на главную страницу

23 Декабря 2010 года

Память

Четверг

Последний приют героев Шипки

Вячеслав БОНДАРЕНКО,
член Союза писателей Республики Беларусь.
Минск.



Шипка. Для любого болгарина, как и для любого русского, название этого болгарского селения стоит в одном ряду с другими местами воинской славы - Куликовым полем, Бородином. В своё время каждый приезжающий в Болгарию советский турист считал своим долгом посетить величественный мемориал, воздвигнутый на Шипкинском перевале в честь героев русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Не зарастает сюда туристская тропа и сейчас. Идеальный порядок, в котором содержатся могилы русских воинов, павших за свободу братского народа, вызывает чувство благодарности за хранимую память.
Но есть в Шипке и другое русское кладбище, о котором молчали и экскурсоводы, и путеводители.


     ПОСЛЕ исхода из России в 1920 году русской армии в Болгарии образовалась одна из самых крупных колоний русских эмигрантов - свыше 35 тысяч человек. Не последнюю роль тут сыграли общая православная вера, общая память о войне 1877—1878 годов, названной самими болгарами освободительной.
     26 декабря 1920 года в Софии был основан Союз русских инвалидов (председатель - полковник Д.А. Абрамович), а три года спустя - Союз русских ветеранов (председатель - генерал от кавалерии А.А. Смагин), объединившие всех участников русско-турецкой войны 1877—1878 годов.
     Благодарные болгары передали русским ветеранам в селе Шипка в экстерриториальную собственность России землю и находящиеся на ней здания монастырского комплекса, центральное место в котором занимал храм Рождества Христова, возведённый по почину матери легендарного генерала М.Д. Скобелева. В начале 1920-х здесь открылся приют Российского общества Красного Креста для увечных и престарелых воинов.
     Насельники приюта получали денежное пособие от Российского общества Красного Креста, а также выплаты от правительства Болгарии. Пенсии выплачивались и вдовам ветеранов. Тех, кто нуждался в серьёзном лечении, за государственный счёт возили в клиники Софии. Многие ветераны в 1928 году в связи с 50-летием обретения Болгарией независимости были удостоены болгарского ордена «За храбрость».
     Последний свой приют ветераны находили в километре от тех мест, где полвека назад сражались за свободу Болгарии. Хоронили их с воинскими почестями. Русское кладбище Шипки сначала было небольшим. Потом оно разрослось, поднялось вверх по склону горы.
     23 июля 1934 года храм-памятник Рождества Христова и прилегающие к нему здания и земли были переданы полпредом СССР в собственность Болгарии. До 8 ноября 1952-го в храме существовало русское благочиние. Затем храм «перепрофилировали», и он состоял на балансе министерств обороны и культуры Народной Республики Болгарии.
     9 февраля 2005 года храм и все его земли были торжественно возвращены в ведение Старо-Загорской митрополии. Сейчас Шипкинский монастырь Рождества Христова возрождается к жизни...
     А ЧТО ЖЕ старое кладбище? Как и многие погосты, со временем, когда ушли из жизни последние ветераны и те, кто их помнил, оно стало «ничьим». Советские турфирмы своих туристов старались туда не допускать: ещё бы, там ведь лежали «белые врангелевцы»! В социалистической Болгарии они тоже были не в чести. «Белогвардейские» союзы были упразднены, принадлежавшая им недвижимость реквизирована в пользу государства.
     Писатель Михаил Чванов, посетивший Болгарию в 1991-м, вспоминал: «Здесь под сенью храма-памятника заботой монастыря в специально созданном пансионате доживали свой век престарелые офицеры Белой армии, в юности участвовавшие в Шипкинском сражении».
     Возможно, для меня Шипка так и осталась бы эпизодом из школьного учебника, если бы не семейные корни. Мой прапрадед полковник русской армии Ананий Васильевич Максимович, кавалер орденов Святого Станислава, Святой Анны, Святого Владимира (1855—1929), отдал ратной службе 44 года, честно выполняя воинский долг всюду, куда бы ни посылала его Родина. Осталась от него в семейном архиве крохотная фотокарточка (см. снимок), надписанная внучке Жене, да открытка, которую он прислал из Болгарии младшему сыну в СССР. На открытке - тот самый приют для увечных воинов, на обороте безыскусный, трогательный текст:
     «Посылаю место моего пребывания. Село Шипка. Русское здание - бывшее Русское посольство и семинария, сейчас Русский инвалидный дом. В домике с красной крышей заштриховано чернилами окно, и над ним отметка «Х» - это окно в комнату, где я живу и думаю о вас. Вверху на горе чудный Храм-памятник в Русском духе, изящная архитектура, внутри золото и серебро, чудные изображения икон и живопись, всё сохранилось в отличном виде, вид от Храма дивный в Долину роз. Внутри и снаружи Храма мраморные доски с именами убитых на Шипке офицеров и нижних чинов. На площадке выше Храма место упокоения. Со дня прибытия 21 декабря 23 г. до сего времени похоронено 9 человек за 3 лета. Еще выше на горе памятник «Орлиное гнездо» - гора Св. Николая, где наши войска удерживали наступление турок, а внизу в долину тянется село Шипка. Буду рад, если получите этот вид. Пришлю другие виды. Вот где придётся умереть».
     Каждый раз, когда я перечитываю это послание, последняя фраза режет по сердцу. К несчастью, так и вышло - старый полковник не увидел больше Отечества. Умер 10 февраля 1929 года в Шипке, там же был похоронен. Об этом сообщил мне председатель Союза русских инвалидов в Болгарии Владимир Петрович Гаристов, неутомимый подвижник, посвятивший покоящимся в болгарской земле русским героям книгу «Не намъ, не намъ, а Имени Твоему» (София, 2008). Сохранилась ли могила А.В. Максимовича? В каком состоянии сейчас кладбище русского приюта? На эти вопросы у меня ответа не было.
     И ВОТ спустя 80 лет после смерти прапрадеда по моей просьбе в Шипку предприняла путешествие моя заочная болгарская знакомая Лариса Димитрова. Она любезно согласилась разыскать в Шипке старое кладбище и попробовать найти могилу моего предка. С помощью слепого звонаря храма-памятника Дечко Гербатулова (искусству колокольного звона он обучился у русского эмигранта) Ларисе удалось разыскать старый погост.
     К сожалению, кладбище русского приюта увечных воинов сейчас можно назвать разве что «бывшим кладбищем». Оно расположено на склоне горы и почти полностью заросло лесом. Надгробий сохранилось немало, но ко многим из них даже добраться трудно из-за густого кустарника и деревьев. Покорёженные кресты, заржавевшие таблички с нечитаемыми именами, обомшелые плиты над ставшими безымянными могилами.
     А ведь это элита России, генералы и офицеры, положившие на алтарь служения Отечеству самое дорогое - жизнь. Даже не будучи на самом погосте, только глядя на фотографии, можно ощутить тягостную, грустную атмосферу забвения и заброшенности, царящую на этом кладбище. К слову, могилу моего прапрадеда Ларисе Димитровой найти так и не удалось...
     И ладно бы здесь лежали люди, не имеющие никакого отношения к Болгарии, заброшенные сюда волей судеб чужаки. Но ещё раз напомним - все они участники Освободительной войны 1877—1878 гг., такие же русские офицеры, чьи прекрасно обихоженные могилы находятся в километре отсюда, рядом с мемориальным комплексом «Шипка»! Но и те, «белые», в России были далеко не последними людьми. Генерал-майор Виктор Александрович Лишев (1854—1927), например, чьё надгробие обнаружила Лариса Димитрова, упоминается даже в переписке Льва Толстого. А полковник Владимир Владимирович Андреев (1878—1940) - один из первых русских олимпийцев, участник Олимпийских игр 1912 года в Стокгольме и 1-й Всероссийской олимпиады 1913 года, основатель Болгарского фехтовального клуба...
     СЕГОДНЯ в Болгарии многое делается по обустройству русских воинских мемориалов. При поддержке посольства РФ в Болгарии был приведён в порядок 91-й (русский) участок Центрального Софийского кладбища, восстанавливается кладбище в Княжево. Огромную работу там проводит возрождённый в 1994 году Союз русских инвалидов во главе с В. Гаристовым. Очередь за Шипкой. Ибо могилы тех, кто освобождал болгарскую землю в молодости и кто нашёл в ней приют и вечный покой в старости, просто обязаны выглядеть достойно. Уместным выглядел бы на кладбище и мемориальный знак, рассказывающий об истории этого святого места.
     Сейчас усилиями энтузиастов из четырёх славянских стран - Болгарии, России, Белоруссии и Украины - установлены 29 имён воинов, погребённых на Русском кладбище в Шипке. Хочу выразить благодарность за помощь в подготовке материала Артёму Ледовскому (Минск), Владимиру Гаристову (София, Болгария) и Ларисе Димитровой (Добрич, Болгария). Не теряю надежды, что вернутся из небытия имена всех погребённых в земле Шипки русских воинов-патриотов, воинов-интернационалистов. Вечная им память!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex