на главную страницу

22 Декабря 2010 года

История Отечества

Среда

Никто не забыт, ничто не забыто



В Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев указал на необходимость уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодёжи, особо отметив значение деятельности поисковых отрядов. Глава государства подчеркнул, что надо активизировать эту работу, а также привести в порядок все воинские памятники и мемориалы. Совершенствованию военно-мемориальной работы и развитию международного сотрудничества в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества было посвящено и состоявшееся в ноябре заседание Российского организационного комитета «Победа». О проводимой в этом направлении работе корреспонденту «Красной звезды» рассказал начальник управления Министерства обороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества генерал-майор запаса Александр КИРИЛИН.


     - Александр Валентинович, в последние годы вопросы, которыми занимается возглавляемое вами управление, приобретают значение государственной важности. А с какого года существует структура?
     - История управления началась в 1946 году. В этом году был образован архивный отдел Генерального штаба, который впоследствии преобразовали в историко-архивный отдел, а в 1991 году - в историко-архивный и военно-мемориальный центр ГШ. На этапе с 1996 по 1999 год этот орган был переименован в Военно-исторический центр, а затем в Военно-мемориальный центр Вооружённых Сил России. В 2000 году архивный отдел центра выделился в отдельную архивную службу, а исторический вошёл в военно-научное управление (позднее Военно-научный комитет Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 января 2006 года № 37 на Министерство обороны РФ возложены обязанности уполномоченного федерального органа исполнительной власти по увековечению памяти защитников Отечества в Российской Федерации и за её пределами. Эти функции были поручены Военно-мемориальному центру ВС РФ, который в 2008 году был преобразован в Управление Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Словом, несмотря на многочисленные переименования и реорганизации, начиная с 1991 года военно-мемориальная работа в Вооружённых Силах постоянно велась.
     - Каков состав управления, каковы основные направления его деятельности?
     - Сейчас в эту структуру входят три отдела: плановый, военно-мемориальный и специальный. Управление занимается вопросами увековечения памяти погибших воинов в соответствии с законом 1993 года «Об увековечении памяти защитников Отечества», а также специальными вопросами, связанными с нормативно-правовым регулированием ритуально-похоронного обеспечения. В числе наших задач - следить за исполнением указов президента, постановлений правительства, приказов министра обороны, изменениями в законах относительно вопросов, порученных управлению. Причём мы не сторонние наблюдатели. Так, в управлении накапливается информация в виде писем. Анализируя жалобы, мы через свое непосредственное руководство, Центральный совет Минобороны России по делам ветеранов, другие ветеранские объединения выходим с предложением рассмотреть тот или иной наболевший у людей вопрос, к примеру, на Оргкомитете «Победа» или в других инстанциях.
     - Каковы результаты при решении этих проблем?
     - Скажу так: рано или поздно почти все выдвинутые нами предложения решаются положительно. Приведу пример. Как я уже говорил, вопросы юридического обеспечения похорон военнослужащих входят в компетенцию нашего управления. Если ещё несколько лет назад сумма выплат на похороны умерших и погибших военнослужащих составляла 1.700 рублей (20 минимальных окладов на 1996 год), то сейчас максимальный размер оплаты ритуальных услуг составляет 13 тысяч рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге - 18 тысяч. В 1999 году на установку памятников умершим и погибшим военнослужащим государство выделяло 3 тысячи рублей, а сейчас эта цифра возросла до 23 тысяч. Инициировало такие решения Министерство обороны, а разрабатывала нормативно-правовые акты наша структура. Поводом для этого послужили письма граждан, в которых они сетовали на то, что за счёт средств военного ведомства изготавливаются некачественные надгробные памятники (из мраморной крошки, металла, пластмассы, дерева, которые обычно служат не больше 3-5 лет), завышается стоимость их производства и установки.
     Раньше ритуальные услуги были в ведении государственных организаций, но после развала СССР этим стали заниматься коммерческие предприятия. В соответствии с директивой Генерального штаба от 12.06.2002 года, которую разрабатывала наша структура, были установлены качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих. Кроме того, определены типовые условия конкурса, по которым производится отбор организаций для оказания этих услуг. Так удалось пресечь беззакония в этой сфере и упорядочить систему. В итоге Министерство обороны сотрудничает только с теми производителями, которые способны достойно выполнять это важное государственное поручение.
     - На что сейчас жалуются граждане?
     - В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» была введена норма об установке памятников за счёт государства участникам Великой Отечественной войны, боевых действий и определенным категориям военнослужащих, ушедшим из жизни после 1 января 1993 года. Позже Указом Президента РФ № 270 от 3 мая 2007 года определено, что эта льгота будет действовать с 12 июня 1990 года - со дня принятия Декларации о государственном суверенитете России. Это изменение также инициировало Министерство обороны Российской Федерации. А вот родственники военнослужащих, умерших до этой даты, такого права не имеют. Конечно, людям трудно понять несправедливое деление на умерших «до» и «после» установленной даты, не все понимают, что закон обратной силы не имеет. К нам поступает много писем с возмущениями по этому поводу. Граждане аргументируют свою позицию тем, что наиболее пострадавшие участники войны, получившие ранения, увечья, ушли из жизни особенно рано. И при жизни не смогли воспользоваться льготами, которые государство предоставило в последние годы. Ведь после войны государственная социальная поддержка этой категории граждан практически отсутствовала. К примеру, даже введённые в 1936 году выплаты за ордена, а также льготы для орденоносцев в виде бесплатного проезда на городском транспорте и раз в год по железным и водным путям были с
     1 января 1948 года отменены. Масштабное расширение объёма льгот и круга лиц, которым они предоставлялись, началось в преддверии 20-летия Победы - в 1965 году. Со временем пакет социальных и юридических гарантий ветеранам расширяется. Но их уже не суждено получить миллионам ушедших из жизни участников Великой Отечественной войны. Их родственникам обидно, что ветеранов как бы разделили по временному признаку на право установки памятника за счёт средств федерального бюджета.
     Президентом России, правительством был сделан правильный шаг - установлена важная социальная гарантия. Но ограниченность средств проявилась и в этом случае. Мы предлагаем уйти от определённой даты в предоставлении данной льготы. Сейчас готовим докладную записку министру обороны с анализом сложившейся ситуации и предлагаем рассмотреть этот вопрос на заседании Совета по делам ветеранов Минобороны РФ, после чего обратиться в Оргкомитет «Победа» или к Президенту России, председателю правительства, чтобы внести соответствующие поправки в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Я убеждён, что этот вопрос со временем будет решён. Думаю, для его реализации потребуется порядка 7-8 миллиардов рублей. Да, цифра серьёзная, но не ужасающая! И потом, выделение этих средств потребуется не одномоментно, а в течение нескольких лет и одноразово для каждого случая. Конечно, предстоит огромная работа, чтобы сделать точные расчёты. Сложность заключается ещё и в том, что у многих умерших ветеранов нет родственников, которые могли бы заняться оформлением необходимых документов для установки памятников. Тем не менее государство обязано достойно увековечить память всех погибших или умерших защитников Отечества.
     - Для этого, в частности, принята Федеральная целевая программа сохранности и реконструкции военно-мемориальных объектов, рассчитанная на 2011-2015 годы. Управление принимало участие в разработке проекта?
     - Да, Министерство обороны проделало очень большую работу по сбору информации, после чего концепция Федеральной целевой программы была направлена для согласования в Минфин и Минэкономразвития. В ноябре этого года программа была принята и включена в государственное финансирование. Выделяемые Правительством Российской Федерации средства в размере ежегодно по 500 миллионов рублей пойдут на восстановление всех воинских захоронений и памятников в России и за рубежом к 70-летию Победы. Предстоит привести в надлежащий вид около 50 тысяч мемориалов и воинских захоронений, из которых более 22 тысяч находятся на территории 49 иностранных государств. В них покоятся почти 4 миллиона человек, из которых 3,2 миллиона остаются пока неизвестными.
     - Министерству обороны Российской Федерации разрешено открывать свои представительства за рубежом для военно-мемориальной работы. Каковы первые итоги их деятельности?
     - В соответствии с Указом Президента РФ от 1 октября 2007 года № 1313 «О представительствах Министерства обороны Российской Федерации в иностранных государствах, на территории которых имеются российские воинские захоронения» такие структуры уже открыты в шести государствах: Германии, Польше, Венгрии, Румынии, Чехии и Китае. В Литве мы планировали сделать межгосударственный отдел на всю Прибалтику. К сожалению, литовские партнёры не дали согласия на открытие такого представительства. В ноябре 2010 года прошли переговоры с Эстонией, предварительно достигнуто соглашение по этому вопросу. Командированные в Китай специалисты взяли под свою опеку все российские воинские кладбища и мемориалы на территории Монголии, Южной и Северной Кореи, Японии. В общей сложности под контролем, присмотром окажутся могилы российских воинов в 14 странах мира.
     Для выполнения соглашений «О взаимном содержании воинских захоронений» создана российская часть соответствующих межправительственных комиссий. Представители нашего управления - постоянные участники заседаний национальных комиссий. Так, в сентябре этого года в ходе рабочей поездки в Чехию наша делегация во главе с заместителем министра обороны РФ генерал-полковником Дмитрием Булгаковым обсудила с военным руководством Чешской Республики состояние воинских захоронений. К слову, на территории этой страны сегодня находится 650 российских захоронений, в которых погребены останки 26.252 наших воинов, из них 16.214 - неизвестны. После той встречи была организована поездка наших чешских коллег по Транссибирской магистрали, которой в своё время следовал чехословацкий корпус и вдоль которой остались захоронения.
     Однако мы не ограничиваемся работой только в тех странах, где имеются наши представительства. При любой возможности проводим мониторинг состояния российских воинских захоронений на территории иностранных государств. К примеру, недавно мой заместитель полковник запаса Андрей Таранов участвовал в работе военно-исторической конференции в Италии. Пользуясь случаем, он поинтересовался состоянием военно-мемориальных объектов в этой стране. По имеющимся со времён Советского Союза данным, в годы Великой Отечественной войны в Италии погибли порядка 200-300 наших военнослужащих: на севере страны против немцев воевала югославская партизанская бригада, в составе которой было много бывших советских военнопленных. Оказалось, что в итальянской земле погребены не менее 700 наших соотечественников. Поэтому нам предстоит и там большая работа по выяснению мест захоронения, паспортизации могил. Ведь все эти люди числятся пропавшими без вести.
     Поскольку работа представителей Министерства обороны России в иностранных государствах показала, что предстоит серьёзный и планомерный процесс по увековечению памяти погибших и захороненных за рубежами нашей Родины защитников Отечества, мы обратились к министру обороны с предложением расширить сеть представительств и получили поддержку. Предполагается создать эти структуры в Финляндии, Австрии, Словакии, Болгарии, Турции и Молдове.
     Необходимо увеличить и средства, выделяемые на восстановление и реставрацию воинских захоронений за рубежом. Кроме того, военное ведомство выступает за ускорение рассмотрения Государственной Думой проекта новой редакции Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», куда должны войти и наши инициативы. Как показала практика, многие положения закона устарели и нуждаются в кардинальном изменении.
     - На состоявшемся в ноябре заседании Российского организационного комитета «Победа» заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов говорил о необходимости достойного содержания воинских захоронений наших соотечественников независимо от времени и места их погребения. Что делается в этом направлении представительствами Минобороны за рубежом?
     - Наши специалисты ухаживают за могилами и занимаются идентификацией останков всех военнослужащих, покоящихся на чужбине. Другой вопрос, что существует ещё много захоронений, которые формально не являются воинскими, но в них погребены россияне, имеющие выдающиеся заслуги перед Отечеством. К примеру, солдаты и офицеры, оказавшиеся в эмиграции. Ведь среди них большое количество героев русско-японской, Первой мировой войн. Кроме того, на территориях иностранных государств есть могилы выдающихся деятелей науки, искусства, представляющие высокую культурную ценность. Сейчас большинство этих могил оказались бесхозными. Речь идёт о захоронениях как минимум 2 миллионов человек. То, что эти люди были вынуждены покинуть страну в силу различных обстоятельств, не умаляет их заслуг перед Родиной.
     Министерство обороны дало поручение своим представительствам за рубежом провести паспортизацию всех российских захоронений. Помимо нас, этим вопросом будут заниматься и представительства Министерства иностранных дел РФ. Безусловно, нельзя разделять по значимости захоронения разных войн, в вопросе увековечения памяти следует отходить от временных или любых других показателей.
     - Поисковое движение - важная составляющая военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Расскажите о взаимодействии Министерства обороны с этими организациями.
     - Законом об увековечении памяти на военное ведомство возложена координация мероприятий по обеспечению поисковой работы. Однако более тесное сотрудничество с такими общественными организациями этим законом не определено, поэтому у нас нет никаких рычагов для управления этим движением. В перечне обязанностей нашего ведомства, как уполномоченного органа, о поисковиках ничего не сказано. Министерство обороны готово поддерживать поисковое движение. Но по закону мы не имеем ни прав, ни возможности это делать. А государство не может напрямую финансировать общественные организации. Есть проблемы у поисковиков и с собственниками земли, которые крайне неохотно пускают их в свои владения, требуют какие-то документы. А откуда им взяться, если чётких регламентов нет. Нет законодательной базы!
     Правовая основа поискового дела заложена в Законе 1993 года «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». В разделе «Поисковое движение» сказано, что оно организуется и проводится общественными поисковыми объединениями. Вместе с тем в соответствии с этим законом поисковое движение даже не входит в перечень форм увековечения памяти.
     К сожалению, мы от общественных поисковых объединений получаем мало информации о найденных военнослужащих. До нас доводят лишь общие цифры. К примеру, в 2010 году, по имеющейся информации, обнаружены и захоронены останки 12 тысяч человек, найдено более 600 документов. А куда перезахоронили останки? Кто опознан? Где документы? Из-за отсутствия обязательной отчётности многие результаты поисковых работ, к сожалению, оказываются утраченными. Вот поэтому по нашей инициативе прорабатывается вопрос о создании единого координационного центра поисковых работ в России, который планируется сформировать в подмосковных Мытищах. Через региональные представительства он будет осуществлять непосредственную работу по координации поискового движения в 25 регионах России.
     Для централизации поискового движения нужно, конечно, внести изменения в действующее законодательство. Мы участвовали в разработке нормативной базы, регулирующей деятельность общественных организаций по поиску останков погибших военнослужащих. Сейчас эти предложения рассматриваются в Государственной Думе. Уверен, все эти шаги будут способствовать активизации поискового движения.
     - В Министерстве обороны России уже есть опыт координации поисковой работы - в 2007 году в Ленинградском военном округе был сформирован на постоянной основе 90-й отдельный специальный поисковый батальон.
     - Отмечу, что этот опыт весьма поучителен. Экспериментальное подразделение хорошо себя зарекомендовало. Только в течение двух последних лет в результате поисковых работ военнослужащими батальона было найдено и перезахоронено с воинскими почестями 4.576 останков погибших в Ленинградской области воинов. Кроме этого, личный состав обезвредил 5.185 взрывоопасных предметов и нашёл 179 единиц стрелкового оружия периода войны. Однозначно продуктивность работы батальона значительно выше общественных организаций. Важно, что военнослужащие работают по принципу сапёров: полностью обследуют участок местности, после чего документально отчитываются об этом не только перед военным ведомством, но и перед органами местной власти. А разрозненные поисковые отряды иной раз работают там, где и боёв-то не было. Покопали здесь, покопали там... А что обследовано и как - неизвестно.
     Кстати, в Вооружённых Силах Республики Беларусь 52-й отдельный специализированный поисковый батальон успешно действует уже 15 лет.
     - Александр Валентинович, хочу передать слова благодарности от полковника запаса Сергея Чернядьева, который в обобщённом электронном банке данных «Мемориал» нашёл информацию о месте гибели деда. Он до этого занимался поисками 30 лет!
     - Спасибо. Министерство обороны Российской Федерации в лице нашего Управления и Центрального архива Министерства обороны РФ проделало колоссальную работу, создав уникальный по значимости, объёму, технологии и срокам исполнения проект, впервые собравший воедино и открывший людям прямой доступ через Интернет к документам и данным о военных потерях страны во время Великой Отечественной войны. Любой пользователь Глобальной виртуальной сети теперь может узнать о миллионах погибших или пропавших без вести военнослужащих. Вместе с тем мы постоянно пополняем банк данных, исследуя документы Центрального архива Минобороны РФ, Центрального военно-морского архива, Российского государственного военного архива, Государственного архива РФ и его региональных отделений. В ближайшие 5 лет планируем наполнить базу данных информацией и о других военных конфликтах - советско-финской, Гражданской, Первой мировой, русско-японской войнах, о периоде между Гражданской войной и Великой Отечественной. В зоне нашего внимания – вооружённые конфликты: Хасан, Халхин-Гол, КВЖД, Испания.
     - Как бы вы кратко сформулировали цель работы вашего управления?
     - Пожалуй, самое главное - сохранить историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества. «Никто не забыт, и ничто не забыто» - это слова глубокого смысла, обращённые не только в прошлое, но и в будущее.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex