на главную страницу

8 Декабря 2010 года

Футбол

Среда

Кредитная линия

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ,
  «Красная звезда».



Сейчас, когда радость от того, что наша страна впервые в своей истории примет чемпионат мира по футболу–2018, чуть-чуть улеглась, самое время детально оценить произошедшее в Цюрихе, ибо наша победа имеет две стороны. Первая – это национальный престиж, а вторая – обязательства, которые мы взяли перед ФИФА. Иначе говоря, нам предоставили кредит доверия, который мы обязаны вернуть. И именно на этом хотелось бы сегодня заострить внимание, потому что за красочной идеей проведения мундиаля, ставшей, по сути, новым национальным проектом, стоят серые будни, начинающиеся в этот самый момент. В оставшиеся семь лет мы должны не только совершить скачок в футболе, но и, что более важно, «перезагрузить» всё общество. В противном случае кредит этот станет мыльным пузырём...

     
Спасти телевидение

     Начнём с ревизии наших футбольных проблем.
     С тех пор как 90 процентов матчей чемпионата России ушло на «спутник» – «НТВ-плюс», а произошло это три года назад, телевизионная составляющая российского футбола не только не улучшилась, несмотря на все увещевания руководства канала, а напротив, стала ещё хуже. Клубы не получают ни достаточных средств, ни роста аудитории (а наблюдается как раз её отток), ни качественного прорыва в телевещании – ничего этого нет.
     В очередной раз мы убеждаемся, что законы, по которым живут люди в Европе, не работают у нас. «Плюсовцы» полагали, что болельщики ринутся покупать спутниковые тарелки и ресиверы, но на деле вышло совсем не так. Да, кто-то всё-таки установил оборудование, но большинство довольствуется тем, что есть, и не испытывает никакого дискомфорта. Нет футбола в прежнем количестве? А нам и одного матча по Первому и на «России-2» в записи вполне хватает – вот так рассуждают наши соотечественники. И делают правильно: чтобы платить 300-400 долларов за установку (и ещё от 5 до 20 в месяц в качестве абонентской платы), нужно быть абсолютным фанатом футбола и... безработным, потому что смотреть весь пакет каналов, который предлагает «НТВ-плюс» вместе со спортивным блоком, может только тот, кто не обременён ни работой, ни домашними делами. Вот поэтому у нас и нет того, что есть на Западе, где футбол смотрят по «спутнику», и это никого не напрягает: во-первых, там качество телевизионного продукта несравнимо выше, а во-вторых, стоит это гораздо дешевле, при том, что зарплата там и так выше, чем в России.
     Вот что рассказал о телевизионных проблемах президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер:
     - У нас с Европой огромная пропасть. За нынешний год мы (16 клубов Премьер-Лиги. – Прим. авт.) получили от «НТВ-плюс» 24 млн. долларов. Для сравнения: в Румынии отчисления за футбольные трансляции от телевидения составляют 265 млн. долларов. В Турции – 275 млн. Задумайтесь, где мы?! Я даже не упоминал сейчас Германию. Там доходы от телевидения равны 860 млн. в год, и они 130 млн. отдают на первую и вторую лигу, чтобы футбол развивался. Идём дальше. Англия – трёхлетний контракт на 3 млрд. фунтов! Испания – 800 млн., правда, из них почти 500 млн. приходится на долю «Реала» и «Барселоны», но ведь 300 млн. идут остальным. Сравните с нашими 24 млн. долларов. Я могу привести сейчас в качестве примера Венгрию, Польшу, Голландию... Цифр, по скромности сопоставимых с нашими, нигде нет. Разница – в десятки раз.
     Я не сравниваю качество трансляций «НТВ-плюс» с качеством трансляций, скажем, канала Sky. Как раз картинку «НТВ-плюс» потихоньку улучшает. Дело в продаже продукта. Для 140-миллионной страны 500 тысяч подписчиков каналов «НТВ-плюс Спорт» или «Наш футбол» – это ничто. Компания делает ставку на элитного зрителя, что неправильно. Был же разговор, что канал «Наш футбол» будет стоить 300 рублей. Согласен, отличная идея, подпишутся многие. Например, 3 млн. человек. Это 30 млн. долларов в месяц, за десять месяцев – 300 млн. долларов. Спокойно можно дать 200 млн. футбольным клубам. Но ведь надо же бесплатно поставить комплект оборудования. А он у нас стоит от 9 до 15 тыс. рублей. За границей подобный комплект стоит 1 евро или 1 фунт – в зависимости от того, в какой стране находишься. Задумайтесь! А у нас – 300-400 долларов. Многие столько платить не в состоянии. Почему я думаю, что «НТВ-плюс» работает не совсем эффективно? Потому что у него есть спонсор – «Газпром-медиа», к которому приходишь и снимаешь шляпу: дяденька, помогите. А должен быть бизнес-проект – не к дяденьке ходить, а зарабатывать.
     С Евгением Ленноровичем трудно не согласиться. Навести порядок с телеэфирами – это, пожалуй, первоочередная задача, потому что не будет аудитории – не будет интереса. Нет интереса – нет футбольной культуры, вот поэтому у нас так популярны «Дом-2», «Пусть говорят», «Прожекторпэрисхилтон» и множество подобных шоу.
     
Стадионы? Построим!

     В предстоящие семь лет России предстоит подготовить к чемпионату 16 стадионов. Только один из них – столичные «Лужники» – готов на настоящий момент. Но и эта арена будет серьёзно модернизирована. Среди представленных в заявке стадионов ещё три требуют реконструкции – ярославский «Шинник», екатеринбургский «Центральный» и столичное «Динамо», где ремонт длится уже год.
     Третьим столичным стадионом должен стать «Спартак», долгожданное строительство которого пока не началось. Проект места проведения домашних матчей красно-белых находится на стадии согласования документов. Ещё один современный футбольный объект появится в Московской области. Его расположение пока не определено, но, по неофициальной информации, стадион возведут в Подольске.
     Северо-западный регион России на ЧМ-2018 представят Санкт-Петербург и Калининград. В анклаве планируют возвести 45-тысячник, которым будет пользоваться местная «Балтика». Поддерживаемый «Газпромом» питерский «Зенит» получит самый дорогой стадион. Его стоимость превысит 400 млн. долларов. При этом стадион «Санкт-Петербург» окажется и самым вместительным – в проекте заявлено почти 70 тысяч мест.
     Новые арены появятся в Поволжье: в Нижнем Новгороде, Самаре, Волгограде, Казани и Саранске. Столица Мордовии получит один из самых ярких стадионов, внешне напоминающий оранжевый подсолнух. Примут мундиаль и южные города: Краснодар, Ростов-на-Дону и постолимпийский Сочи.
     Ориентировочная расходная часть бюджета ЧМ-2018 превысит 600 млрд. руб., половину из которых покроет федеральный бюджет. «Предварительные расчёты показывают, что это сумма от 200 до 300 миллиардов рублей. Это самые главные расходы, чтобы провести чемпионат», – заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин. По его словам, дополнительные средства потребуются из федерального бюджета для развития инфраструктуры – дорог,
     аэропортов и вокзалов. Основная нагрузка на бюджет начнётся с 2013 года. К этому времени будут закончены объекты к Универсиаде в Казани и Олимпийским играм в Сочи, после чего начнётся строительство объектов к ЧМ-2018 в городах, которые будут выбраны для его проведения, пояснил министр. Часть стадионов и гостиниц должна быть построена за счёт средств частного бизнеса, заявил Алексей Кудрин.
     Нет сомнений, что страна справится с подобной нагрузкой, и к 2018 году мы обзаведёмся крупными аренами самого высокого класса, однако здесь есть нюанс: как эти стадионы впишутся в облик России после чемпионата? Со столичными стадионами всё ясно – они не будут пустовать априори, как и арена «Санкт-Петербург». Вместимость некоторых стадионов уменьшится за счёт сборно-разборных конструкций, но особенно тревожно за те стадионы, чьи команды выступают в низших дивизионах. Траты на эксплуатацию и обслуживание стадионов могут лечь непосильным бременем на бюджеты клубов. К тому же пример самарских «Крыльев Советов», уже не первый год испытывающих мучения от финансовых проблем, показывает, что никто не застрахован от этого. Так что руководству страны и отечественного футбола необходимо со всей серьёзностью подойти и к этому аспекту: стадионы должны работать и после чемпионата мира!
     
Шанс для «перезагрузки»

     А теперь мы подходим к самому главному вопросу – «перезагрузка» общества.
     Вспомните профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца»: «А кто она такая, ваша разруха? Старуха с клюкой? Да её вовсе не существует... когда я начну мочиться мимо унитаза и моему примеру последуют другие, у меня наступит разруха. Разруха не в клозетах, а в головах!»
     Ментальную составляющую мы сейчас и затронем.
     Как бы ни прискорбно это звучало, но многое в нашей стране делается не для людей, удовлетворения их нужд и создания для них комфортных условий жизни, а для личного обогащения. Это касается всех сфер деятельности. Необоснованно высокие цены в гостиницах при убогом сервисе, а иногда и его полном отсутствии, ремонт ради ремонта (ну не выгодно у нас строить дороги на десятилетия – их нужно ремонтировать каждый год, причём желательно зимой, когда коэффициент, а следовательно, и бюджетные ассигнования выше), хамство и безразличие к судьбе своих соотечественников (увы, и такого среди нас полным-полно) и прочее, и прочее, продолжать можно еще очень долго.
     Вот смотрите: мы пообещали, что болельщики во время чемпионата мира будут передвигаться между городами, где проходят матчи, бесплатно – по билетам на игры. Идея отличная, но как вы думаете, неужели авиакомпании будут работать себе в убыток? Тут есть только два варианта – само государство заплатит перевозчику компенсацию или сам перевозчик переложит эти затраты на плечи других пассажиров, то есть неболельщиков, увеличив тарифы для них.
     Или возьмём другую плоскость – ни для кого не секрет, что в России особым образом растут цены. Один мой знакомый из Сочи рассказывал, как покупал на местном рынке зелень на следующий день после победы города на выборах столицы Олимпиады. Он покупал её всё время у одной и той же бабушки, и вот утром 5 июля 2007 года она накинула на пучок лука, петрушки и укропа по 2 рубля. Вроде немного, но мой знакомый спросил, почему зелень-то подорожала, и продавщица ответила: «Так Олимпиаду будем принимать, сынок, вот и подорожала зеленушка!»
     За прошедшие три года в городе, где «тёмные ночи», подорожала уже не только зеленушка, но и многое другое – недвижимость, земля, услуги, товары. Такое, увы, будет ожидать и города, которые примут чемпионат мира. Это наша национальная беда – содрать с граждан побольше, но при этом ничего кардинального не улучшить. А ещё обидно другое: нам неважно с кого содрать – со своих или с иностранцев. Я неоднократно бывал за границей и там поражался своим наблюдениям: в том же Таиланде есть цены для «фаранга» – иностранца (они, конечно, выше) и для местного населения. Туристы приедут на чемпионат мира и уедут, но пойдут ли после их убытия цены вниз? Риторический вопрос.
     Глядя на карту городов будущего чемпионата, я невольно вспоминаю блистательнейшую лекцию Остапа Бендера о будущем Нью-Васюков. Нет, это, безусловно, здорово, что в том же самом Саранске будет современнейший аэропорт, но кончится чемпионат, и что будет с аэропортом, который сейчас обслуживает только один рейс до Москвы (притом не каждый день)? В то же время сотни других городов не обзаведутся ни стадионами, ни аэропортами – и это тоже неправильно.
     Понимаете, когда цены на авиабилеты внутри страны дороже международных перелётов, когда в Берлин слетать дешевле, чем в Омск, а отдыхать за границей выгоднее, чем на нашем Черноморском побережье, – значит, в стране что-то не так.
     Благодаря чемпионату мира у нас появится шанс все это изменить. Этот чемпионат нужен нам для того, чтобы вылечиться от всех болезней последнего времени – спортивных и не только: избавиться от проявлений социального неравенства, разобраться с футбольными «договорняками», пандемией «откатов» и «распилов», запустить систему физического воспитания и сделать ещё много чего хорошего для нашего же блага.
     Мы все построим, все организуем, но чемпионат призван дать нам новый импульс, иначе, как только он завершится, всё вернётся на круги своя – как уже было после Олимпиады-1980.
     Хочется, чтобы мы не разбазарили эту возможность, как уже неоднократно с нами происходило. В конце концов наша сборная у себя дома не имеет права выступить плохо. Кто будет играть в этой команде из нынешнего состава? Наверное, Акинфеев (ему будет всего 32 в 2018-м), может, еще пару человек из адвокатовской сборной 2010-го, но на 90 процентов это будет сборная, которой мы ещё не знаем. Хотя могли бы и знать. Вы вообще помните, что в 2006-м наши 17-летние пацаны выиграли чемпионат Европы? Помните? Только кто из вас знает, где сейчас играют подопечные Игоря Колыванова? Наше «золотое» поколение, которое к 2018-му было бы в самом соку, исчезло из поля зрения: где Савенков, Помазан, Морозов, Самсонов, Сапета, Власов, Гаглоев, Коротаев, Фомин, Горбатенко, Бобровский, Рыжов, Амирханов, Мочалин, Кашиев, Щербак, Маренич? За исключением спартаковца Прудникова, все они в клубах второго-третьего эшелона, а например, их ровесник Томаш Нецид (тогда в финале наши по пенальти переиграли как раз сборную Чехии) играет за ЦСКА.
     У нас больше нет права на такое. Мы обязаны научиться дорожить тем, чем обладаем, и ценить то, что имеем. «Что имеем – не храним, потерявши – плачем...» От этого надо уходить, а еще мы должны благодарить ФИФА за доверие, да что уж тут – за подарок! Нам предстоит отблагодарить эту организацию самым лучшим чемпионатом мира в истории, после которого футбол и вся наша жизнь станут другими!
     Я в это верю! А вы?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex