на главную страницу

15 Декабря 2010 года

Без камуфляжа

Среда

Былое в новом цвете

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     Для кинематографа сейчас вновь наступило революционное время. Долгожданные нанотехнологии в кино уже заметны. Стремительно атакует нас с экранов «объемный» 3D, грозящий приобрести чуть ли не запах, вкус и возможность «прикоснуться» к увиденному. Поражая с непривычки техническими новациями, эта новомодная кинопродукция пока не всегда затрагивает душу. Может потому, что в погоне за внешними эффектами наносная «глазурь» не даёт фильмам «дышать». Потому и не возникает желания смотреть тот же «Аватар» по второму разу. Есть в нём что-то эмоционально искусственное. А вот многие советские фильмы «в запас» не уходят. Те же «Белорусский вокзал», «Щит и меч», «Беспокойное хозяйство», «Иваново детство»... Перечислять можно долго. Но всё-таки и сюда вносятся некие творческие коррективы. Те же нанотехнологии предоставили возможность «раскрасить» и любимую киноклассику. Ведь старые фильмы в основном снимались в чёрно-белом варианте. Поэтому после возможности создания «говорящего» кино появление цветной пленки стало ещё одной революцией в кинематографе. И сразу возникла тревога: не потеряют ли чёрно-белые картины свою историческую и культурную самобытность, присущую им стилистику? Даже современные режиссёры порой намеренно снимают на чёрно-белую плёнку, чтобы передать атмосферу времени.
     Показ на телеэкранах цветной версии сериала «Семнадцать мгновений весны» прибавил противников колористики в старом кино. Не будем анализировать причины неприятия основной аудиторией конкретного эксперимента. К тому же всегда есть выбор: хочешь, смотри фильм в привычном формате, хочешь - в цвете. Есть и еще один плюс за «раскрашивание»: с каждой новой работой приходит опыт, появляются всё новые технические инструменты, которые способствуют повышению качества.
     С 25 ноября на DVD появилась ещё одна «раскраска», как по-детски ехидствуют сторонники «доброго старого кино». Компания «Формула цвета» выпустила полнокрасочную версию классической советской ленты «Офицеры». Это не первый эксперимент фирмы на поле колоризации чёрно-белого отечественного кинонаследия. «В бой идут одни «старики», «Волга-Волга», «Подкидыш», «Весёлые ребята» заиграли красками тоже благодаря компании-энтузиасту.
     В планах студии столько различных проектов, что это позволяет назвать «Формулу цвета» одним из передовиков в своей области в России, но, кстати, к колоризации сериала «о Штирлице» компания не имеет никакого отношения.
     Режиссёр Эльдар Рязанов так сказал по поводу цветных версий в кино: «Колоризация старых чёрно-белых фильмов имеет как союзников, так и врагов. И это естественно. Всё зависит от того, как это сделано».
     Реставрация плёнки дело трудоемкое во всех отношениях, ведь надо не только убрать на оригинале царапины, поправить звук. Тяжело работать непосредственно и с цветовым балансом. Хотя во все времена трава была зелёная, а знамена - красными, но... Например, для точного соответствия цветов на форме и наградах солдат авторами были изучены многочисленные исторические материалы. Кроме изображения были проведены работы над восстановлением звука «Офицеров» в соответствии с нынешними стандартами.
     «Мы прежде всего стараемся не навредить фильмам, с которыми работаем. Ведь у колоризации есть такой тонкий момент, что, когда зритель смотрит даже чёрно-белую картинку, у него в голове всё равно возникает некое представление об исходном цвете, и вот здесь главное, чтобы не было отторжения», - отметил Игорь Лопатёнок, который руководил всеми работами по восстановлению ленты «Офицеры». Стоит сказать, что в кинематограф Лопатёнка привела... ратная стезя. Он - офицер запаса, служил в РВСН. Дед его прошёл всю Великую Отечественную войну, мама во время войны в 14 лет осталась без руки...Так что к военному кино у режиссёра отношение особое.
     ...Признаюсь, когда шла на спецпоказ фильма «Офицеры» в одном из московских кинотеатров, волновалась. Ведь исполнителю главной роли в нем, народному артисту СССР Василию Лановому, идея расцвечивания фильма не пришлась по душе.
     На показ были приглашены и курсанты Военного университета в Москве, которые картину видели не по одному разу и очень её любят. И они тоже переживали, как она будет смотреться в новом варианте.
     В будущем году фильму «Офицеры» исполняется 40 лет. И на Первом канале, благодаря которому и появилась возможность дать любимому фильму второе дыхание, его покажут обязательно. Стоит ли смотреть? Уверена, что да. Настолько бережно и с любовью, мне кажется, протянута эта «цветная нить» Памяти о «героях былых времен». Создатели нового старого кино не обманули добрые ожидания и тех, кто выбрал благодаря этой картине профессию - «Родину защищать». По крайней мере, так говорили мне по окончании показа будущие офицеры.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex