на главную страницу

10 Декабря 2010 года

Страна и мир

Пятница

ПЕРМАНЕНТНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ

Владимир СИМКИН, Анатолий ЛЮКСЕМБУРГ.



На днях Токио вновь «взорвал» информационное поле японско-российских отношений, заявив, что в районе острова Хонсю в небе появились два Ил-38 Тихоокеанского флота России, которые совершали облёт территории в течение нескольких часов. А поскольку в этом районе проходили совместные японско-американские военные учения, то их, по утверждению Токио, пришлось прервать из-за опасности утечки секретных данных. В результате возникла тема, которая в течение нескольких дней интенсивно обсуждалась в средствах массовой информации двух стран, да и за их пределами. Хотя, если бы не шум, поднятый в Токио, никто не обратил бы внимания на полёты российских самолётов в непосредственной близости от района масштабных учений США и Японии, так как ничего экстраординарного в этом нет - наблюдение за военными маневрами другими странами стало общепринятой практикой.

     В связи с этим, естественно, возникает вопрос: зачем Токио потребовалась эта шумная кампания? Ответ на него, думается, следует искать в давно уже проводимой японскими властями политике постоянного обострения проблемы Курил. Вот и на сей раз японские СМИ, комментируя полёты российских самолётов Ил-38, сделали вывод, что они стали ответом Москвы на действия министра иностранных дел Страны восходящего солнца Сэйдзи Маэхары, который в конце прошлой недели демонстративно рассматривал Курильские острова.
     Сначала с борта патрульного самолёта пограничной службы, который, находясь исключительно в японском воздушном пространстве, пролетел вдоль острова Кунашир, а затем с берега, когда, приземлившись на территории портового городка Немуро, в бинокль рассматривал мелкие необитаемые островки Южных Курил. После чего, встречаясь с престарелыми бывшими жителями, депортированными после прихода советских войск в 1945 году, Маэхара заявил: «Именно здесь я хорошо понял, что нам необходимо хотя бы днём раньше решить территориальный вопрос и подписать мирный договор с Россией». При этом министр называл острова исконными японскими территориями.
     В Москве в целом спокойно отнеслись к полёту Маэхары к Кунаширу. «У нас не возникает никаких возражений против того, что японские политики издалека, со своей территории, смогут полюбоваться красотой наших удивительных пейзажей», - заявил в связи с этим официальный представитель МИД РФ. Хотя, конечно, нельзя не видеть, что эта поездка стала, по сути, ответным демаршем Токио на посещение Президентом России Дмитрием Медведевым 1 ноября острова Кунашир. В Токио это поначалу назвали провокацией и в знак протеста даже отозвали посла из Москвы. Однако первый взрыв эмоций быстро сменился пониманием неприятной истины: эскалация ругани может привести к тому, что Москва вообще перестанет вести разговоры о судьбе Южных Курил, что для японских властей стало бы настоящей катастрофой.
     Ведь это проблема является для них своего рода палочкой-выручалочкой - они прибегают к её помощи всякий раз, когда надо снять остроту восприятия японским обществом экономической ситуации. А она сегодня имеет явную тенденцию к ухудшению. Так, в октябре уровень безработицы в Японии вырос до 5,1 процента по сравнению с 5 процентами, зафиксированными в сентябре месяце. Что касается промышленного производства, то оно сократилось на 1,8 процента, что привело к потере 180 тысяч рабочих мест. Попытки кабинета министров Японии исправить положение с помощью дефляции и повышения курса йены не увенчались успехом. В результате доверие населения и поддержка действий кабинета министров Японии во главе с Наото Каном упало на 25 процентов. Свыше 45 процентов японцев считают, что генеральный секретарь японского правительства Йосито Сенгоку должен уйти в отставку.
     В этих условиях в японском правительстве решили вспомнить и о курильской проблеме, а заодно и о российской военной угрозе. Хотя, как известно, Советский Союз (и Россия как его преемница) получил под свою юрисдикцию южную часть острова Сахалин и прилегающие к нему острова, а также Курильские острова, полностью согласовав, без ссылок на историю, свои действия с основными своими союзниками по Второй мировой войне: США и Великобританией. Это было зафиксировано в Ялтинском и Потсдамском соглашениях 1945 года, которые не подлежат пересмотру и никаким ревизиям согласно принципу необратимости, необратимости исторических событий и времени.
     Следует также заметить, что и никакой мирный договор в настоящее время России с Японией не нужен. Потому что фактически такой договор был неявно установлен и подтверждён подписями сторон при принятии безоговорочной капитуляции Японии 2 сентября 1945 года. В связи с чем и было прекращено состояние войны и объявлено состояние мира во всём мире, а мирный договор можно было в то время официально подписывать, а можно и не подписывать - такова международная практика.
     Хотелось также подчеркнуть, что подавляющее большинство россиян одобряют поездку Президента РФ Дмитрия Медведева на Курилы и не считают необходимым дальнейшее обсуждение с Японией территориальной принадлежности четырёх островов Курильской гряды. Таковы результаты проведённого недавно опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Точнее, 82 процента участников опроса назвали правильным посещение Курил главой Российского государства. Что касается претензий официального Токио на четыре южнокурильских острова - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, которые в Японии называют «северными территориями», то 79 процентов опрошенных ВЦИОМ высказались за то, чтобы «оставить острова за Россией и перестать обсуждать эту проблему». Все Курильские острова перешли под административный контроль СССР по итогам Второй мировой войны.
     Предложенные ВЦИОМ альтернативные варианты решения территориальной проблемы между Японией и Россией по поводу четырёх островов нашли сравнительно небольшое количество сторонников. 5 процентов респондентов считают, что «нужно оставить решение этого вопроса следующим поколениям», 4 процента высказались за «совместное российско-японское управление островами» и только 2 процента участников опроса считают, что Японии «нужно передать» все четыре острова. Еще 2 процента опрошенных высказались за то, чтобы «передать Японии только два острова, а два других пока оставить за Россией».
     Эти данные говорят сами за себя. И их не могут не учитывать в Токио, если там действительно желают выстраивать отношения с нашей страной на принципах добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex