на главную страницу

4 Декабря 2010 года

Взгляд из XXI века

Суббота

В белоснежных полях под Москвой...

Леннор ОЛЬШТЫНСКИЙ, доктор исторических наук,
  участник Великой Отечественной войны.



     Накануне 69-летия Московской битвы будет уместно ещё раз обратить внимание на её историческое значение. В памяти человечества сохранились битвы, которые определяли дальнейший ход истории. Так, в битве при Пуатье франкские рыцари Карла Мартелла в 732 году остановили продвижение арабов в Европу, в битве на Чудском озере Александр Невский в 1242 году охладил пыл западноевропейских рыцарских орденов, устремивших с подачи Ватикана алчный взор на русские земли. На стремлении Наполеона к мировому господству был поставлен крест в Бородинском сражении в 1812 году, когда французскому полководцу не удалось разгромить русскую армию.
     В прошлом веке победное движение по Европе чудовищной военной машины германского нацизма, рвущегося к мировому господству, в битве под Москвой в 1941 году остановила Красная Армия. Победа в этом сражении положила начало повороту в ходе Второй мировой войны. В этом, на мой взгляд, главное историческое значение Московской битвы.
     Современники не могли в полной мере оценить ключевую роль Московской битвы. Большое видится на расстоянии. Потребовалась работа историков нескольких поколений с анализом фактов и документов всех участвующих во Второй мировой войне стран. В западной историографии по политическим мотивам значение Московской битвы принижалось, а поражение вермахта приписывали осенней распутице и ранним морозам, которые якобы остановили немецкое наступление. Именно поэтому подробно описывается оборонительный период Московской битвы и крайне скупо упоминается о наступлении Красной Армии в тех же погодных условиях. Этим, кстати, грешат и иные современные российские публицисты.
     Современная отечественная военно-историческая наука даёт многостороннюю оценку значения победы под Москвой. Основные её положения заключаются в следующем. Разгром гитлеровских войск под Москвой означал крушение тщательно разработанного плана войны против СССР - «Барбаросса» - и крах в целом политики и стратегии блицкрига. Вторая мировая война в результате этого стала длительной вооружённой борьбой с использованием всего потенциала противостоящих коалиций. Кроме того, победа под Москвой стала важным фактором для объединения государств антигитлеровской коалиции. Успешная оборона Москвы и разгром немецких войск в контрнаступлении развеяли миф о непобедимости вермахта, подняли моральный дух народов стран, противостоящих Германии и её союзникам. Улучшилась стратегическая обстановка на советско-германском фронте, что позволило начать общее наступление Красной Армии в начале 1942 года.
     Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, командовавший в те месяцы войсками Западного фронта, в своих воспоминаниях рассматривал Московскую битву как самое драматичное событие и самый значительный результат своей полководческой деятельности. Его роль в этой битве действительно велика. Чаша весов в сражении колебалась буквально до начала декабря. И были мнения, особенно в середине октября, что возможно придётся Москву временно оставить.
     К чести Георгия Константиновича Жукова осенью 1941-го он делал всё возможное и невозможное, чтобы удержать советскую столицу. Во второй половине ноября 1941 года в телефонном разговоре со Сталиным полководец выразил уверенность в возможности отстоять Москву, но просил для этого «не менее двух армий и хотя бы двести танков». Сталин ответил: «Две армии будут готовы в конце ноября, но танков пока нет».
     Две армии были своевременно переданы Западному фронту. Они, помноженные на полководческий талант командующего Западным фронтом, решили исход битвы...
     В Московской области существует ряд мемориальных комплексов и крупных памятников на отдельных участках обороны войск Западного фронта в битве под Москвой - в районе Дмитрова и Яхромы, Звенигорода, Наро-Фоминска, Зеленограда... Но они отражают лишь отдельные эпизоды борьбы и не дают общего представления о грандиозном сражении, определившем дальнейший ход Второй мировой войны. Единый мемориальный комплекс всей Московской битвы в целом ещё не создан.
     Таким комплексом может стать система мемориальных объектов и памятников-обелисков по «линии Жукова» - линии обороны Западного фронта на 4 декабря 1941 года. Его создание значительно активизировало бы военно-патриотическую работу ветеранов и молодёжи Московской области и Москвы к 70-летию победы под Москвой. В целом же такой комплекс может стать военно-историческим памятником федерального значения. Московская битва, без сомнения, заслуживает такой памяти.
     
* * *

     В постсоветское время многие историки и публицисты упорно создают образ Георгия Жукова как полководца, который ради победы не считался с потерями. Маршал якобы любил повторять «бабы ещё нарожают» и клал солдат целыми дивизиями. Но так ли это? Вот отрывки из некоторых документов военной поры, которые рисуют иной образ полководца.
     Командующий Западным фронтом генерал армии Г.К. Жуков - командующему 50-й армией генерал-лейтенанту И.В. Болдину:
     «Не пойму я Вас, почему Вам потребовалось вести танки на артиллерийский огонь... Непонятно мне, для чего у Вас врываются танки наподобие: ворвались в Гореловский, ворвались в Малиновский, а пехота оказалась отбитой организованной системой огня. Азбучная истина обязывает: прежде чем бросить танки, нужно подавить систему огня, а потом уже бросать танки. А у Вас делается наоборот... Бросание танков без подавления системы огня противника я считаю авантюрой. Виновников гибели танков, танкистов, безусловно, надо судить».
     Жуков - Болдину:
     «Прорыв провести сосредоточенными силами, не разбрасывая их на широком фронте; населённые пункты захватывать специально созданными штурмовыми отрядами; для быстрейшего продвижения главных сил использовать незанимаемые пр-ком промежутки».
     Приказ генерала армии Г.К. Жукова командующим 43-й, 49-й, 50-й и 5-й армий Западного фронта:
     Требую «точного выполнения моего приказа о захвате опорных пунктов противника специальными штурмовыми отрядами, во избежание излишних потерь».
     Приказ командующего Западным фронтом генерала армии Г.К. Жукова от 15 марта 1942 года:
     «В армиях Западного фронта за последнее время создалось совершенно недопустимое отношение к сбережению личного состава. Командармы, командиры соединений и частей, организуя бой, посылая людей на выполнение боевых задач, недостаточно ответственно подходят к сохранению бойцов и командиров. ...Но это пополнение при халатном, а иногда преступном отношении командиров частей к сбережению жизни и здоровья людей недопустимо быстро теряется... Выжечь калёным железом безответственное отношение к жизни людей, от кого бы оно ни исходило...»
     Г.К. Жуков - командующему 49-й армией Западного фронта генерал-лейтенанту И.Г. Захаркину:
     «Напрасно Вы думаете, что успехи достигаются человеческим мясом, успехи достигаются искусством ведения боя, воюют умением, а не жизнями людей...»
     Таковы документально подтверждённые факты. И можно согласиться с одним из участников дискуссий на военно-исторических форумах в Интернете: «Естественно, Георгий Константинович вовсе не был добреньким - таким в армии не место. Когда было надо - он посылал людей на смерть. Но была война, а он был полководцем... Называть его «мясником» - жалкая месть слабых завистливых подонков, недостойных ни славы, ни чести наших предков».
     На снимке: Г.К. Жуков, фотография в газете «Красная звезда» 21 октября 1941 года.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex