на главную страницу

30 Декабря 2010 года

Армия и церковь

Четверг

На стратегическом направлении

Записала Анастасия Яковлева.



Зачем нужны храмы в войсковых частях Ракетных войск стратегического назначения, священник в соединениях, использующих сверхсовременное оружие, как выстраивается система взаимодействия между Русской Православной Церковью и командованием РВСН – об этом рассказывает протоиерей Михаил Васильев, окормляющий военнослужащих данного вида войск.

     Если говорить об истории сотрудничества Ракетных войск стратегического назначения и Русской Православной Церкви, то особо знаменательным был 1997 год, когда заключили базовое соглашение о сотрудничестве с целью духовно-нравственного воспитания военнослужащих РВСН, подписанное Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и главнокомандующим РВСН И.Д. Сергеевым – первым маршалом РФ и благочестивым православным человеком, ныне, к сожалению, уже покойным. Когда открывался храм святой великомученицы Варвары во Власихе, который мы неофициально именуем главным собором РВСН, то Игорь Дмитриевич (будучи уже министром обороны) в своём обращении сказал: «У нас спрашивают, зачем нужен храм во Власихе, в главном штабе ракетных сил России, а также храмы в других частях? Так вот я заявляю: как министр обороны, я убеждён, что если Церковь и армия не спасут Россию, то не будет ни Церкви, ни армии, ни России». Именно поэтому последним документом, подписанным им в 2006 году, было официальное обращение к руководству страны уже в качестве председателя клуба военачальников России. Игорь Дмитриевич обратился с открытым письмом о необходимости возрождения института военного духовенства в Российской армии. В 2009 году решение президента было принято, и сейчас мы вместе с руководством Министерства обороны занимаемся реализацией этого указа – такого важного и необходимого для обеспечения эффективности военной реформы.
     Реальность такова, что, когда человек подвергается опасности, он задумывается не о временном, а о вечном. Вряд ли человека, у которого сильно болит зуб, заинтересует новый сорт духов или новая марка машины. То же самое происходит и в ситуации, когда человек находится в условиях, сопряжённых с риском для жизни.
     Что касается стратегических ракетчиков, то это наиболее интеллектуальный вид войск. Наверное поэтому они первыми начали тесное взаимодействие с Русской Православной Церковью, причём на всех уровнях. Слава Богу, ракетные войска не участвуют в боевых действиях, хотя были отдельные прецеденты: в частности, инженерно-сапёрный батальон РВСН участвовал в прокладке дорог в Чечне, и ещё несколько случаев, когда специалисты РВСН принимали участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Священники, окормляющие военнослужащих РВСН (в том числе и я, человек, который координирует эту работу много лет на уровне штаба РВСН во Власихе), пользуются (уже при пятом командующем РВСН) неизменной поддержкой командования и чувствуют постоянную помощь от них. Все вопросы и проблемы, которые возникают при выстраивании системы церковного окормления военнослужащих, решаются лично командующим РВСН – генерал-лейтенантом С.В. Каракаевым и его заместителями очень оперативно. Пользуясь случаем, я хотел бы сказать, что так легко, как в РВСН, работать не бывает нигде в Российской армии. Страшное смертоносное оружие, которое действительно способно уничтожить всю нашу планету за несколько минут, находится в руках людей, которые очень большое внимание уделяют духовно-нравственному воспитанию своих подчинённых. Именно поэтому наш храм во Власихе благоукрашается, и в большинстве соединений РВСН тоже имеются храмы.
     Регулярно, примерно раз в месяц, мне приходится работать в одной из дивизий РВСН – таким образом, мы совершаем командировки по всей стране. Последний раз я работал в дивизии РВСН, дислоцированной в Кировской области. Безусловно, работа внутри этого воинского коллектива, насчитывающего много тысяч человек, всегда мне как пастырю доставляет особую радость. Я вижу, во-первых, глаза умных (в большинстве своём) людей. Во-вторых, образовательный уровень солдат, которых туда отбирают, тоже выше среднего, поэтому работать с ними интеллектуально комфортно.
     Что касается проблем, то они общие независимо от рода и вида войск, поэтому тот опыт, который наработан, в том числе в «горячих точках» и других гарнизонах, всегда в активном резерве. Например, целенаправленно мы боремся с таким грехом, как уныние, которому подвержены некоторые новобранцы. В результате таких мероприятий у многих из них появляется желание нести свой тяжёлый, но очень важный для всех нас, для самого военнослужащего, для спасения его души, жизненный крест. Хочу подчеркнуть, что военнослужащему попасть в Царствие Небесное гораздо легче, чем священнику.
     Ежедневно в соединениях РВСН проходит невидимая, но очень важная кропотливая работа по поддержанию на должном техническом уровне тех ракетных комплексов, которые уже многие десятилетия стоят на боевом дежурстве. Также осуществляются очень сложные работы по продлению гарантийных и постгарантийных ресурсов ракетной техники. Участие священников в подготовке и проведении испытательных пусков новых образцов ракетного вооружения стало доброй традицией в РВСН. Мы участвуем в заседаниях командования РВСН по проблемам дисциплины и правопорядка, в приёме и вводе в строй молодого пополнения. В первые дни своего пребывания во Власихе солдаты посещают храм, где мы говорим с ними о том, почему они должны лишиться тепличных условий домашней жизни (в отличие от их одноклассников, которые «откосили» от армии), почему они целый год будут нести трудную службу, в непростых бытовых условиях, зачем ходить в неудобной обуви и одежде, которая круглый год одного цвета... В результате нашей работы мы видим, что у новобранцев возникает уважение к своей службе, желание понять смысл более высоких, чем обеспечение житейского благополучия, истин.
     Армия – не место для систематического воцерковления, тем более в настоящее время, когда срок срочной службы составляет всего один год. Мы пробуждаем в военнослужащих жажду жизни вечной, желание поверить, что мир состоит не только из видимого. Уверенность в вещах невидимых, веру во Христа мы стараемся пробудить в их сердцах на конкретных примерах, а дальше «водичка дырочку найдёт». Если человек получил внутреннюю мотивацию к тому, чтобы жить по-христиански, увидел в глазах священника свет жизни вечной, то он обязательно найдёт и формы, и способы приобщения к церковной жизни. Форма особого значения не имеет, она вторична, по сравнению с даром веры, которая рождается в сердце человека в непростых условиях армейской жизни.
     Говоря о церковной жизни в РВСН, необходимо упомянуть о том, что в Военной академии РВСН имени Петра Великого действует факультет православной культуры; кроме того, у нас есть священники, которые постоянно трудятся в Ростовском военном институте и в Серпуховском военном институте РВСН. Есть священник, который постоянно работает с военнослужащими РВСН в Плесецке, где проходит большинство пусков ракет, присутствует священник на 4-м полигоне в Капустином Яре в Астраханской епархии, то есть почти во всех соединениях РВСН уже трудятся священнослужители.
     Безусловно, в армии множество военнослужащих обретает веру, и большинство из них проносит эту веру через всю свою жизнь. Ведь начиная с самых дальних точек страны, от Камчатки, и заканчивая российской военной базой в Абхазии и Южной Осетии – везде трудятся наши священники: где-то на постоянной основе, где-то командировочно. Кстати, недавно был подведён под крышу храм в посёлке Ключи – это полигон Кура на Камчатке, где находятся поля падения баллистических ракет. Везде совершаются для военнослужащих необходимые таинства и обряды, и люди начинают задумываться о смысле жизни. Недавно я провёл занятия с тремя тысячами военнослужащих в Кировской области, со всеми офицерами, почти со всеми солдатами соединений, и 50 человек захотели креститься. Понятно, что лучше человека крестить, убедившись в серьёзности его намерений. Например, способен ли он после крещения бросить курить или ругаться матом. В РВСН такие вещи объяснять проще, работая с ракетчиками в самых разных форматах: участвуя в патрулировании базовых районов подвижными грунтовыми комплексами – когда на огромную территорию выезжают семиосные МАЗы весом под 100 тонн и начинают двигаться по нашим лесам, обеспечивая за счёт подвижности большую «живучесть» ракетных комплексов. Соответственно, и наши священники принимают в этом участие – на остановках проводят беседы. Есть и ещё одно прекрасное место для общения – в «модулях жизнеобеспечения», где можно поговорить с офицерами за чашкой чая.
     В ракетных войсках в основном трудятся умные люди, а когда человек умный, всё остальное можно решить. Всегда приятно работать с умными людьми – в этом смысле священникам, окормляющим военнослужащих, повезло. И моё служение очень радостное. Денег мало, но радости много. Я вижу, что через меня грешного Господь касается сердец множества людей, которые ко мне обращаются, обретают веру и укрепляются в ней. Ты сеешь доброе и вечное, но понимаешь, что почва взрыхлена теми трудными условиями военной жизни, в которых эти люди живут.
     На снимке: Священник Михаил Васильев и Патриарх Алексий II. Храм во Власихе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex