на главную страницу

22 Декабря 2010 года

Армия и общество

Среда

Сухопутные войска: вектор роста

Фото Александра ЗЕМЛЯНИЧЕНКО.




     По мнению главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковника Александра Постникова, анализ итогов 2010 учебного года в Сухопутных войсках позволяет уверенно говорить о тенденции некоторого повышения интенсивности и качества боевой учёбы по сравнению с предыдущим годом. Одним из подтверждений этому могут служить следующие данные. В уходящем году в Сухопутных войсках было проведено почти 7.600 боевых стрельб отделений, более 2.500 боевых стрельб взводов, около 830 ротных и более 280 батальонных тактических учений.
     Наиболее значимым мероприятием подготовки Сухопутных войск стало оперативно-стратегическое учение «Восток-2010», которое проводилось в июне-июле 2010 года с привлечением около 42 тысяч военнослужащих и более 7 тысяч единиц вооружения и военной техники. В практических действиях на 9 полигонах от Сухопутных войск участвовали соединения и части из состава бывших Сибирского, Дальневосточного и Приволжско-Уральского военных округов, в частности восемь мотострелковых и одна танковая бригады.
     Кроме того, органы управления, части и подразделения Сухопутных войск принимали участие в ряде совместных учений с армиями зарубежных государств, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества («Мирная миссия–2010»), Организации договора о коллективной безопасности («Взаимодействие-2010»), а также с вооружёнными силами Индии и Монголии.
     Результаты проведённых в прошедшем учебном году мероприятий боевой подготовки, а также итоговых проверок за 2010 учебный год показывают, что уровень боевой готовности и полевой выучки соединений и частей Сухопутных войск несколько повысился и в целом оценивается положительно. В лучшую сторону по организации боевой подготовки и показателям боевой выучки войск можно отметить бывшие Ленинградский и Сибирский военные округа.
     Главной целью боевой подготовки Сухопутных войск в 2011 году, по словам генерал-полковника Александра Постникова, станет достижение уровня боевой выучки соединений, воинских частей и подразделений, гарантирующего их способность вести боевые действия и выполнять боевые задачи в соответствии с предназначением в различных условиях обстановки.
     Из этой цели вытекают основные задачи. В системе командирской подготовки они заключаются в повышении индивидуальной подготовленности офицеров и сержантов к выполнению своих функциональных обязанностей в занимаемой должности и на одну ступень выше, выработке и совершенствовании их методических умений и навыков. В подготовке органов военного управления речь в данном случае идёт о совершенствовании их слаженности и методов руководства подчинёнными воинскими частями и подразделениями, об организации и поддержании тесного взаимодействия с учётом применения разновидовых и разноведомственных группировок войск (сил). Основная задача в одиночной подготовке военнослужащих - выработка доведённых до автоматизма практических умений и навыков в действиях на поле боя, при вооружении, военной и специальной технике в различных условиях обстановки. Наконец, в подготовке соединений, частей и подразделений главная задача заключается в совершенствовании их боевого слаживания и подготовке к ведению самостоятельных высокоманевренных автономных действий в различных видах боя в условиях применения противником самых современных средств вооружённой борьбы, изыскании и освоении новых, более эффективных приёмов и способов ведения боевых действий.
     Новый учебный год станет не менее напряжённым по интенсивности боевой подготовки, чем предыдущий. При этом основные усилия предполагается сосредоточить на боевом слаживании подразделений до батальона включительно. Это объясняется тем, что достижение успеха в современном общевойсковом бою во многом зависит именно от способности батальонных тактических групп вести автономные высокоманевренные боевые действия на изолированных направлениях, нередко в отрыве от главных сил.
     В рамках боевого слаживания подразделений со всеми отделениями и взводами предусматривается провести боевые стрельбы, а с ротами и батальонами - тактические учения с боевой стрельбой. В дальнейшем спланировано проведение более 40 тактических и тактико-специальных учений с соединениями и частями родов войск и специальных войск, а также около 80 командно-штабных учений на местности. Ближе к завершению учебного года под руководством начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ пройдёт оперативно-стратегическое учение «Центр-2011».
     Как и в прошлом году, спланирован ряд совместных учений с участием иностранных государств, в том числе в рамках ШОС, ОДКБ, совместное оперативное учение с вооружёнными силами Белоруссии, а также Монголии и Индии.
     В скором времени, сообщил генерал-полковник Постников, может возобновиться практика проведения совместных учений с вооружёнными силами США. По крайней мере, на 2011 год спланированы переговоры о подготовке и проведении такого учения в 2012 году. Предусмотрен ряд ознакомительных поездок в рамках обмена опытом по подготовке войск в учебные центры, расположенные в Европе и на территории США.
     В числе главных особенностей организации боевой подготовки в новом учебном году - гибкое изменение продолжительности этапов и периодов слаживания подразделений и соединений в зависимости от условий обстановки, их состояния, боевого предназначения и характера решаемых учебно-боевых задач, а также то, что проводимые мероприятия по своему содержанию спланированы как межвидовые и даже межведомственные, т. е. с участием воинских формирований ВВС, ВМФ, ВДВ, других министерств и ведомств РФ.
     Эти особенности в полной мере отражены в новых программах боевой подготовки подразделений с 10-месячным циклом обучения, по которым Сухопутные войска будут заниматься в 2011 учебном году. При этом в организации боевой подготовки предстоит реализовать следующие основные нововведения:
     * продолжительность учебного дня увеличивается до 8 часов, а при проведении полевых выходов и полевых занятий - до 10 часов;
     * существенно возрастает длительность одиночной подготовки военнослужащих и боевого слаживания подразделений от отделения до батальона включительно, в том числе с участием воинских формирований других видов Вооружённых Сил и силовых структур РФ;
     * расширяется практика планирования и проведения комплексных занятий по предметам обучения и привлечения на полевые выходы батальонов приданных средств усиления родов войск и специальных войск;
     * значительно увеличивается учебное время на физическую подготовку: с учётом 2-3 часов плановых занятий ежедневно, утренней физической зарядки, мероприятий спортивно-массовой работы и самостоятельной тренировки военнослужащие будут заниматься физической подготовкой до 5 часов в день (более 25 часов в неделю).
     На основные предметы обучения (огневая, тактическая, тактико-специальная, специальная, техническая и физическая подготовка, вождение боевых машин) будет отводиться не менее 85 процентов лимита общего учебного времени в год.
     С вводом в действие новых программ создаётся единая, более упорядоченная система организации и проведения мероприятий боевой подготовки для всех подразделений и соединений Сухопутных войск. Она направлена на совершенствование совместной подготовки участвующих в общевойсковом бою сил и средств, организации и поддержания тесного взаимодействия между ними, повышение роли индивидуальной подготовки военнослужащих к выполнению боевых задач в современном общевойсковом бою, формирование у личного состава высоких морально-боевых качеств и физической выносливости.
     В организации подготовки младших специалистов в новом учебном году также спланированы некоторые изменения. Их по-прежнему будут готовить в окружных учебных центрах, межвидовых региональных учебных центрах родов войск и специальных войск, школах сержантов и некоторых вузах, но по трёхмесячным программам обучения (ранее готовились по шестимесячной программе).
     В Главном командовании Сухопутных войск полагают, что при этом качество подготовки специалистов снизиться не должно, поскольку выигрыш во времени достигается путем интенсификации боевой учебы, когда главное внимание уделяется отработке практических вопросов по основным предметам (огневой, тактической, специальной подготовке) с использованием передовых методов обучения, основанных на применении современных тренажёрных комплексов. Кроме того, не допускается отрыв личного состава от занятий благодаря внедрению аутсорсинга.
     Переход на трёхмесячные программы обучения позволяет осуществлять три выпуска специалистов в течение учебного года, что, по мнению генерал-полковника Постникова, должно привести к повышению боеспособности соединений и частей, где подготовленные специалисты после выпуска будут проходить службу в течение девяти месяцев, а не шести, как это было ранее.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex