на главную страницу

22 Декабря 2010 года

Армия и общество

Среда

Новые высоты ВВС



На этапе реформирования в Военно-воздушных силах России произошли большие перемены, их структуры оптимизировались, стали более эффективными. О результатах служебной деятельности этого вида Вооружённых Сил в уходящем году и перспективах развития ВВС «Красной звезде» рассказывает главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал-полковник Александр ЗЕЛИН.


     Военно-воздушные силы в составе Вооружённых Сил РФ фактически завершили своё реформирование. Сегодня ВВС России имеют в своём составе Главное командование, семь оперативных командований, семь авиационных баз 1-го разряда, восемь - 2-го разряда, а также 13 бригад воздушно-космической обороны (ВКО). Службу в ВВС проходят порядка 170 тысяч человек, из них офицеров - около 40 тысяч и порядка 30 тысяч сержантского состава контрактной службы. Остальной контингент представлен военнослужащими по призыву и гражданским персоналом.
     По сути, Военно-воздушные силы уже перешли на новую организационно-штатную структуру, которая предполагает три уровня управления: стратегический, оперативный и тактический. В будущем состоится интеграция Главного командования и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, что соответствует международному опыту развития военных управленческих структур.
     В новой структуре Вооружённых Сил РФ четыре командования ВВС и ПВО вошли в состав объединённых стратегических командований (военных округов). Таким образом, все силы и средства, расположенные на территории четырёх военных округов, находятся в непосредственном подчинении командующих объединёнными стратегическими командованиями. Именно они с недавнего времени ответственны за применение военной авиации в интересах объединённых группировок войск. В то время как за Главным командованием закреплены задачи планирования и организации боевой подготовки, перспективного развития Военно-воздушных сил, а также подготовки руководящего состава органов управления. При таком подходе происходит распределение ответственности за подготовку и применение сил и средств военной авиации и исключается дублирование функций как в мирное время, так и на период боевых действий.
     Ключевые изменения произошли в боевом составе Военно-воздушных сил. Осуществлён переход от корпусов, дивизий и авиационных полков к новым структурам, таким как авиационные базы и бригады воздушно-космической обороны. Меньше всего эти изменения затронули бригады ВКО. А вот в авиации в процессе укрупнения одних и сокращения других соединений и частей совершено масштабное перебазирование сил и средств к местам вновь сформированных авиабаз. Параллельно с ними создаётся сеть базовых военных городков, что позволяет концентрированно развивать инфраструктуру и улучшать социально-бытовые условия проживания военнослужащих.
     В настоящее время основу боевого состава авиации ВВС представляют авиационные базы, при этом основной тактической единицей в авиации остаётся авиационная эскадрилья. В зависимости от решаемых задач, количества штатных тактических подразделений в составе (авиационных, вертолётных эскадрилий), количества закреплённых аэродромов (постоянного базирования, оперативных, рассредоточения и т.д.) авиабазы подразделяются на два разряда. Авиационные базы первого разряда по статусу соответствуют тактическим соединениям и имеют в своём составе базирующиеся на разных аэродромах авиационные группы различного назначения. В свою очередь авиационные базы второго разряда по статусу соответствуют авиационному полку и имеют преимущественно однородные авиагруппы.
     В меньшей степени структурные изменения коснулись войск противовоздушной обороны. Основу боевого состава ПВО в настоящее время составляют бригады воздушно-космической обороны, в состав которых входят зенитные ракетные и радиотехнические полки, подразделения специальных войск, тыла и технического обеспечения. По статусу бригада ВКО соответствует тактическому соединению.
     На протяжении года усилия Главного командования, руководящего состава объединений, соединений и воинских частей ВВС также были направлены на поддержание боевой и мобилизационной готовности органов военного управления, соединений и воинских частей ВВС на должном уровне в связи с переходом к новому облику Вооружённых Сил РФ. Не остались без внимания вопросы их укомплектованности личным составом.
     В целях совершенствования боевой готовности Главное командование ВВС в кратчайшие сроки разработало и довело до частей основные документы по боевой готовности и критерии приведения органов военного управления, соединений и воинских частей ВВС в готовность к выполнению боевых задач.
     Работа любой комиссии в войсках по проверке и оказанию помощи завершалась только тогда, когда состояние проверяемого соединения достигало оценки не ниже «хорошо». В целом по состоянию боевой и мобилизационной готовности объединения Военно-воздушных сил сегодня могут быть приведены в готовность к выполнению боевых задач (задач по предназначению) в установленные сроки.
     Что касается подготовки офицеров, то особое внимание рекомендовано обратить на теоретическую составляющую принимающих участие в разработке документов и проведении мероприятий оперативной подготовки.
     Большинство мероприятий оперативной подготовки проводилось на фоне оптимизационных процессов, происходящих в Вооруженных Силах РФ, связанных со значительным сокращением количественного состава органов военного управления и реформированием их организационно-штатной структуры. Тем не менее количество мероприятий оперативной подготовки продолжает неуклонно расти.
     Несмотря на объективные обстоятельства, проведённые учения позволили удержать готовность органов военного управления к выполнению задач по предназначению на должном уровне и совершенствовать практические навыки командующих, командиров и штабов в управлении войсками в новой организационно-штатной структуре.
     В целях повышения слаженности и эффективности функционирования подчинённых органов управления в ходе учений были разработаны соответствующие рекомендации. Во-первых, предлагается организовывать работу не с началом учения (тренировок), а заблаговременно - на этапе планирования мероприятий оперативной подготовки и разработки необходимых документов, для чего привлекать наиболее подготовленных должностных лиц управлений, служб и отделов, входящих в состав рабочих групп. Во-вторых, нужно максимально использовать заблаговременно созданные организационные документы и методические рекомендации. В-третьих, командующим (командирам) и начальникам важно больше внимания уделять подготовке мероприятий оперативной подготовки, проводить занятия в системе профессионально-должностной подготовки и вовремя уточнять задачи, на которых необходимо сконцентрировать основные усилия.
     В ВВС неуклонно снижается общее число правонарушений, совершённых военнослужащими при несении службы в суточном наряде, по сравнению с предыдущим периодом. На 25 процентов уменьшилось количество суицидов среди военнослужащих, нёсших караульную и внутреннюю службы.
     Лучших результатов по приведению повседневной деятельности личного состава в соответствие с требованиями общевоинских уставов достигли в 3-м командовании ВВС и ПВО, Военном авиационном инженерном университете (г. Воронеж), Ярославском высшем зенитном ракетном училище ПВО (ВИ), где не было происшествий и преступлений при несении личным составом караульной и внутренней службы.
     В ВВС в 2010 году продолжались работы по совершенствованию системы управления войсками, силами и средствами родов войск. В оперативном звене управления современными комплексами средств автоматизации (КСА) оснащены ОСК ВКО, а также все командования ВВС и ПВО. Автоматизированы две трети бригад ВКО оперативно-стратегического командования ВКО. Это позволяет обеспечить автоматизированное управление всеми разновидовыми силами и средствами противовоздушной обороны. Введён в эксплуатацию и поставлен на боевое дежурство новый комплекс средств автоматизации на командном пункте ОСК ВКО.
     Несмотря на все перемещения в рамках создания авиационных баз, аэродромная сеть ВВС России не меняется. Более того, планируется принятие изменений в закон, позволяющий безвозмездно использовать любой гражданский аэродром в интересах ВВС.
     Определены базовые аэродромы, которые после доведения их до современного уровня позволят принимать все рода авиации: от легкой беспилотной до тяжелой бомбардировочной и стратегической. А возможность использования гражданских аэродромов обеспечит авиации оперативный манёвр.
     Наряду со всеми структурными преобразованиями и территориальными перемещениями в рамках реформирования Военно-воздушных сил столь же пристальное внимание уделяется техническому оснащению и поставкам современных образцов вооружения. К 2020 году командование ВВС планирует кардинально обновить парк техники.
     Уже сегодня заключены долгосрочные контракты на поставку новой авиационной техники, современных зенитных ракетных систем. К 2015 году должны перевооружиться на новые образцы вооружения и военной техники до 30 процентов соединений и воинских частей, к 2020 году по некоторым видам вооружений планируется выйти на 100 процентов, а в целом по ВВС - не менее чем на 80 процентов.
     Кардинально обновится всё вооружение ВВС, включая авиационную технику, средства противовоздушной обороны, разведки, радиоэлектронной борьбы и радиотехнические средства. При этом поставлена общая задача перейти на полностью автоматизированное управление силами и средствами военного комплекса.
     Обновление авиапарка будет осуществляться по двум направлениям: модернизация ныне существующих образцов вооружения и разработка принципиально новых. В качестве примера успешной модернизации можно привести истребитель Су-27СМ. Благодаря этой программе создана многофункциональная оперативно-тактическая единица. Наряду с этим активно ведётся разработка самолета 5-го поколения - перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации.
     Военно-воздушные силы должны иметь в своем составе высокопрофессиональный личный состав, способный применять современные средства для эффективного выполнения задач по предназначению.
     В связи с этим принято решение о реорганизации системы подготовки кадров для ВВС, которое предполагает изменение не только программы подготовки по всему специалитету, но и самой структуры военно-учебных заведений.
     Главный учебный центр по подготовке специалистов для ВВС создаётся в Воронеже. Это будет ведущее учебное заведение, в которое структурно войдут Краснодарское училище летчиков и Ярославское училище, где готовят специалистов для ПВО. В ВВС, по сути, останется три учебных формирования, которые будут готовить специалистов для всех родов Военно-воздушных сил.
     Продолжает работу и расширяется главный Центр боевого применения и переучивания лётного состава в Липецке.
     В этих двух городах, Воронеже и Липецке, расположенных в непосредственной близости друг от друга, планируется готовить специалистов как теоретически, так и практически. Такой подход позволит сосредоточить в одном месте качественно новую учебно-материальную базу и преподавательский состав, не распыляя финансовые и другие ресурсы.
     Подготовка профессиональных сержантов из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с 2011 года будет организована на базе вузов Министерства обороны по вновь разработанным квалификационным требованиям и программам. В свою очередь в учебных центрах ВВС планируется осуществлять подготовку исключительно военнослужащих по призыву по наиболее наукоёмким и дефицитным специальностям. При этом продолжается поиск самых оптимальных путей построения образовательной системы, исходя из опыта подготовки военных специалистов в армиях иностранных государств.
     Уровень оснащенности РТВ ВВС средствами радиолокации составил 100 процентов, а комплексами средств автоматизации - более 70 процентов. Правда, большинство находящихся в войсках образцов морально и физически устарели. Естественная убыль радиоэлектронной техники РТВ не компенсируется их закупками. Особенно остро обстоят дела с обновлением парка РЛС. За последние пять лет поступление в войска новых РЛС составило не более шестой части от необходимого.
     Впрочем, положение постепенно выправляется. За последние пять лет закуплено около 70 новых и модернизированных локаторов и до 80 комплексов средств автоматизации. В 2010 году были сохранены темпы закупок локаторов и удвоены закупки КСА.
     Изменения состава и структуры частей и подразделений РТВ обусловили необходимость уточнения целей, задач и направлений развития радиоэлектронной техники.
     Целью развития радиоэлектронной техники радиотехнических войск ВВС было определено повышение боевой эффективности находящихся на вооружении комплексов, систем и средств, а также создание необходимого научно-технического задела, позволяющего в последующем существенно повысить боевые возможности войск.
     Проведены ОКР по модернизации существующих РЛС «Гамма», «22Ж6М», а также маловысотных РЛС и высотомеров в целях замены устаревшей элементной базы, улучшения тактико-технических характеристик. Ведется модернизация относительно новых РЛС «Небо» и «Противник», завершается модернизация комплекса средств автоматизации «Фундамент».
     Меняется система технического и тылового обеспечения Военно-воздушных сил. Сеть ремонтных предприятий ВВС будет преобразована в авиаремонтный холдинг с управляющей компанией в составе ВВС. Хранение и ремонт вооружения ПВО, снабжение ЗИП будет организовано на одной центральной базе. В каждом командовании сформированы базы войскового ремонта (авиационной техники и техники ПВО).
     Система тылового обеспечения теперь включает две подсистемы: подсистему общевойскового обеспечения и подсистему обеспечения номенклатуры ВВС. В составе второй сохранены арсеналы и минимальное количество центральных баз снабжения, складов авиационных средств поражения. Основу составляют авиационные тыловые базы, которые помимо снабжения авиационно-техническим имуществом будут обеспечивать части объединения связным, химическим, инженерным и автомобильным имуществом и другими материальными средствами.
     Одной из важнейших задач, стоящих перед Военно-воздушными силами, является непосредственное их участие в создании воздушно-космической обороны Российской Федерации. Эта работа ведётся в соответствии с Концепцией воздушно-космической обороны РФ на период до 2016 года и дальнейшую перспективу, утверждённой Президентом Российской Федерации 5 апреля 2006 года.
     Интенсивный характер носит международное сотрудничество с армиями других государств. ВВС России в настоящее время осуществляют международное военное сотрудничество с военно-воздушными силами армий иностранных государств в рамках двусторонних планов сотрудничества. Кроме того, по отдельному плану Минобороны РФ взаимодействует на основе взаимных договоренностей с Североатлантическим альянсом.
     Тесное сотрудничество налажено также с ближайшими соседями России в соответствии с договоренностями по противовоздушной обороне Объединённой системы ПВО СНГ и в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.
     В рамках совместной работы России и США, в частности, решена задача передачи данных при организации управления воздушным пространством и его контроля. Подобная практика стала возможна благодаря долгосрочной программе «Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве Совета Россия - НАТО». Основная цель Программы - создание оперативной, прозрачной и надёжной структуры обмена данными между Российской Федерацией и НАТО (центры управления воздушным движением в Норвегии, Польше и Турции), а также принятие соответствующих процедур, гарантирующих раннее обнаружение, уведомление и координацию действий в ситуациях с вероятным использованием воздушных судов в террористических целях.
     Так, в рамках действующей программы сотрудничества в этом году состоялось совместное антитеррористическое учение «Зоркий орёл - 2010» с участием сил и средств противовоздушной обороны России, США и Канады. В соответствии с легендой учения ВВС и Объединённое командование воздушно-космической обороны Североамериканского континента (НОРАД) успешно отработали совместные действия при захвате «террористами» воздушного судна.
     Среди перспективных направлений сотрудничества со странами НАТО рассматривается возможность использования военно-транспортной авиации при переброске грузов в интересах НАТО, а также проведение согласованной политики в отношении построения нестратегической и стратегической противоракетной обороны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex