на главную страницу

24 Декабря 2010 года

Время и судьбы

Пятница

От универмага до теплиц

Пётр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     Давно известно: кто раньше начал трудиться, тот больше успел. Именно так получилось у Ефима Ильича Гольдберга. Рано умерли родители на Украине, мальчишка попадает в детдом, где, как это ярко рассказано в знаменитой «Педагогической поэме» Макаренко, сразу окунулся в школу жизни: и учился, и орудовал пилой и топором, и познавал честную ребячью дружбу. А в 16 лет уже был учеником литейщика с фабзавучем в придачу на металлургическом заводе в Днепропетровске.
     А тут и воинская служба подоспела - стал красноармейцем 1-й стрелковой дивизии Особой Краснознамённой Дальневосточной армии, где всё было по полной выкладке: и служили, и трудились, и даже учились в вечерней школе. У Ефима Ильича так и стала любимой песня: «Дальневосточная, опора прочная...»
     Из достигнутого в то время больше всего и навсегда осталось знание оружия, математика и военно-хозяйственные дела, в которых часто помогал командиру. И, видимо, не случайно после демобилизации по комсомольской путевке был направлен в Центральное военное кооперативное управление РККА, где довольно быстро стал подниматься по торговой стезе, стал товароведом, а потом и начальником отдела, управления. Во время проверок не раз был отмечен московским начальством. «Исполнительный, сметливый, инициативный», - было записано в характеристике. С нею в руках и прибыл в Москву, назначение - директор Центрального универмага Главвоенторга. Не успел как следует развернуться - а начиналось всё хорошо - последовало новое назначение - в Наркомат обороны СССР – на должность старшего инспектора Главного интендантского управления РККА.
     Какая перспектива ожидала Гольдберга на этом поприще, трудно сказать - началась война. Его направили интендантом в 3-й гвардейский танковый корпус, где всего было с лихвой: под бомбёжками и артобстрелами занимался проверками снабжения войск продовольствием и одеждой. Не раз попадал в критические ситуации, но везло - уцелел. Войну закончил на севере Германии, в только что взятом городе Шверине.
     После войны Ефим Ильич с набором высоты и, как всегда, с неизменной инициативой прошёл ряд военных снабженческо-тыловых должностей и в августе 1968 года стал самым высоким военным торговым начальником - Главного управления торговли Министерства обороны СССР.
     Это было время экономического подъёма страны, время бурного роста её ракетно-ядерного потенциала, развития авиации, выхода Военно-морского флота в Мировой океан. Могло ли ГУТ МО в этот период стоять в стороне? Конечно нет, это понимал Ефим Ильич. Ведь в материальном обеспечении военнослужащих военторгу принадлежало подобающее место, и он, вновь назначенный начальник, в чем все убедились, сразу же с головой ушёл в работу.
     Около двух месяцев Ефим Ильич и его помощники не вылезали из командировок - шла широкая инвентаризация того, что есть, и того, что нужно. Выявилось, что в большинстве воинских частей штатно и одиноко стоял магазин военторга с минимумом промтоваров - от воинских фуражек, шапок и ремней до женских немодных туфель и кофточек. Ну и продукты - консервы, конфеты да пряники. Тут же начерчивались планы: строительство новых и переоборудование имеющихся помещений под солдатские чайные, под магазины с расширенным ассортиментом, особенно воинских товаров. Добирались до отдалённых гарнизонов и не только загружали их необходимыми товарами, но и строили ателье, офицерские кафе и даже теплицы, где зрела свежая зелень. Добрались и до флота. Начиная с класса сторожевых кораблей и выше, создавались корабельные ларьки с матросским ассортиментом, туалетными принадлежностями и кондитерскими изделиями в соответствующей упаковке.
     В крупных городах, в штабах соединений, в том числе в КГБ и МВД, стали появляться военные универмаги, магазины кулинарии по продаже мясных и рыбных полуфабрикатов, организовывалась выездная торговля. Солдатские, матросские чайные, офицерские кафе ежедневно принимали более миллиона человек.
     Минобороны, командование округов и флотов способствовали воплощению намеченных планов, корректировали их, развивали собственную инициативу работников военторга. Благодаря стараниям и убедительным доказательствам Ефима Ильича Минобороны в немалой степени помогло строительству в Москве Центрального экспериментального дома одежды со штатом работающих в одну смену 500 человек. Как только он заработал, в таких крупных городах, как Ленинград, Новороссийск, Хабаровск, Алма-Ата, открылись обменные пункты, которые выдавали готовую одежду (если требовалось, с подгонкой в течении двух часов) в обмен выданного войсковой частью ордера. Так была снята проблема очередей на пошив одежды.
     Генерал Гольдберг создал систему обслуживания строителей БАМа: на голом месте раскинулась передвижная сеть ларьков и палаток, причём не только с обыденными, но и дефицитными для того времени товарами. Кстати, это был и стимул удержания рабочей силы на такой великой стройке.
     Навсегда запомнился Ефиму Ильичу и его питомцам - Николаю Садовникову, Виктору Бондаренко, Анатолию Пономаренко, Евгению Круглову и другим Афганистан. С первых и до последних дней боевых действий Ограниченного контингента они в полную силу занимались его снабжением всем необходимым по линии военторга. Гольдберг, конечно, учитывал опыт Великой Отечественной войны, в которой активно участвовал.
     На подготовку и ввод войск, как известно, времени было мало, да и не думалось вначале, что будет такая затяжная кампания. Поэтому всё шло по ходу развивающихся событий. Так, склад из железобетонных и металлических конструкций площадью 1.000 м2, на строительство которого раньше требовался месяц, соорудили за две недели. Закупленные в Венгрии холодильники от одной тонны и выше входили в строй в сжатые сроки.
     Добились того, что на получаемые военнослужащими «чеки» можно было купить дефицитные товары (особенно радио- и телетехнику) по значительно более низкой цене.
     Надо сказать, что несмотря на очевидную опасность, Ефим Ильич постоянно посещал «горячие точки» Афганистана и скрупулезно интересовался, как доходят товары военторга до солдат и офицеров.
     И ещё известный факт:
     - Я считаю, что Ефим Ильич принял смелое решение, сделав из захудалого, но объёмного по площади ресторана на Садовом кольце прекрасный магазин «Военная книга», - вспоминает генерал Николай Садовников. - С кафе-клубом литераторов и любителей книги. Там всегда было людно.
     Заботился лично Ефим Ильич о подборе и расстановке кадров. По его указанию в Москве, Ленинграде и Хабаровске строились учебные заведения с общежитиями для периодической переподготовки работников военторгов.
     Ефим Ильич был весёлым и добрым человеком. Даже во время дефицитов на многие товары он при возможности всегда стремился помочь человеку, и прежде всего военному.
     А в достижении цели в сложных армейских ситуациях на благо воинским коллективам, на улучшение их торгово-бытового обслуживания был настойчив и последователен и своего добивался. Ведь это факт, что ГУТ МО по обороту государственной торговли занимало третье место в Советском Союзе - после РСФСР и Украины.
     Страна отметила ратный труд Ефима Ильича: он награжден восемью орденами, в том числе – Красного Знамени, Отечественной войны первой степени (дважды), орденом Октябрьской Революции и многими медалями.
     Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения генерал-лейтенанта Гольдберга. Скончался он в 1998 году.
     Дело его продолжают потомки - сын Сергей - полковник в отставке и дочь Светлана - квалифицированный врач в военном госпитале.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex