на главную страницу

15 Декабря 2010 года

Армия и общество

Среда

К дивизии нового облика

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда» стал командир 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии ВДВ гвардии полковник Игорь ВИНОГРАДСКИЙ.

     - Игорь Валентинович, какова численность вашей дивизии? Из каких полков она состоит?
     - Дивизия состоит из четырёх полков - два десантно-штурмовых и по одному артиллерийскому и зенитно-ракетному. Плюс части, которые обеспечивают боевые действия. В общей сложности шесть тысяч человек.
     - В ходе проводимых в Вооружённых Силах преобразований Воздушно-десантные войска также претерпели ряд изменений...
     - Да, это так. К примеру, если говорить об офицерском корпусе, то раньше он составлял 14 процентов от общей численности войск. Произошло сокращение. Мы вышли на 10 с половиной процентов. Сокращение произошло за счёт второстепенных звеньев. Кроме того, прапорщики теперь у нас находятся на должностях сержантов. Категории прапорщиков уже нет. На них возложены сержантские функции.
     С выходом на новый облик повысились разведывательные, огневые возможности наших подразделений. Увеличены возможности и противовоздушной обороны.
     - Разъясните, пожалуйста, что значит повышение разведывательных, огневых возможностей. За счёт чего увеличены возможности противовоздушной обороны?
     - У нас в каждом батальоне есть разведывательные взвода, чего раньше не было. Огневые возможности увеличены потому, что каждому батальону добавили артиллерию. Если раньше придавали батальону артиллерию, то сейчас она там находится штатно. А насчёт возможностей противовоздушной обороны – то создан полк на базе прежнего дивизиона.
     - А какие новые вооружения к вам приходят?
     - Например, БМД-4.
     - А чем она от БМД-2 и БМД-3 отличается?
     - Комплексом вооружения. Задачи за наводчика-оператора, командира выполняет автомат. Имеются автоматы прицеливания, наведения, заряжания... Это упрощает стрельбу. Достигаются более эффективные результаты.
     - А что оператору приходится делать?
     - Он выбирает цель, тип боеприпаса и нажимает кнопку. Орудие с учётом всех поправок наводится на цель. Оператор корректирует огонь. Рядом с ним находится командир, который наблюдает за результатами огневого поражения.
     Также к нам поступают новые противотанковые комплексы, способные поражать цели, например пробивать броню современных танков на расстоянии до 4 тысяч метров.
     - А каково у вас соотношение военнослужащих по призыву и контракту?
     - 40 процентов контрактников, 60 – по призыву. Мы выполняем требования командующего Воздушно-десантными войсками, начальника Генерального штаба о том, чтобы контрактники были на должностях, определяющих боеспособность. То есть это командиры, наводчики-операторы, механики-водители... Должности, требующие наиболее сложной подготовки.
     А, например, стрелки-гранатометчики, ряд других должностей комплектуются за счет призывников. У нас смешанный принцип комплектования.
     - Как строится при этом подготовка военнослужащих по призыву?
     - Мы полностью выполняем требования командующего. А он подчеркивает, что основа жизнедеятельности – боевая подготовка. С подготовкой за год военнослужащего по военно-учётной специальности нет проблем. Кроме того, ещё и воспитанием занимаемся. И гражданско-патриотическим, и воинским. И другими видами воспитания. Мы ведь защитника Отечества готовим!
     Проводим учения. В этом году, к примеру, провели с одним полком полковое учение в полном объеме во взаимодействии с частями Военно-воздушных сил. С другим полком провели командно-штабное учение. Перед этим с батальонами проводим тактические учения.
     В завершившемся учебном году учёба была напряженной. По итогам командно-штабного учения командующий Воздушно-десантными войсками поставил дивизии оценку «хорошо». Он председательствовал в комиссии, проверял дивизию не только в ходе учения, но и по всем предметам обучения и всем направлениям деятельности и в целом поставил удовлетворительную оценку по итогам года. С 1 декабря начался новый период обучения. И у нас уже идёт активная фаза индивидуальной подготовки военнослужащих, слаживания подразделений.
     - А каково качество призывников, тех, кто приходит к вам?
     - Осенью мы уволили, скажем так, одномоментно 1.700 человек. Соответственно столько же и набираем. Из призываемого контингента 15 процентов имеют высшее образование. Это те, кто уже окончил высшее учебное заведение...
     - А что можно сказать о физической подготовке?
     - По приказу министра обороны в Вооружённых Силах, в том числе и у нас в дивизии, введена новая система физической подготовки. В течение четырех часов в день военнослужащий может полностью сосредоточить свое внимание на физподготовке. Это утренняя физическая зарядка длительностью 50 минут, плановые занятия, спортивно-массовая работа, часы самостоятельной подготовки... И на осенней проверке уже можно было посмотреть на результаты. Офицерскому корпусу, контрактникам в целом поставлена хорошая оценка. Пять рот и батарей оценены на «отлично»...
     - А у вас какие-то особые нормативы?
     - Нет, общевойсковые. Единственное, что добавляется, – рукопашный бой. При зачётах непременно учитывается оценка и за рукопашный бой.
     Каждого новобранца, военнослужащего по призыву мы сразу проверяем, тестируем. Смотрим, на каком он уровне, чтобы дальше решать, что с ним прежде всего делать: то ли учить подтягиваться, то есть силе, то ли учить бегать, то есть выносливости. Каждый военнослужащий знает необходимое ему количество баллов, свои проблемные зоны для того, чтобы можно было индивидуально планировать физическую подготовку.
     - А ему помогают это планировать? Ведь не каждый сам может понять точно, что, как и надо ли вообще что-то подтягивать в своей физической готовности...
     - У меня есть помощник по физической подготовке и спорту. В каждой воинской части у командира такой помощник есть. В подразделениях – инструктора, которые имеют спортивное образование. Только на научной основе выстраиваются эти процессы.
     Военнослужащие по призыву обеспечены спортивной формой. В этом году началось централизованное обеспечение ею. Военнослужащие по контракту, естественно, за свои деньги покупают. Все занимаются в спортивной форме. А вот военно-прикладные виды спорта, марш-броски выполняются в военной форме. Для того чтобы занятия качественно проходили, в дивизии имеется 4 спортзала, 20-метровый плавательный бассейн, 9 гимнастических городков на улице, семь полос препятствий. И в каждой роте есть спортивные уголки, которые позволяют заниматься, не выходя из расположения части...
     - А из чего состоят спортивные уголки?
     - Брусья, перекладина... А для тяжелой атлетики гири, штанги...
     - Сколько прыжков совершает в среднем каждый боец за год?
     - В среднем около четырёх прыжков в год. Это разноплановые прыжки. В зависимости от задач. Первая задача – это простейшие прыжки. Вот сейчас мы принимаем молодежь, готовим к совершению прыжка. Часть военнослужащих уже отпрыгала. Из самолета Ан-2, без оружия. Вторая задача – из Ан-2, с оружием. Следующий этап у них будет из Ил-76.... Вот так мы их выводим на более сложные задачи, на учения...
     - С одной стороны, прыжок – дело очень серьёзное. А с другой... 4 прыжка за год... Хватает ли этого для того, чтобы человек считался подготовленным?
     - Считаю, что достаточно. В дивизии в этом году совершено в общей сложности около 21 тысячи прыжков. Всего в ходе учений десантировано 38 единиц техники. Командующий Воздушно-десантными войсками требует, чтобы на батальонном учении в обязательном порядке десантировалось 6 единиц техники, а на полковом учении – вдвое больше. Мы эту задачу в 2010 году выполнили полностью.
     Кстати, у нас в этом году трое военнослужащих объявлены чемпионами мира. Они были лучшими на чемпионате мира в Черногории...
     - А как сегодня кормят ваших военнослужащих? Жалоб нет?
     - В дивизии уже на протяжении 5 лет питание осуществляется сторонними организациями. То есть личный состав обслуживается – о чем сейчас много говорят – организацией, не связанной с армией. И жалоб нет. Пища разнообразная, вкусная, качественная. Мы следим за этим. Начальник медицинской службы, помощник командира по материально-техническому обеспечению ежедневно докладывают мне о качестве приготовления.
     - А на зимнее питание перешли уже?
     - На зимнее питание? С учетом сала? ...У нас питание корректируется в связи с полевыми выходами. Для караулов... Есть больничный паёк, есть паёк для военнослужащих, которые попали в аэромобильный отряд или медицинский пункт полка.
     - А что сейчас представляет собой сухой полевой паек? Насколько он тяжел?
     - Он не тяжёлый, а по количеству калорий вполне обеспечивает жизнедеятельность организма на сутки.
     - А что в него входит?
     - Консервы различные... Вообще сухпайки разные бывают. Они многообразны, зависят от решаемых задач.
     - Нет ли сегодня дефицита молодых офицеров? В каких вузах готовятся для вас офицерские кадры?
     - Офицеров для нас готовят в большинстве военных училищ. Не только Рязанское десантное, но и другие. Артиллеристов готовят, связистов, медиков... В дивизию пришли 50 молодых офицеров. Все они устроены, все находятся на должностях.
     - А что бы вы могли сказать о подготовке сержантов нового облика?
     - В прошлом году впервые в Вооружённых Силах Российской Федерации на базе Рязанского десантного училища создано структурное подразделение, которое занимается подготовкой сержантов. Я, например, с нетерпением жду, когда эти специалисты поступят. Хотелось бы, конечно, чтобы они были подготовлены и как военные люди, тактики, и как воспитатели.
     У меня в дивизии есть контрактники, которых я по имени-отчеству знаю! Потому что они высокопрофессиональные специалисты. Люди ответственные. Они с честью служат. Этих военнослужащих мы отправляли и в Москву на различные мероприятия, они выполняли представительские функции. И знаю, что они выполнят любую задачу в подразделении.
     - Игорь Валентинович, а каковы жилищные, материальные условия у ваших военнослужащих? Квартирами обеспечиваете?
     - В этом году в дивизии постоянным жильём обеспечены 226 военнослужащих. На сегодняшний день у нас потребность в постоянном жилье – 88 квартир. Причём жилищное строительство, закупки квартир Министерством обороны таковы, что мы уже сейчас могли бы полностью эту проблему закрыть. Но прохождение документов усложняет процесс. То есть квартиры уже построены, физически они есть, а вот на согласование документов уходит немало времени... Это волокита. Некоторые документы военнослужащие отправляют, а какой-то бумаги, которая должна быть обязательно, не хватает. Документы возвращаются. А время уходит.
     - Много ли у вас офицеров, которые готовы уйти в запас, но у них нет квартир, поэтому по закону вы не можете их уволить?
     - Порядка 50 человек. Это те, у кого подошли сроки увольнения, кто изъявил желание увольняться, кто сокращен по оргштатным мероприятиям...
     - А много ли лейтенантов пользуются возможностью взять ипотеку и купить квартиру?
     - В числе таких не только лейтенанты, а все военнослужащие по контракту. У меня всего стоит в очереди на ипотеку человек 300. В этом году были выданы денежные средства для 50.
     - А где, кстати, предпочитают покупать квартиры?
     - В основном это Псков или Псковский район. Там идет строительство коттеджных поселков. И денег, выданных государством, достаточно, чтобы купить хорошее жилье.
     - Давайте вернёмся к боевой подготовке. Как у вас обстоят дела с компьютерными технологиями, автоматизированными системами управления?
     - Особенностью завершившегося учебного года стало то, что мы сделали серьёзные шаги в этом направлении. В первую очередь это касается базового комплекса автоматизированной системы управления тактического звена. От солдата-десантника, который действует на поле боя, командира взвода, роты, батальона вплоть до командира дивизии. Созданы автоматизированные рабочие места, в том числе и в полевых условиях, на боевой технике. У нас сейчас идут доработки базовых машин с использованием АСУ. В классах созданы тренажёры для того, чтобы выходить в поле, уже имея какие-то навыки. Одна из целей учения, которое проводил с нами командующий Воздушно-десантными войсками, заключалась как раз в проверке готовности органов управления различных звеньев к работе с использованием новых систем управления.
     У меня самого есть несколько автоматизированных рабочих мест. И в моей командно-штабной машине, и на рабочем месте в палатке, и на рабочем месте в кабинете. Так что проблем с этим нет.
     - А что касается обмундирования военнослужащих – с этим тоже нет проблем?
     - Военнослужащие, призванные из военкоматов, поступают уже в новой высококачественной полевой форме одежды. И обувь у них более качественная, чем раньше. Разгрузочные жилеты тоже современные, обеспечивающие действия десантников в бою. Средства связи меняются с аналоговых на цифровые в различных звеньях управления...
     - А по 400-му приказу дополнительные выплаты у вас офицеры получают?
     - У меня 60 процентов офицеров получают награждения деньгами по 400-му приказу... Сегодня всё делается, чтобы военнослужащие занимались только боевой подготовкой и стремились выполнять поставленные перед ними задачи так, как предписано войскам нового облика.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex