Служба срочная, служба солдатская
Как-то прочитал стенания только что уволенного в запас солдата. «Мне становится страшно, – пишет он, – когда вдруг приснится армия». Я же, старый солдат, таким снам радуюсь: это каждый раз встреча с молодостью, с боевыми друзьями, даже с теми, кого уже нет среди нас.
29 октября у нас в Ершичинском районе провожали ребят в армию. И, как всегда, торжественно. Всех семерых усадили в президиум. С напутствиями служить по совести и чести к виновникам торжества обратились глава района (он же председатель призывной комиссии), военком, председатель совета ветеранов, родители, отслужившие в армии друзья призывников. Прозвучало и ответное слово-заверение будущих солдат: не посрамим своего района.
Вот так же ровно полвека назад, 24 октября 1960 года провожали и меня. Нас тогда было десятеро. Все до одного – сельские механизаторы. И потому райвоенком майор Горшков, желая подбодрить нас, сообщил «по секрету»: «Все вы едете служить в знаменитую гвардейскую Кантемировскую танковую дивизию».
Однако на сборном пункте «покупатели» растащили нас кого куда. Вася Савостов – единственный из нас, кто попал в обещанную «кантемировку». Мы с Колей Генделёвым пополнили ряды танкового полка гвардейской Таманской мотострелковой дивизии.
Все трое служили отлично. А как же сложилась у трёх друзей-танкистов послеармейская судьба?
Я, например, к полученному ещё до армии диплому техника-механизатора сельского хозяйства по увольнении в запас присовокупил диплом выпускника заочного Балашихинского сельхозинститута. Дослужился до управляющего «Райсельхозтехникой». Сейчас преподаю в автошколе ДОСААФ. Наибольших вершин из нас троих достиг, считаю, Николай Генделёв. Как-никак – заместитель ректора Брянского педагогического университета. Если Генделёв уволился рядовым, то Василий Савостов закончил службу старшим сержантом, старшим механиком-водителем. И хотя в отличие от нас с Николаем он не получил высшего образования и до самой пенсии прошоферил в колхозе, на полувековой дружбе трёх танкистов это нисколько не сказалось.
Не так давно мы отметили 50-летие памятного для нас троих события. Какого бы вы думали? Призыва в армию. Так что для нас становление в армейский строй не трагическое событие. Не будь в наших биографиях трёх лет армии, неизвестно, как бы всё повернулось.
|| Владимир ЗАКРОЕВ, призывник 1960 года. Ершичи, Смоленская область.
Слово о матери
Мама моя, я считаю, хотя и в глубоком тылу, но воевать с немцем начала чуть ли не с первого дня войны. Было ей тогда всего 16 лет. Вот таких молоденьких, бездетных и посылали тогда на оборонительные работы подальше от дома.
До нашего Углича немцы так и не дошли, но город укрепляли. Маму вначале послали на строительство аэродрома, потом – на рытьё окопов, вскоре перебросили на заготовку дров. Лесоповал – и молоденькая девчонка. Как она там не надорвалась и нас ещё после войны родила?
Был у неё любимый. Проводила его, но он не вернулся – погиб, поэтому, чтобы забыться, на заготовку торфа (а это, пожалуй, похлеще лесоповала) поехала с готовностью. До тех торфоразработок сегодня можно доехать за 2 – 3 часа. Тогда добирались 11 суток. Питались тем, что взяли из дому. А что возьмёшь, кроме сухарей, да и тех не вволю? Вот их и грызли, экономя каждую крошку.
На болоте работали с утра до ночи, жили в бараках. Замерзать не замерзали: торфу – завались. Болеть было нельзя – некогда. Наломаются за день, только уснут, а тут подходит состав под погрузку. Подъём! Торф грузили вручную, корзинами. Утром опять в болото. Копали торф лопатами, вывозили на тачках.
Три года отработала на торфе. Дали отпуск. Приехала домой – разруха, голод. В колхозе рабочих рук не хватает. Председатель уговорил остаться, обещал уладить. И «уладил»: забрали мать как дезертира. Отсидела три месяца в тюрьме. Выпустили, на торф, правда, не вернули. Отправили домой.
Когда сегодня слышу: «Дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей», всякий раз перед глазами встаёт мать. Великая труженица. После войны – доярка, овцевод, медалей за труд не меньше, чем у отца, моряка-черноморца, за войну, дважды участница ВДНХ. Это не считая нас, четырёх детей, которых родила и вывела в люди.
|| Н. ВИНОГРАДОВА. Бурмасово, Угличский район, Ярославская область.
Нам отвечают
Военные морские спасатели Северного флота сообщили в «Красную звезду» по электронной почте, что им в течение двух месяцев не выдают заработную плату. По существу жалобы редакции ответил врио заместителя командующего Северным флотом (по финансово-экономической работе) полковник Ю. Ловцов:
«Задолженность по выплате заработной платы гражданскому персоналу флота в августе – сентябре 2010 года образовалась в связи с недофинансированием Северного флота на указанные расходы.
По вопросам дополнительного выделения денежных средств на заработную плату гражданскому персоналу направлялись соответствующие запросы в Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ, заместителю министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе.
В настоящее время после проведения в октябре 2010 года представителями Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ проверки состояния финансового планирования и финансирования расходов на оплату труда гражданского персонала Северного флота были выделены недостающие денежные средства, которые своевременно доведены до воинских частей и учреждений флота установленным порядком».

|