на главную страницу

24 Декабря 2010 года

Армия и общество

Пятница

Ратификация теперь за нами

Марианна ГРИШИНА.



     Государственная Дума, по словам её спикера Бориса Грызлова, может ратифицировать Договор о СНВ. Однако это будет сделано только в том случае, если ратификационная резолюция, принятая накануне сенатом конгресса США, «не затрагивает текст документа». Грызлов пояснил, что российской стороной до сих пор не получены документы и официальный текст резолюции сената о ратификации СНВ-3. «Мы договорились синхронизировать свои действия, со стороны Госдумы есть готовность, чтобы этот вопрос рассмотреть. Однако есть информация, что ратификационная резолюция сената снабжена рядом условий. Пока официального текста нет. Надеемся, что он появится в ближайшие часы, и тогда определимся, как будем двигаться дальше», - уточнил спикер.
     В среду сенат США 71 голосом против 26 проголосовал за подписанный Москвой и Вашингтоном в апреле этого года в Праге Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Помимо 56 представителей демократической партии, которая поддерживала новый договор, его также одобрили два независимых сенатора и 13 республиканцев, не согласившихся в данном случае следовать партийной дисциплине.
     «Вашингтон пост» и многие другие американские СМИ называют решение о ратификации СНВ-3 «прорывным», отмечая, что это «важнейшая внешнеполитическая победа» Барака Обамы за два года его президентства. От себя добавим, что это настолько же значимая победа Президента России, а также российской дипломатии, причём имеющая большое значение не только для дальнейшего развития российско-американских отношений, но и для процесса разоружения и укрепления ядерной безопасности в мире в целом. По условиям СНВ-3, который пришёл на смену прекратившему действие в 2009 году СНВ-1, Соединённые Штаты и Российская Федерация в течение 7 лет после вступления договора в силу сократят свои стратегические силы до «потолков» в 1.550 ядерных боезарядов (ЯБ) и 800 развёрнутых и неразвёрнутых носителей - тяжёлых бомбардировщиков, пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок. Это будет означать уменьшение ядерных арсеналов двух крупнейших в мире ядерных держав более чем на одну треть: в составе российских СЯС, по оценкам влиятельного журнала Bulletin of the Atomic Scientists, по состоянию на 2009 год находилось 2.600 стратегических ЯБ, а в составе СНВ США (данные были озвучены Пентагоном в мае 2010 года) - 2.468 стратегических ЯБ.
     Кроме того, соглашение СНВ-3 предполагает проведение инспекций, в ходе которых будут проверяться осуществляемые сокращения, и двусторонний обмен телеметрическими данными, полученными в ходе испытательных пусков ракет. Американские сенаторы-республиканцы приняли также поправки в текст резолюции, вошедшей в итоговый документ соглашения, - относительно обязательств администрации США обеспечить модернизацию ядерного комплекса страны, о том, что договор не накладывает существенных ограничений на создание систем американской ПРО.
     Несмотря на «победные реляции» американских демократов о значимости ратификации нового СНВ, не нужно забывать, что это решение было принято в результате острого политического противостояния и широких дебатов, инициированных представителями республиканской партии. Причём до самого последнего момента у экспертов имелись серьёзные сомнения, что договор вообще будет ратифицирован. Дебаты по СНВ продолжались многие месяцы начиная с мая 2010 года, когда президент США внёс документ на ратификацию в сенат, а президент России - в Государственную Думу. Соглашение не раз подвергалось острой критике. В том числе кандидат от республиканцев на президентских выборах 2008 года Митт Ромни заявил, что СНВ-3 будет препятствовать развитию системы противоракетной обороны США и предоставит России больше преимуществ в плане сокращений ядерных боезарядов и носителей, чем Америке.
     Согласно выбранной республиканцами тактике рассмотрение вопроса о ратификации Пражского договора постоянно затягивалось в связи с необходимостью «более внимательного изучения» его положений на предмет их соответствия американским национальным интересам. «Профильным» комитетом по международным делам соглашение по СНВ было одобрено лишь 16 сентября, причём демократам удалось на тот момент заручиться поддержкой только двух республиканцев, и в том числе сенатора от Индианы, влиятельного эксперта по ядерной проблематике Ричарда Лугара. Затем, в октябре-ноябре, произошла задержка в связи с проведением выборов в конгресс США, по результатам которых демократическая партия получила намного меньше, чем ранее, мест в сенате (53 мандата против 47 у республиканцев). Учитывая, что Белому дому трудно давалось привлечение на свою сторону республиканских сенаторов, итоги выборов сделали фактически невозможной ратификацию договора в 2011 году, то есть с началом работы сената в новом составе.
     Поэтому администрация Обамы была вынуждена предпринять активные меры, чтобы добиться ратификации СНВ-3 до начала января следующего года в ходе так называемой сессии хромых уток. Для этого было усилено давление на республиканцев со стороны иностранных правительств, неправительственных организаций и общественного мнения (за ратификацию высказывались около 73 процентов американцев). Можно вспомнить в этом плане и сыгравшее значимую роль интервью премьер-министра России Владимира Путина телеканалу CNN, в котором он подчеркнул, что отказ от договора может привести к всеобъемлющему наращиванию гонки вооружений как между Россией и США, так и во всём мире в целом.
     Вместе с тем, чтобы добиться поддержки республиканцев, комитет по иностранным делам, а затем и сенат целиком, как сообщают информационные агентства, одобрили две ключевые поправки к сопроводительной резолюции - по ПРО и модернизации американских ядерных арсеналов. Первая поправка закрепляет обещание Обамы развивать систему ПРО. Вторая - ловит на слове Белый дом, обещавший и дальше модернизировать американский ядерный арсенал и ядерные лаборатории.
     Надо полагать, что именно их и имел в виду спикер Госдумы, когда заявил, что если текст этой ратификационной резолюции не затрагивает текста самого соглашения, то Госдума может в пятницу «принять договор». В противном случае, подчеркнул Борис Грызлов, «есть различные варианты развития событий - мы можем сначала принять договор (законопроект о ратификации) в первом чтении, а в дальнейшем принимать к нему (законопроекту) поправки». Поскольку официально осенняя сессия Госдумы заканчивается именно 24 декабря, глава профильного Комитета палаты по международным делам Константин Косачёв не исключил возможности проведения дополнительных пленарных заседаний и после этой даты для ратификации договора. Утверждённые поправки к ратификационной резолюции, сопровождающей новый российско-американский договор по СНВ, во многом определят содержание аналогичного документа, который будет принят в российском парламенте, заявил в свою очередь глава МИД РФ Сергей Лавров.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex