на главную страницу

7 Декабря 2010 года

Армия и общество

Вторник

Михайловский ориентир

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Санкт-Петербург традиционно считают морской столицей России. Но с не меньшим основанием этот город можно назвать и столицей артиллерийской. Помимо научно-исследовательских учреждений, Ржевского полигона, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, здесь всегда находились военно-учебные заведения, готовящие кадры для артиллерии. Ведущий военный вуз – Михайловская военная артиллерийская академия (МВАА) отмечает в начале декабря 190-летие.

     Кодексу чести верны


     
Символ
     преемственности


     В эти дни больше обычного посетителей в музее МВАА, где работает человек-легенда – полный кавалер ордена Славы полковник в отставке Георгий Кравцов.
     - Радует, что слушатели и курсанты интересуются историей академии, – говорит он. – Без опоры на традиции нет будущего – это давно доказано самой жизнью. Поэтому воспитываем у новых поколений артиллеристов и ракетчиков гордость за славное прошлое академии.
     В самом её названии присутствует слово «Михайловская», символизирующее преемственность. В академии гордятся своим прошлым – немногие учебные заведения в системе высшего и военного образования России имеют такие глубокие исторические корни. Учреждение в Санкт-Петербурге 25 ноября (7 декабря по новому стилю) 1820 года Артиллерийского училища, получившего 19 сентября 1849 года почётное наименование «Михайловское» – это ответ на объективные требования технического прогресса и вызов в военной области, брошенный в те годы России европейскими державами.
     Учёные и педагоги подняли на принципиально новый уровень артиллерийскую науку и образование. Но на развитии отечественной артиллерии негативно сказывалось отставание от европейских стандартов. Кроме того, на протяжении 30 лет (с 1820 по 1850 год) расходы на артиллерию в военной смете Российского государства составили всего лишь 3,4%. Поэтому промышленность удовлетворяла потребности полевой и осадной артиллерии на 40-50%, а крепостной – на 15-20%.
     Неудачи России в Крымской войне 1853-1856 годов болью отозвались в сознании михайловцев, как и всех патриотов Отечества. По горячим следам войны, когда ещё не стихли бои, на базе офицерских классов училища 30 августа 1855 года была создана Михайловская артиллерийская академия. В наступавшей эпохе «машинных пушек» в планах военной реформы 1860-1870-х годов на академию были возложены задачи создания научных заделов в области вооружения. Одновременно она закрепила за собой функцию головного центра артиллерийского образования преимущественно с инженерно-техническим уклоном, курируя и деятельность артиллерийских училищ, готовивших кадры для строевых частей артиллерии.
     Нынешним михайловцам есть с кого брать пример. Из стен академии за годы её существования вышли 102 кавалера ордена Святого Георгия, 95 Героев Советского Союза, 5 Героев России, 2 Маршала Советского Союза, 14 главных маршалов и маршалов рода войск, лауреаты Государственных премий и других почётных знаков отличия России. В их числе преподаватель и начальник академии на рубеже 1930-1940-х годов, а затем выдающийся полководец Маршал Советского Союза Леонид Говоров. За вклад в подготовку военных кадров Михайловская военная артиллерийская академия награждена 10 отечественными и иностранными орденами.
     
Главная аудитория – поле

     Впрочем, вспоминая в эти дни о заслугах, в академии больше думают о перспективах развития вуза.
     - Юбилей – это не только повод для обращения в прошлое, но и оценка настоящего и взгляд в будущее, – считает начальник Михайловской военной артиллерийской академии генерал-майор Владимир Дятлов. – Государственная политика придания армии нового облика предполагает глубокую реформу военного образования. Судьба нашего учебного заведения зависит от его способности к комплексной модернизации. Задача в том, чтобы прагматично, творчески, отбрасывая предвзятость и штампы, исходя из интеллектуально честного взгляда, развивать и реализовывать уже найденные решения обновления образовательного процесса, искать оригинальные пути его развития. Ракетным войскам и артиллерии требуются и кадры, отвечающие новому облику Вооруженных Сил, современные теоретические разработки, а также практические рекомендации, которые лягут в основу уставов, инструкций, наставлений.
     Начало этой работе в академии положено. Образовательный процесс перестроен в соответствии с новой организационно-штатной структурой войск. В кратчайшие сроки профессорско-преподавательский состав разработал новые учебно-методические материалы. Новые черты обрели и некоторые другие стороны учебного процесса, прежде всего связанные с подготовкой специалистов ракетного профиля. Вплоть до 2010 года учения с ними на базе ракетной бригады проводились только в форме показа штатными специалистами. С этого года былая созерцательность замещена практическим исполнением курсантами и слушателями обязанностей соответствующих должностных лиц. Так, нынешней осенью на полевом выходе на Лужском артиллерийском полигоне в ходе учения произведены пуск боевой ракеты тактического ракетного комплекса «Точка-У» и поражение целей реактивной системой залпового огня «Смерч».
     Конечно, учебный процесс выходит на современный уровень информатизации, к услугам слушателей и курсантов всё более современные компьютерные тренажерные комплексы. Но настоящую проверку на профессионализм они по-прежнему проходят в главной аудитории – на занятиях и учениях в поле.
     Сегодня учебные нагрузки на курсантов и слушателей стали заметно выше, что требует особого внимания к уровню их физической подготовки. В академии достаточно успешно осуществлен переход к организации физической подготовки согласно требованиям НФП-2009. В ходе ежеквартальных проверок офицеры постоянного состава, курсанты и слушатели сдавали предусмотренные этим документом нормативы с высокими показателями. Обращает внимание, что количество офицеров, способных сдавать нормативы, составляет 90% при норме 85%.
     
К образованию
     нового типа

     С 1 сентября 2011 года российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты 3-го поколения. Под них в МВАА внедряется модульно-рейтинговая система обучения, ориентированная не на элементарное формирование знаний, умений и навыков, как прежде, а на достижение требуемых компетенций. Эта работа нуждается в большей целеустремленности, психолого-педагогической поддержке, прежде всего со стороны кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин и повседневной деятельности войск. Необходимо ясно представлять особенности компетенций современного специалиста РВиА, чтобы точечно работать в направлении их формирования. Вполне очевидно, что инновационные подходы к образованию предполагают повышение роли личностно-ориентированного обучения. Критерием его качества является такой тип образования, которое переходит в самообразование, самовоспитание и фазу творческого саморазвития личности курсанта и слушателя.
     Наиболее яркой формой его проявления в годы учёбы является участие курсантов и слушателей в военно-научной работе. В академии 23 военно-научных кружка. В 2009 году результаты 43 научных исследований слушателей и курсантов использованы при выполнении плановых НИР, 212 – при совершенствовании учебно-материальной базы. Офицеры и курсанты академии получили денежные премии министра обороны РФ, участвуя в конкурсе по проблематике вооружения и военной техники РВиА. Курсанты В. Дудник и С. Любарчук получили золотую и бронзовую медали во Всероссийской межвузовской конференции молодых исследователей.
     В числе лидеров в Сухопутных войсках МВАА и по доле докторов наук среди профессорско-преподавательского состава. Она составляет 10%, а кандидатов наук – 56%. Общий процент защитившихся ученых по академии на 3% выше, чем по Вооруженным Силам в целом, и на 6% – нормы, установленной аккредитационным показателем. Вопреки объективным трудностям последних десятилетий в академии удалось даже несколько увеличить процент дипломированных учёных среди профессорско-преподавательского состава, сохранить 12 научных школ, 5 из которых имеют статут известных. В академии плодотворно работают три диссертационных совета.
     Академия является ведущим исполнителем и разработчиком концепции огневого поражения и Боевого устава артиллерии. Эта работа в основном завершена, прежде всего благодаря таким ученым, как полковник В. Лукьянов, полковник И. Бурлов. Значительный вклад в её успех внесли ветераны академии В. Видуто, В. Чернигель, В. Кириллов. Совместно с учебно-научным центром Сухопутных войск специалисты академии плодотворно трудились над единой методикой планирования огневого поражения противника в операции и бою. Большая работа была выполнена по рецензированию основных руководящих документов Сухопутных войск. Так на деле ученые и педагоги академии доказывают её роль как центра военного образования и науки.
     Научному творчеству, современному образовательному процессу и новому облику Вооружённых Сил абсолютно противопоказаны служба и учёба «из-под палки», низкий уровень организованности и дисциплины. Коллективными усилиями был подготовлен «Кодекс чести «Михайловцы», в котором в обобщённом виде представлены главные нравственные и деловые ценности.
     О качестве подготовки выпускников вуза говорит тот факт, что ежегодно не менее 10% слушателей и курсантов оканчивают академию с золотой медалью, а около 20% – с дипломом с отличием. По отзывам из войск, выпускники академии – это высокоподготовленные, верные традициям ракетных войск и артиллерии офицеры.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex