – рассказывает Евгений Глухов. – Одна рука в кармане. Что он в ней сжимал, можно было только предположить: нож? граната? пистолет?
     ...Караул сопровождения начкара Сухорукова прошёл серьёзный инструктаж. Вопросами теории и практики (в частности, по огневой подготовке, отработке приёмов предотвращения и отражения нападения на охраняемый объект) убывающие в спецкомандировку занимались с утра до вечера на протяжении недели. Казалось, освоили и познали все моменты, которые могут их ожидать в пути следования. Изучили десятки «нештатных ситуаций» из многолетней практики своих предшественников, в том числе и случаи с использованием боевиками «поясов шахида».
     - Нас инструктировали так, что, даже когда я ложился спать, всегда образно представлял свои действия в той или иной ситуации, – не стал скрывать в беседе рядовой Глухов. – Наверное, такая собранность и выработавшаяся готовность действовать в случае явной необходимости мне и помогли в самый сложный момент.
     ...Расстояние между приближавшимся неизвестным и караульным рядовым Глуховым стремительно сокращалось. Их уже разделяло не более полутора десятков метров. Резкий приказ военнослужащего остановиться, казалось, никак не повлиял на нарушителя. Тот, перейдя с мата на понятный русский язык, будто заговаривая, повторял: «Не стреляй... Я без оружия... Ты не сможешь выстрелить в живого человека...»
     Расстояние сократилось до десятка метров. Рядовой Глухов подал команду: «Стой, стрелять буду!» Но даже лязг в ночной тиши передёрнутого затвора автомата остался без внимания нападавшего.
     Их уже разделяло не больше семи метров – расстояние для одного стремительного броска...
     - Какие были мысли в тот момент? – повторяет Евгений вопрос. – Думал, как не допустить к себе нападавшего. Но не пулей в грудь, а другим, щадящим способом. И я прицельно выстрелил ему в ногу...
     До прибытия к месту происшествия вызванной начкаром бригады медиков первую помощь легко раненному (пуля, не задев кость, прошла навылет) оказывал старший сержант Арефьев. Прибывшие на станцию сотрудники правоохранительных органов достаточно быстро разобрались, кто виноват. Под утро, согласно графику, воинский эшелон продолжил своё движение к месту назначения.
     ...Уже в части рядовой Евгений Глухов узнал, что за умелые действия в карауле он был представлен к государственной награде.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex