на главную страницу

22 Декабря 2010 года

Армия и общество

Среда

Военная школа в единой сети



Переход Вооружённых Сил на новый облик, сокращение численности офицерских должностей в пользу качественных показателей потребовали от руководства Министерства обороны серьёзных изменений системы военного образования, подходов к образовательному процессу в целом. При общем сокращении числа военных вузов сформированная к 2012 году единая сеть межвидовых учебно-научных центров будет призвана обеспечить Вооружённые Силы необходимым количеством военных специалистов.


     Система военного образования - главный инструмент формирования кадрового потенциала Вооружённых Сил. Сегодня она играет ведущую роль в обучении, профессиональной переподготовке и повышении квалификации военнослужащих, воспроизводстве педагогических и научных кадров. Её значимость сохранится и в будущем. Именно поэтому повышение эффективности системы военного образования Военной доктриной Российской Федерации отнесено к основным приоритетам развития военной организации государства.
     Эта система должна находиться в постоянном развитии, чутко реагировать на изменения в средствах и способах вооружённой борьбы, в структуре и задачах армии и флота, учитывать возрастающие требования к офицерским кадрам.
     Реформирование военной школы всегда осуществлялось одновременно с коренной реорганизацией Вооружённых Сил. Крупнейшие преобразования в этой области произошли в периоды создания и становления регулярных армии и флота в петровские времена, при проведении «милютинских» военных реформ во второй половине XIX века, в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, и в разгар «холодной войны» в 70-х годах прошлого века.
     Современный этап развития военной школы начался в 1992 году с созданием российских Вооружённых Сил. В этот период работа по реформированию военного образования строилась на основе Концепции развития системы военного образования Вооружённых Сил Российской Федерации (1993 г.), Программы совершенствования системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации (1998 г.) и Федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» (2002 г.).
     Каждый из этих документов преследовал конкретные цели. Так, Концепция 1993 года была направлена на восстановление целостности системы военного образования, которая понесла большие потери в результате распада СССР, приведение деятельности военно-учебных заведений в соответствие с новым законодательством в области военной службы и профессионального образования.
     Программы 1998 и 2002 годов были направлены на реорганизацию всех компонентов системы военного образования. Однако недостаточное финансирование не позволило провести коренного преобразования. Произошло лишь некоторое улучшение информационно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в трети имеющихся на тот период вузов. Система оставалась громоздкой и имела ряд существенных недостатков. Так, большое количество узкоспециализированных малочисленных вузов не обеспечивало необходимый уровень подготовки выпускников при высоких затратах на обучение. Образовательный процесс был ориентирован на «натаскивание» обучающихся в решении типовых задач, что ставило выпускников вузов в сложное положение при принятии решений в противоречивой, быстроменяющейся обстановке современного боя. Неоправданный отрыв военного образования от военной науки, когда научный потенциал военно-учебных заведений (в вузах сосредоточено свыше 70% всех учёных Минобороны России) практически не использовался ни для развития военного образования, ни для строительства военной организации государства в целом.
     Существенное влияние на ситуацию в военном образовании оказали и трансформации, происходившие в нашем государстве и обществе. В военно-учебные заведения сегодня поступают юноши, родившиеся и выросшие в новой России. У них иной менталитет, другие система ценностей и взгляды на жизнь. Поэтому возникла необходимость в формировании новых подходов к обучению и воспитанию курсантов в военно-учебных заведениях, к условиям их проживания и учёбы, занятиям спортом и культурному развитию.
     Решение о формировании нового облика Вооружённых Сил Российской Федерации, принятое военно-политическим руководством государства, послужило толчком к модернизации всех сторон жизни и деятельности армии и флота, включая и систему военного образования.
     Перед военной школой были поставлены задачи:
     первая - обеспечить новое качество военного образования, выйти на уровень военно-профессиональной подготовки, отвечающей современным и перспективным требованиям к военным специалистам;
     вторая - привести сеть и ёмкость военно-учебных заведений в соответствие с изменившимися параметрами кадрового заказа на подготовку офицеров.
     Параметры перспективной сети военно-учебных заведений одобрены Президентом Российской Федерации в июле 2008 года. В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1951-р и от 11 ноября 2009 г. № 1695-р осуществляется её формирование. В основу оптимизации вузовской сети положены принципы концентрации подготовки военнослужащих по широкому спектру специальностей с различными уровнями образования в системообразующих вузах, интеграции образовательного процесса и научных исследований.
     Реализуя эти решения, в 2009 году были созданы военные учебно-научные центры видов Вооружённых Сил, укрупнён ряд военных академий и университетов. В результате проведённых мероприятий общее количество военно-учебных заведений сократилось с 64 до 16. В настоящее время подготовку офицеров осуществляют: три военных учебно-научных центра видов Вооружённых Сил, 11 военных академий и 2 военных университета. В качестве филиалов к ним присоединены все ранее существовавшие высшие военные училища и военные институты, а также профильные научно-исследовательские организации.
     По поручению главы государства в каждом федеральном округе создаются президентские кадетские училища. Главное предназначение этих военных образовательных учреждений инновационного типа - развитие системы поддержки талантливых детей, подготовка всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей, ориентированных на государственную службу как на военном, так и на гражданском поприще.
     В ходе мероприятий, связанных с реорганизацией военно-учебных заведений, полностью соблюдаются предусмотренные законодательством права и социальные гарантии военнослужащих и гражданского персонала вузов.
     В целом успешно решаются вопросы рационального использования учебно-материальной базы и фондов ликвидируемых вузов. Всё, что отвечает современным требованиям, передается в системообразующие вузы для использования в учебном процессе. Освободившиеся фонды используются в интересах Министерства обороны, в том числе для размещения воинских частей, учебных центров, а также создаваемых президентских кадетских училищ, или реализуются в целях решения социальных проблем военнослужащих, прежде всего обеспечения их жильём.
     Сегодня перед коллективами вузов остро стоит вопрос повышения уровня военно-профессиональной подготовки выпускников.
     Новый облик армии и флота диктует необходимость готовить высококомпетентных специалистов - профессионалов, способных самостоятельно решать задачи в любых условиях обстановки и мотивированных на военную службу. Это многосторонний процесс, требующий пересмотра организации, содержания и методик обучения, приведения их в соответствие с современными требованиями.
     В военно-учебных заведениях, как и во всей высшей школе страны, с 2011/2012 учебного года начнётся обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам.
     В их основу положен компетентностный подход к подготовке слушателей и курсантов. Он предполагает развитие у обучающихся способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Особенностью новых профессиональных образовательных программ является существенное усиление правовой, психологической, управленческой и лингвистической подготовки слушателей и курсантов, увеличение объёма и интенсивности физической подготовки.
     Одновременно в вузах возрождается культ учёбы. Совершенствуются меры морального и материального стимулирования лучших курсантов и слушателей. Созданы возможности для самореализации и саморазвития, освоения дополнительных образовательных программ, занятий научной работой, изучения иностранных языков не только в стенах вуза, но и за его пределами. Первым шагом стало введение свободного выхода из военно-учебного заведения после окончания плановых занятий. У курсантов и слушателей появилась возможность посещать библиотеки, культурные центры, выставки.
     Вместе с тем военно-учебные заведения будут без сожаления избавляться от курсантов, не способных успешно осваивать профессиональные образовательные программы или использующих обучение в военном вузе как способ избежать службы по призыву и бесплатно получить качественное высшее образование.
     Уже второй год в Военной академии Генерального штаба учебный процесс идёт по новой программе. В академию после вступительных экзаменов были зачислены лишь наиболее подготовленные в профессиональном отношении офицеры и генералы. К ним предъявляются высокие требования, в то же время они обеспечиваются достойным денежным довольствием и хорошими стартовыми возможностями для будущего карьерного роста. Наряду с изучением военных дисциплин слушатели академии Генштаба осваивают международное право, финансы и другие гуманитарные дисциплины, которые помогут адаптироваться в современной жизни.
     Военно-учебные заведения решают и принципиально новые для них задачи. Так, в 2009 году они приступили к выполнению важной социальной функции - профессиональной переподготовке увольняемых военнослужащих по одной из гражданских специальностей. Потенциал военно-учебных заведений позволяет ежегодно переподготавливать только по очной форме обучения свыше 20 тысяч человек. При этом ряд вузов реализует эту задачу выездными группами преподавателей.
     В качестве «пилотного» проекта организована подготовка сержантов-контрактников со средним профессиональным образованием в филиале Военного учебно-научного центра Сухопутных войск в Рязани.
     В числе наиболее важных направлений дальнейшей работы можно выделить следующие:
     первое - продолжение совершенствования внутренней структуры и учебно-материальной базы военно-учебных заведений. Новые образцы вооружения и военной техники, современное тренажёрное оборудование, электронно-вычислительная техника будут поставляться в вузы в приоритетном порядке. Уже сегодня на повестке дня создание «электронного вуза», представляющего собой автоматизированную систему организации и контроля образовательного процесса;
     второе - снятие с военно-учебных заведений задач по обеспечению повседневной хозяйственной деятельности и передача их сторонним организациям на принципах аутсорсинга. Это существенно сократит отрыв слушателей и курсантов от учебных занятий;
     третье - мониторинг профессиональных образовательных программ, разработанных на основе федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколении и их оперативная корректировка на основе анализа служебной деятельности выпускников вузов в войсках;
     четвёртое - поиск наиболее оптимальных подходов к подготовке специалистов, исходя из служебного предназначения выпускников вузов и перспектив прохождения ими военной службы;
     пятое - интеграция с гражданской высшей школой, что подразумевает:
     - непрерывное изучение и внедрение современных образовательных технологий, наработанных в стране и за рубежом;
     - привлечение к проведению занятий специалистов гражданской высшей школы;
     - организация повышения квалификации преподавателей в ведущих вузах страны.
     С 2013 года планируется введение в действие нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Министерство обороны России приняло самое активное участие в его подготовке. Большинство предложений, отражающих особенности деятельности военно-учебных заведений, нашло поддержку и включено в законопроект. С введением закона в действие предстоит существенно переработать нормативную правовую базу военного образования, привести деятельность военно-учебных заведений в соответствие с новыми требованиями.
     Вся работа по модернизации системы военного образования базируется на трехвековом опыте отечественной военной школы. Вместе с тем внимательно изучается опыт ведущих армий мира: США, Германии, Великобритании, Франции, Финляндии и других государств. Безусловно, они имеют свои национальные корни и особенности. Но ряд подходов к организации обучения и деятельности военно-учебных заведений заслуживает внимания и может быть использован в практической работе по модернизации российского военного образования.
     Военное ведомство работает в тесном контакте с Министерством образования и науки России. Это помогает выбирать наиболее оптимальные пути выхода на новое качество подготовки офицерских кадров.
     Главной задачей сегодня является переход от массового обучения к подготовке «штучного» специалиста. При этом основной упор будет направлен на формирование у слушателей и курсантов общекультурных, психологических, управленческих, общевоенных и военно-профессиональных компетенций с акцентом на предстоящую профессиональную деятельность выпускников. Такой подход позволит военно-учебным заведениям готовить настоящих военных профессионалов, способных уверенно и при высокой эффективности выполнять свои задачи в обновленных Вооружённых Силах.
     Важнейшую роль в достижении поставленных целей будет играть возрождение престижа военной службы и профессии офицера, статуса защитника Отечества. Эта проблема остается в центре внимания всех должностных лиц государства как на уровне Федерации, так и в регионах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex