В уходящем году Военно-воздушные силы фактически завершили реформирование в структуре нового облика Вооружённых Сил РФ. В связи с переходом на новую организационно-штатную структуру территориальные командования ВВС и ПВО переданы в непосредственное подчинение четырёх объединённых стратегических командований военных округов. Новые подходы к боевой подготовке и к применению сил и средств военной авиации потребовали пересмотра системы подготовки лётного состава ВВС. О том, чем сегодня измеряется уровень боевой готовности и какое будущее ожидает авиацию Военно-воздушных сил в ходе преобразований, рассказывает начальник авиации - заместитель главнокомандующего ВВС по авиации генерал-лейтенант Игорь САДОФЬЕВ.
- Игорь Васильевич, каковы основные итоги работы авиации Военно-воздушных сил в уходящем году? В каких основных мероприятиях боевой учёбы российских Вооружённых Сил принимали участие экипажи ВВС?
- Работа авиации ВВС в 2010 году была направлена на повышение профессиональной подготовки офицеров в целом и, конечно, лётной выучки экипажей в частности, их готовности к ведению боевых действий по предназначению. Особое внимание было уделено вводу в строй и обучению молодого лётного состава, подготовке пилотов на квалификационную категорию. Результатом выполненных в 2010 году задач стали возросшие показатели лётной и боевой подготовки авиации. Средний налёт на одного лётчика увеличился по сравнению с предыдущим годом на 9 процентов. На качество лётно-тактической подготовки, несомненно, повлияло количество лётно-тактических учений, число которых возросло на 14 процентов, в том числе с боевой стрельбой на 18 процентов. В полтора раза увеличились объёмы подготовки лётного состава на классность по количеству привлекаемого лётного состава и выполненных полётов по программе. Все это результат кропотливого труда руководящего и всего личного состава авиационных объединений, соединений и частей, вузов и центров боевого применения Военно-воздушных сил.
Итогом проделанной работы стало успешное участие лётных экипажей ВВС в крупномасштабном оперативно-стратегическом учении «Восток - 2010», а также организация и проведение совместных мероприятий боевой подготовки с вооружёнными силами других государств. Так, при высоком качестве решены задачи в рамках учений «Взаимодействие-2010», «Мирная миссия - 2010», «Индра-2010». В крупномасштабных учениях авиация принимала участие и как самостоятельный вид Вооружённых Сил, отрабатывая действия по созданию авиационных группировок, организации и ведению боя.
- Что касается столь масштабного участия боевой авиации в оперативно-стратегическом учении «Восток - 2010». Какие задачи стояли перед авиационной группой, задействованной в нём, какими силами и средствами она была представлена?
- К участию в учении привлекались все Военно-воздушные силы. Впервые создание группировки авиации осуществлялось с привлечением сил и средств всех объединений. Для создания группировки на стратегическом направлении было организовано перебазирование фронтовой авиационной составляющей из европейской части страны - Липецкой, Ростовской, Воронежской областей - к театру военных действий. Лётные экипажи, непосредственно задействованные в учении, совершили беспосадочные перелёты с дозаправкой топливом в воздухе. Два экипажа истребителей-бомбардировщиков Су-34 Липецкого авиацентра совершили беспосадочные перелёты с дозаправками в воздухе в район учения на аэродром Дземги и обратно. Наряду с экипажами современных фронтовых бомбардировщиков аналогичную задачу по перебазированию на новое стратегическое направление выполнили более 20 экипажей самолётов Су-24М с тремя дозаправками топливом в воздухе и продолжительностью беспосадочного перелёта около восьми часов. Привлечение их к участию в таком крупномасштабном учении в первую очередь продиктовано соображениями проверки реальных боевых возможностей и оценки реализации возросшего боевого потенциала фронтовой бомбардировочной авиации в условиях смены стратегических направлений.
В рамках учения «Восток - 2010» лётные экипажи выполняли самостоятельные задачи по ведению воздушной разведки, минированию, постановке помех системам обнаружения и наведения, патрулированию и ведению воздушных боёв по отражению массированных ракетно-авиационных ударов. В рамках межвидового взаимодействия экипажами боевой авиации было организовано сопровождение и прикрытие десанта на маршруте и в районе десантирования, выполнялись задачи авиационной поддержки боевых действий наземной группы войск тактически и с применением авиационных средств поражения, обеспечены поисково-разведывательные действия.
- Исходя из новых требований к организации и ведению современного боя изменятся ли представления о применении военной авиации в составе разнородной группировки войск? Скажется ли это на планах боевой подготовки авиационных соединений и частей в новом облике ВВС?
- В условиях современного видения боя действия авиации будут строиться по принципу интегрирования в единую систему всех средств вооружённой борьбы на стратегических направлениях независимо от их видовой принадлежности с охватом огневого, информационного, радиоэлектронного и специального воздействия на объекты противника на суше, на море, в воздухе и космосе, на всю глубину их дислокации. В ходе учений отрабатываются вопросы тесного взаимодействия авиации с Сухопутными войсками и Военно-морским флотом.
Переподчинение сил и средств авиации в объединённые стратегические командования не скажется на организации боевой подготовки в частях и соединениях ВВС. Что касается конкретно армейской авиации, то она продолжит выполнять поставленные задачи в составе Военно-воздушных сил. Армейская авиация по-прежнему будет решать широкий спектр задач прежде всего в интересах Сухопутных войск. Уровень налёта часов у лётного состава авиационных соединений и частей не будет зависеть от подчинённости. При планировании лётной работы в объединениях, авиационных соединениях и частях на год учитываются исправность авиационной техники и лимит авиационного топлива, достигнутый и планируемый уровень подготовки каждого лётчика и члена лётного экипажа, мероприятия учебно-боевой подготовки и задачи, поставленные конкретно перед каждой частью.
- На каких самолётах предстоит летать обновлённым Военно-воздушным силам? Ожидается ли поступление новой авиационной техники в части и соединения ВВС?
- Военно-технические приоритеты развития ВВС в соответствии с программой переоснащения на ближайшую перспективу предусматривают несколько направлений. Прежде всего это перевооружение боевых частей фронтовой и армейской авиации на современную технику. Выполнение мероприятий по поддержанию исправности вооружения и военной техники на уровне, обеспечивающем выполнение боевых задач по предназначению. А также проведение научно-исследовательских конструкторских работ по созданию перспективных средств вооружённой борьбы.
Для Дальней авиации приоритетом остается совершенствование технической оснащённости в основном за счёт модернизации самолётов строя Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ, Ил-78М, которая в среднесрочной перспективе должна достигнуть количественного значения около 80 процентов. Предусмотрено также продление назначенных сроков службы самолётов стратегической авиации, средств информационного обеспечения применения авиационного комплекса. Несомненно, ВВС не будет отказываться от закупки и новых самолётов.
В авиационном парке Командования военно-транспортной авиации предусматривается переоснастить технику в два этапа как за счёт модернизации самолётов строя, так и за счёт закупки новых, количество которых составит свыше 50 процентов. Значительные изменения произойдут в оснащении фронтовой и армейской авиации. Так, часть действующих самолётов строя фронтовой авиации будет модернизирована, а самолётный парк в среднесрочной перспективе пополнится более чем наполовину новыми и примерно на 14 процентов перспективными самолётами. В соответствии с государственным оборонным заказом на 2011 год планируется закупка и поставка в войска самолётов Су-27СМ, Су-30М2, Су-34, Су-35С, Як-130. В армейской авиации будет закуплено на тот же период около 70 процентов новой авиационной техники, а далее планируется довести ее количество до 100. В 2011 году планируется поставка вертолётов Ка-52, Ми-28Н, Ми-8АМТШ (МТВ-5-1), Ка-226 и учебного вертолёта «Ансат-У».
Всего до 2020 года планируется закупить и провести модернизацию около 2.000 авиационных комплексов с постоянно нарастающим ежегодным темпом. При этом количество новой техники составит более 1.500 самолётов и вертолётов, а модернизированной - около 400. Кроме кардинального обновления авиационной техники, спланированные до 2020 года мероприятия, по предварительным расчётам специалистов, позволят почти в 18 раз увеличить долю современного высокоточного оружия, почти в 4,5 раза повысить количество авиационных комплексов, способных действовать круглосуточно и всепогодно, в 10-12 раз снизить уровень потерь самолетов и вертолетов. До шести раз планируется увеличить долю беспилотной техники, доведя ее состав до 30 процентов от общей численности авиации. Все эти мероприятия позволят обеспечить стопроцентную способность авиабаз действовать в едином разведывательно-информационном управляющем поле.
- Как вы оцениваете современное состояние аэродромной сети ВВС и каковы основные направления ее развития на ближайшие годы?
- Аэродромная сеть ВВС в настоящее время находится в удовлетворительном состоянии. Вместе с тем на её поддержание в эксплуатируемом состоянии необходимы значительные затраты материальных и финансовых средств. В ближайшие годы планируется провести реконструкцию основных аэродромов базирования авиации ВВС, которая позволит увеличить количество и типы базирующихся на них летательных аппаратов. Аэродромы, использование которых в мирное время не предусматривается, планируется законсервировать или передать на содержание сторонним организациям.
В состав аэродромной сети ВВС также входит ряд аэродромов совместного базирования с авиацией других федеральных органов исполнительной власти и организаций. Следует особо отметить, что в настоящее время Минобороны России разработаны и проходят согласование проекты изменений и дополнений в Федеральный закон об обороне и Воздушный кодекс Российской Федерации. Они позволят военной авиации при выполнении возложенных на неё задач использовать аэродромы других министерств и ведомств, не отнесённые к аэродромам совместного базирования и совместного использования.
- С 1 ноября 2010 года в силу вступили новые Федеральные правила использования воздушного пространства. В частности, установлен уведомительный порядок использования некоторых участков воздушного пространства. Как эти изменения повлияют на использование боевой авиации ВВС России?
- Вступившее в силу 1 ноября 2010 года постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» внесло ряд корректив в порядок организации использования воздушного пространства нашей страны. Введение в некоторой части воздушного пространства Российской Федерации уведомительного порядка его использования прежде всего продиктовано возможностями органов управления воздушным движением осуществлять полноценный контроль за воздушными судами в данной области. Поскольку в пространстве, используемом в уведомительном порядке, не предусматривается диспетчерское обслуживание, логичным представляется и ненадобность самого диспетчерского разрешения.
В этом случае вся ответственность за предотвращение столкновений с воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями возлагается на командира воздушного судна. Одновременно предусматривается и ужесточение санкций в отношении пользователей, пренебрегающих нормами воздушного законодательства. К подобным полётам будут допущены только прошедшие соответствующую подготовку и зарегистрированные пользователи воздушного пространства, которым в обязательном порядке предписано знать аэронавигационную и метеорологическую обстановку по планируемому маршруту полёта.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что в соответствии с действующим Воздушным кодексом Российской Федерации незыблемыми остались государственные приоритеты в использовании воздушного пространства. Положения Воздушного кодекса предусматривают первоочередное предоставление воздушного пространства для отражения воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооружённого вторжения на её территорию, а также выполнение полётов воздушных судов в интересах обороноспособности и безопасности государства.