на главную страницу

30 Декабря 2010 года

Армия и общество

Четверг

В ИНТЕРЕСАХ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Дмитрий СЕМЁНОВ, «Красная звезда».



Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал ряд федеральных законов и внёс изменения в отдельные федеральные законодательные акты, связанные с обороной и безопасностью страны и граждан.

     В частности, главой государства подписан Федеральный закон «О безопасности». Как говорится в справке Государственно-правового управления Президента РФ, за годы действия прежнего закона, принятого в марте 1992 года, существенно изменился характер реальных внешних и внутренних опасностей и угроз, участились природные и техногенные катастрофы, возникли принципиально новые проблемы в области взаимоотношений с иностранными государствами и альянсами. Серьёзные изменения претерпела стратегия международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
     Новые угрозы и вызовы изменили содержание и направленность деятельности государства по обеспечению безопасности. Соответственно возникла необходимость корректировки действующего Закона «О безопасности», расширения и уточнения целей и задач, стоящих перед Россией в этой области, а также полномочий органов государственной власти по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством страны.
     В подписанном Дмитрием Медведевым законе определяются основные принципы обеспечения безопасности и устанавливаются полномочия Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области безопасности.
     Кроме того, в законе в соответствии с Конституцией России определяется статус Совета Безопасности РФ, его задачи, функции, состав и порядок организации деятельности. К основным задачам Совета Безопасности относятся обеспечение условий для реализации Президентом РФ полномочий в области обеспечения безопасности, формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за её реализацией, прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации, а также ряд других. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента России по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества нашей страны с иностранными государствами, а также по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности России, и по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
     Президент также внёс изменения и в отдельные законодательные акты в области обороны. В частности, в законы «Об обороне», «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и «О гражданской обороне». Законом, оговаривающим данные изменения, регулируются вопросы компетенции Президента РФ в области обороны в целях уточнения его полномочий по установлению штатной численности Вооружённых Сил России, других войск и воинских формирований. Одновременно уточняются полномочия министра обороны РФ в части, касающейся установления перечня воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом Вооружённых Сил, за исключением воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, и воинских должностей, которые могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.
     Ещё одним законодательным актом, подписанным Президентом России, стал Федеральный закон о Следственном комитете. Согласно этому документу, данное ведомство, находившееся ранее при прокуратуре России, преобразуется в самостоятельный государственный орган, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Руководство Следственным комитетом осуществляет глава государства.
     Как отмечается в справке Государственно-правового управления, данный законодательный акт принят в целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия. Разграничение функций прокурорского надзора и предварительного следствия - одна из мер, направленных на повышение эффективности и качества предварительного расследования.
     Законом о Следственном комитете определяются задачи, полномочия, правовые основы и принципы деятельности этого органа, порядок прохождения службы в нём, правила взаимодействия и координации деятельности СК с другими органами государственной власти по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью. Установлено, что Следственный комитет будет расследовать в основном тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе преступления, совершённые против несовершеннолетних или с их участием. Закон предоставляет сотрудникам Следственного комитета право беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, иными предприятиями и организациями, и требовать от должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов и сведений. Сотрудники СК вправе также входить в помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, если у них имеются достаточные основания полагать, что там совершено (совершается) преступление или что там находятся лица, подозреваемые в совершении преступлений.
     К числу полномочий Следственного комитета, согласно закону, относится также рассмотрение обращений граждан, содержащих сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам и жалобы на действия (бездействие) следственных органов и следователей. Закон закрепляет независимость Следственного комитета и гарантирует невмешательство в его деятельность как со стороны органов государственной власти и отдельных должностных лиц, так и со стороны общественных объединений. В то же время Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов Следственным комитетом. Прокуроры наделяются правом отменять незаконные или необоснованные постановления следователей о приостановлении или прекращении уголовных дел, а также об отказе в возбуждении уголовных дел и принимать решение о продолжении расследования.
     Кроме того, Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия». Данный закон направлен на укрепление общественной безопасности и правопорядка. В частности, вводится запрет на ношение и использование спортивного пневматического оружия и на продажу патронов к гражданскому оружию теми гражданами, у которых нет разрешения на пользование таким оружием. Закон обязывает владельцев гражданского оружия самообороны проходить специальную подготовку для изучения правил и приобретения навыков обращения с оружием.
     Изменения, внесённые данным законом в Уголовный кодекс РФ и в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливают уголовную и административную ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия ограниченного поражения. Закон усиливает ответственность за незаконный оборот и нарушение правил оборота гражданского оружия. Ранее у лиц, совершивших правонарушение с использованием гражданского оружия, оружие изымалось на возмездной основе. После вступления федерального закона в силу такие правонарушители будут лишаться права на приобретение, ношение, хранение гражданского оружия. Федеральный закон вводит новые понятия: «огнестрельное оружие ограниченного действия», «патрон травматического действия», «патрон газового действия», «патрон светозвукового действия». Для каждой категории оружия устанавливаются ограничения поражающих свойств.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex