на главную страницу

8 Декабря 2010 года

Геополитика

Среда

К гармонии от Лиссабона до Владивостока

Игорь НОВИКОВ, эксперт Института
  геополитической информации «Энергия»,
   карта из ru.wikipedia.org



Месяц назад в Брюсселе был представлен проект энергетической стратегии Евросоюза до 2020 года. Эта стратегия, подчеркнем, имеет не только экономическое значение, но и в существенной мере влияет на формирование внешнеполитического курса и планы в области военного строительства ЕС. Это и есть та самая «реаль-политик», при которой энергетический фактор уже второе столетие определяет во многом характер межгосударственных отношений, а многие военные конфликты порождены борьбой за контроль над энергоресурсами. Недавняя война США против Ирака - тому убедительное подтверждение...

     В НОЯБРЕ еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер сообщил, что Еврокомиссия предлагает инвестировать в энергетику Евросоюза в течение 10 лет 1 трлн. евро. Цель - обеспечить стабильное энергоснабжение стран Евросоюза в 2020-х годах и снизить зависимость их экономики от импортируемого углеводородного топлива. Окончательное решение будет принято главами государств на саммите 4 февраля 2011 года, которое решено впервые полностью посвятить энергетическим проблемам.
     Евросоюз намерен снизить к 2020 году на 20 процентов выбросы углекислого газа по сравнению с уровнем пикового 1990 года, повысить уровень энергосбережения на 20 процентов и довести объём альтернативной энергетики до 20 процентов от всего энергопотребления ЕС. Цели, с точки зрения политической рекламы, выглядят эффектно: 20 - 20 - 20.
     По словам Эттингера, образно назвавшего энергию «кровью общества», сегодня европейский энергетический сектор «недостаточной конкурентоспособен, технологии устарели, инфраструктура недостаточно развита». С точки зрения Еврокомиссии (высшего органа исполнительной власти Евросоюза - прообраза будущего общеевропейского правительства), откладывать модернизацию энергетики уже нельзя, поскольку мировое предложение нефти уже достигло своего пика, а спрос на энергоресурсы продолжит расти.
     Новая энергетическая стратегия ЕС исходит из нескольких ключевых приоритетов. Во-первых, обретение новых запасов энергоресурсов. Это, в частности, использование гидроэнергии и альтернативных источников, в том числе ветра, геотермальных систем, Солнца, и стимулирование производства искусственного жидкого топлива.
     Во-вторых, модернизация энергетической инфраструктуры ЕС, включая создание «гибких электросетей нового поколения» с электронным управлением. Предполагается также значительно расширить газопроводную систему, чтобы иметь возможность перекачивать газ в любом направлении между европейскими государствами.
     Наша справка. Запланировано создать сеть газопроводов, которые соединят рынки Центральной и Юго-Восточной Европы. Произойдёт интеграция газовых сетей стран Балтии и создание «коридора» Север-Юг на территории бывших государств-участников Варшавского договора. На территории «старых членов» ЕС, т.е. в Западной Европе, также будут построены дополнительные «соединительные» газопроводы, которые позволят «маневрировать» топливом, поступающим с прибрежных терминалов по приему сжиженного газа и по трубопроводам из Северной Африки.
     В-третьих, повышение энергоэффективности на всех уровнях - от частных домохозяйств до целых городов. Намечено таким путём экономить до 20-25 процентов ныне потребляемой энергии.
     В-четвертых, формирование единой «энергетической внешней политики», призванной гарантировать стабильность в поставках в Европу традиционного углеводородного топлива - нефти и природного газа. Но роль нефти всё же будут целенаправленно снижать.
     Продолжится, видимо, и курс на расширение парка электроавтомобилей, что неизбежно уменьшит спрос на бензин. В этом направлении сегодня уже активно работают США и Япония.
     В ПРЕДСТОЯЩЕЕ десятилетие Еврокомиссия намерена обеспечить проведение консолидированной политики стран Союза в отношении нынешних поставщиков газа. Для создания единого энергетического рынка необходимым считается признание всеми странами лидирующей роли Брюсселя, т.е. Еврокомиссии, в этой области. Пока же конституция Евросоюза (Лиссабонский договор) оставляет энергетику в ведении национальных правительств.
     Одновременно предусматривается поиск новых партнёров, которые обеспечат диверсификацию источников энергоресурсов и эксклюзивный подход к ним - вплоть до прямых инвестиций из бюджета ЕС в реализацию инфраструктурных проектов - даже коммерчески нерентабельных, но необходимых Союзу. Среди них - «южный коридор», по которому намечено доставлять в Европу от 45 до 90 млрд. кубометров газа с Ближнего Востока (Египет, Ирак) и из каспийского региона в обход России. На этот проект Евросоюз готов выделить до 14 млрд. евро.
     «Южный коридор» - это прежде всего проект «Набукко», ставший своего рода идефикс для антироссийски настроенных кругов в штаб-квартире Евросоюза, хотя он не решает всех проблем энергобезопасности стран Евросоюза. Его пропускная способность составит 31 млрд. кубометров в год.
     Наша справка. Первые поставки газа по «Набукко» Евросоюз надеется получить в 2015 году. Скорее всего, если трубопровод всё же построят, это будет газ не из бывших республик СССР, а из Египта (подтверждённые запасы 2,2 трлн. кубометров) или Ирака (3,2 трлн. кубометров).
     Изначальный же замысел «Набукко» - газопровода, названного по имени правителя древнего Вавилона Навуходоносора II, состоял в том, чтобы организовать поставку газа с месторождений Ирана в Персидском заливе. Но вследствие обострения отношений стран НАТО с Ираном из-за его ядерной программы в 2006 году возникла идея получать газ в обход России из Туркменистана и Азербайджана.
     Для транспортировки газа из Туркменистана требуется проложить подводный газопровод из Туркменбаши в Баку. В обозримом будущем это маловероятно из-за неурегулированности вопроса о правовом статусе Каспия. На недавнем саммите глав прикаспийских государств в Баку (18 ноября) этот вопрос решить так и не удалось. Предполагается, что очередная попытка будет предпринята в следующем году на саммите в России, а пока представители всех пяти государств готовят предложения по делимитации границ.
     В этих условиях консорциум европейских компаний изучает вопрос о возможности переправлять туркменский газ в Европу через Каспий в сжиженном виде (3–4 млрд. кубометров в год) начиная с 2014 года. Гипотетически это возможно, однако потребует постройки завода по сжижению газа на туркменском берегу и терминала по приему и регазификации - на азербайджанском.
     Газ в обход России Евросоюз способен получать также в ограниченных объемах из Азербайджана. Некоторыми возможностями эта страна располагает уже сегодня. При внутренних потребностях в 10–11 млрд. кубометров на её месторождениях в этом году будет добыто 28 млрд. кубометров. В Евросоюзе планируют получать в ближайшие годы 8–12 млрд. кубометров азербайджанского газа по трубопроводу IТGI (Турция - Греция - Италия). Он будет соединен с уже действующим газопроводом Баку - Тбилиси - турецкий Эрзурум. Начало эксплуатации маршрута - 2012 год.
     Наша справка. Совокупная добыча газа в Азербайджане за 2011–2014 годы составит 120 млрд. кубометров. В будущем году в стране добудут 29 млрд. кубометров, а в 2014 году - 32 млрд. кубометров.
     Существует также проект AGRI (Azerbaijan - Georgia - Romanian Interconnector), который предполагает поставки азербайджанского сжиженного газа (СПГ) в Румынию через территорию Грузии (порт Кулеви) и Чёрное море. Объем поставок - от 2 до 8 млрд. кубометров. Интерес к СПГ из Азербайджана проявляет и Украина, но опять же надо строить в Одессе регазификационный терминал.
     Нельзя исключить и участия Азербайджана в проекте «Набукко». По существующим подсчетам, для минимально рентабельного наполнения трубопровода необходимо изыскать около 10 млрд. кубометров, и такими дополнительными объемами республика в 2014–2015 годах будет располагать.
     

     «...В нашу повестку мы должны поставить вопрос о поощрении новой волны индустриализации европейского континента, в том числе путём создания стратегических альянсов в таких отраслях, как судостроение, автопром, авиапром, космические технологии, медицинская и фармацевтическая промышленность, атомная энергетика и логистика».
     Из статьи В. Путина «Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса - к новой повестке партнёрства» в немецкой газете «Зюддойче цайтунг», ноябрь 2010 года.

     

     ОЖИДАЕТСЯ, что зависимость Европы от импорта «голубого топлива» будет расти и достигнет к 2020 году трёх четвертей общей потребности в газе. Это означает, что потребность в дополнительных объемах природного газа составит не менее 60 млрд. кубометров.
     Наша справка. По оценкам экспертов, в этом году европейский рынок газа преодолел последствия кризисного 2008-го и восстановился до прежних объемов. За первые 7 месяцев с.г. потребление газа в Европе составило 331 млрд. кубометров, а по итогам всего года составит 560 млрд. кубометров (27 стран Евросоюза, Турция и Швейцария).
     Среди предложений Еврокомиссии - пересмотр мировой системы ценообразования на природный газ, чтобы «отвязать» её от цен на нефть. Этот вопрос затрагивает интересы российского «Газпрома», для которого ситуация на европейском рынке газа в этом году сложилась не лучшим образом. Россия традиционно поставляет «голубое топливо» в Европу по долгосрочным контрактам, в которых цены привязаны к нефтяным котировкам с отставанием примерно в 6–9 месяцев. Вследствие выхода на европейский рынок значительных объемов СПГ биржевые (спотовые) цены на газ существенно снизились. И если цена 1000 кубометров российского газа в нынешнем году составляла свыше 300 долларов, то при спотовых поставках - 200–250.
     Правда, с началом зимы, сопровождающимся заморозками и снегопадами, спотовые цены на газ в Европе значительно подскочили и почти сравнялись с контрактами «Газпрома». Но это, видимо, временно. В Италии потребители могут приобретать СПГ из Катара по 240 долларов за тысячу кубометров, и наплыв СПГ в Европу, в первую очередь из Катара, в ближайшие годы будет только увеличиваться.
     Наша справка. Катар занимает 3-е место в мире по запасам природного газа после России и Ирана. Доказанные запасы - 25,8 трлн. кубометров. Суммарные возможности заводов по производству СПГ - 84 млрд. кубометров. Экспорт в 2009 году - 68 млрд. кубометров. Основная часть - в виде СПГ (49 млрд. кубометров).
     Пример Италии, куда, кстати, российский «Газпром» намеревается проложить новый газопроводный маршрут («Южный поток»), - весьма характерный пример новой ситуации на газовом рынке Европы. Страна основные объёмы газа импортирует при скромной собственной добыче (в 2009 году соответственно 70 и 8 млрд. кубометров). Основные поставщики - североафриканские Алжир и Ливия, а также Нидерланды, Норвегия, Россия и Катар.
РОССИЙСКИЕ компании, несмотря на некоторое сокращение доли «Газпрома» в европейском потреблении газа, остаются в числе успешных игроков на энергорынке Европы. Например, компания ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в Болгарии, Румынии, а также долями в комплексе ISAB на итальянском острове Сицилия (49 процентов) и в голландском НПЗ TRN (45 процентов). Совокупная мощность зарубежных НПЗ компании (включая мощности на Украине) составляет более 26 млн. тонн нефти в год.     «Газпром» завершает прокладку газопроводного проекта «Северный поток». Заполнение газом трубопровода начнется уже в мае 2011 года. При его строительстве пришлось найти ряд сложнейших технологических решений. К примеру, морской участок маршрута по дну Балтики составляет 1.213 километров, и на нём не предусмотрено строительство промежуточных компрессорных станций. Поэтому для транспортировки газа компрессорная станция на российском берегу должна обеспечивать огромное давление, чтобы «голубое топливо» достигло германского Грайфсвальда.
     Наша справка. «Северный поток» (Nord Stream) позволит поставлять природный газ в Германию, Данию, Нидерланды, Великобританию и Францию. Запуск первой очереди газопровода с пропускной способностью 27,5 млрд. кубометров в год намечен на сентябрь 2011 года. Строительство второй нитки позволит к концу 2012 года увеличить пропускную способность газопровода до 55 млрд. кубометров.
     Продвижение российских компаний в газовой сфере тормозят ограничительные меры Евросоюза, которые формально нацелены на демонополизацию энергорынка. Так называемый третий энергетический пакет, одобренный Евросоюзом в конце прошлого года, предписывает всем странам Союза обеспечить разделение бизнеса по продаже и транспортировке газа. Эти правила вступают в силу в марте 2011 года (при адаптационном периоде в два года).
     По мнению Москвы, новые правила на рынке газа, которые планирует ввести ЕС, не только нанесут ущерб российским компаниям, но и вызовут удорожание энергоресурсов. Такое мнение выразил в прошлом месяце председатель Правительства РФ Владимир Путин, выступая в Берлине на пресс-конференции. «Мы понимаем, что европейские коллеги стремятся демонополизировать рынок, и в целом это правильно», - сказал он. Но предложенные решения могут оказаться вредными для вертикально интегрированных компаний, в том числе из России и Германии. При «механическом» следовании принципам борьбы с монополизмом могут появиться посредники, которые постараются просто «наварить» на поставках углеводородного сырья, и стоимость конечного продукта для европейских потребителей существенно увеличится.
     Какие-то компромиссные решения в штаб-квартире ЕС, видимо, найдут, так как без России энергобаланс Союза будет ущербным. И в Брюсселе отдают себе отчет, что никакими новыми маршрутами и альтернативными источниками Европе российские нефть, природный газ и уголь не заменить. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер привёл в ноябре такие цифры: Российская Федерация обеспечивает 31 процент от общих поставок газа в Евросоюз, 27 процентов нефтепоставок и 24 процентов поставок угля. Значительная часть поставок урана также идет из России.
     
* * *

     Накануне ноябрьского визита Владимира Путина в Германию газета «Зюддойче цайтунг» опубликовала его статью «Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса - к новой повестке партнерства», в котором он призвал «научиться не на словах, а на деле учитывать стратегические интересы друг друга...» Её основные положения отразили видение Москвой перспектив сотрудничества с ЕС в энергетической сфере и в целом в экономической сфере: создание «гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока». Слово - за Брюсселем.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex