на главную страницу

30 Декабря 2010 года

Армия и церковь

Четверг

Старшина запаса отец Николай

Юрий Белоусов.



В связи с намечаемым введением в армии военных священников в статусе помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими от Екатеринбургской и Верхотурской епархии первым кандидатом на новую должность можно назвать настоятеля гарнизонного воинского храма во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского иерея Николая Пантелеева.

     Смышлёному парнишке бабушка однажды напророчила судьбу музыканта. «Хотя поводов, – вспоминает отец Николай, – в тот период не было совсем: я, восьмилетний ребёнок, понятия не имел о том, как извлекаются звуки из музыкальных инструментов». Однако не прошло и года, как стало сбываться то самое бабушкино предсказание.
     «В девять лет я уже сносно играл на трубе, – рассказывает отец Николай. – В двенадцать лет выступал в составе самодеятельного коллектива на новогодних ёлках. В тринадцать, ощутив потребность в более высоком музыкальном образовании, стал воспитанником оркестра Челябинского танкового училища. Там и «протрубил» до дня призыва в Вооружённые Силы. Затем ещё два года в том же оркестре в статусе военнослужащего. Демобилизовался младшим сержантом».
     Продолжать карьеру в армии Николай не захотел. «Я мечтал о профессиональном росте. Дать мне такую возможность войсковой оркестр, к сожалению, не мог, и я уже всерьёз рассчитывал поступить в консерваторию».
     На пути более тесного знакомства с Церковью и верой стало неожиданное возвращение выпускника Уральской консерватории в армейскую структуру. «Сложно было с трудоустройством по полученной специальности. Да и жилья у нашей молодой семьи тогда ещё не было», – откровенно поясняет ситуацию отец Николай.
     Специалиста с высшим музыкальным образованием, в совершенстве знающего войсковой репертуар, охотно приняли в дивизионный оркестр. Жизнь налаживалась: и служба вроде спорилась, состоялось повышение в воинском звании, с квартирой решался вопрос. «Но не было чего-то главного, – вспоминает отец Николай. – Чего именно, тогда я ещё сам не знал».
     Момент истины наступил неожиданно. «Всё началось с оказавшегося в моих руках Евангелия, после прочтения которого, – рассказывает отец Николай, – я открыл для себя именно то, что так долго искал».
     Тогда же от бывшего сокурсника старшина Пантелеев узнал, что осуществляется первый набор в Екатеринбургское духовное училище. Подал документы. Поступил. Одновременно продолжал исполнять служебные обязанности.
     Период окончания учёбы в духовном училище совпал с открытием на территории соседствующего с мотострелковым соединением закрытого военного городка храма во имя святого благоверного князя Димитрия Донского. Именно в его стенах довелось пройти послушание первому в Екатеринбургской епархии настоятелю воинского храма Николаю Пантелееву. С карьерой военного музыканта пришлось расстаться.
     Однако после увольнения из рядов Вооружённых Сил контакты отца Николая с уральскими мотострелками стали лишь крепнуть. Теперь его в бригаде знают все – от рядового до полковника и членов семей военнослужащих. Воскресные беседы с личным составом, крещение, исповеди и венчания – всё на плечах отца Николая. Вдобавок ко всему он непременный участник проводимых мотострелками на полигонах войсковых мероприятий. Стрельбы, вождение боевых машин, этапы уничтожения боеприпасов с истекшими сроками хранения, а также учения теперь редко проходят без его присутствия. Например, на тех же дальневосточных маневрах «Восток-2010» – за тысячи километров от Екатеринбурга – отец Николай был единственным представителем от Русской Православной Церкви.
     - Отец Николай, не мне вам, бывшему военному, говорить о том, что воинский коллектив – это особое сообщество. Не будет ли активное вхождение представителя Церкви в жизнь и быт военнослужащих «напрягать» личный состав?
     - Есть хорошее христианское правило: не просят – не лезь. Священник не будет вникать во все дела военных. Ему это не надо. Но следует понимать: раз представитель церкви будет в войсках как штатное лицо, то и его участие в армейской жизни будет каким-то сверхактивным. Я сейчас участвую в тех или иных бригадных мероприятиях лишь по приглашению командования соединения. Не думаю, что кардинально изменю подобный подход к делу в случае определения меня на штатную должность военного священника. Как бывший военный, я чётко вижу грань допустимого вхождения представителя Церкви в воинский коллектив. Но я даже от бывших сослуживцев иной раз слышу сетования по поводу того, что с приходом батюшки в бригаду будет разрушен войсковой институт воспитания. «Вы это о чём? – спрашиваю их. – Если считаете, что я взвалю на себя ваши обязанности, то искренне заблуждаетесь». Человек Церкви нужен в войсках не ради замещения кого-то. Его предназначение – заполнить существующий в армии духовный вакуум.
     - У офицеров есть надежда, что с приходом в армию военных священников пойдут на убыль «дедовщина», факты самовольного оставления части, суицидальных случаев...
     - Положительные моменты непременно будут. Практически каждый человек склонен внимать и следовать словам священнослужителя. Если бы это было не так, то не стоило бы возрождать институт военного духовенства. Но и возводить батюшку в ранг панацеи от всех бед не надо. Он не должен как помощник командира по работе с личным составом вести борьбу за укрепление воинской дисциплины в отдельно взятом воинском соединении. Это не его стезя. При подобных суждениях невольно рисуется образ Ильи Муромца с палицей в руках: взмах – нечисть уходит, хорошие подымаются...
     Да, священник будет помощником командира. Но надо помнить – лишь в вопросах духовного воспитания солдат и офицеров.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex