на главную страницу

12 Января 2011 года

Геополитика

Среда

Мост между Азией и Европой

Вадим ТИМОХИН,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».




     ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ геополитических итогов первого десятилетия XXI века - превращение Турции в региональную державу с самостоятельной внешней политикой. В истории этой страны - и её взлёты, и её падения. В чём-то она сродни прошлому Российской империи с метаниями её элиты между Европой и Азией. Ныне Турецкая Республика, оставаясь членом управляемого США Североатлантического альянса, является одним из субъектов мировой политики, хотя, естественно, и не имеет того влияния на события в Евразии и Северной Африке, что во времена Османской империи.
     Весьма показательным стало состоявшееся в конце прошлого года выступление президента Турции Абдуллаха Гюля в Лондонском Королевском институте международных отношений, считающимся самым влиятельным англосаксонским аналитическим центром по проблемам мировой политики. Глава турецкого государства в Лондоне заявил, что «влияние Запада в международных делах постепенно снижается», и высказался за построение международного порядка, основанного на гармоничных отношениях между США и другими мировыми центрами силы. К ним он отнёс Евросоюз и страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). «Находящиеся на подъёме такие державы, как Китай, Индия, Бразилия и Россия, смещают центр тяжести в международных отношениях в сторону Азии и Востока», - сказал Гюль. По его словам, он уже давно выступает за то, чтобы Турция присоединилась к БРИК, ему «приятно слышать, как многие международные комментаторы говорят о появлении понятия «БРИК плюс Т».
     В этих условиях, считает Гюль, для Евросоюза было бы выгодно принять в свои ряды Турцию, ставшую важной региональной державой на Востоке. Одновременно он постарался развеять опасения по поводу перспективы ухудшения союзнических отношений Турции с западными странами. Турецкая Республика останется членом НАТО и будет по-прежнему стремиться к вступлению в Евросоюз, но при этом она постарается проводить более активную и самостоятельную внешнюю политику.
     В своём выступлении Гюль вёл речь о необходимости построения гармоничного международного порядка: «Это должен быть порядок, отвергающий гегемонию единственной державы». В нём увеличивается число центров силы, и они находятся в отношении взаимной зависимости. «Наши богатые человеческие ресурсы, растущая экономическая мощь, культура, имеющая глубокие корни, а также преимущества нашей демократии, - отметил он, - станут движущей силой этого процесса».
     Президент Турции обозначил заинтересованность своей страны в развитии отношений с государствами, возникшими на территории бывшей Османской империи: «Как для Великобритании важны отношения со странами Содружества, так и для Турции важны отношения с государствами региона». Как подчеркнул он, «интересы Турции в регионе должны приниматься во внимание, потому что всякий, кто знаком с историей, знает, что наша страна всегда несла ответственность за окружающие её территории. Когда у соседей возникают проблемы, люди обращаются к стамбульским архивам, чтобы узнать, что происходило в прошлом... Политические отношения с этими странами являются абсолютно нормальным явлением для Анкары, и речь не идёт о возрождении некого «неооттоманского духа».
     «Мы, - указал турецкий руководитель, - придерживаемся реалистичного подхода в наших отношениях с соседними странами. Образование новой группы стран на основе бывшего османского наследия не является перспективой нашей внешней политики». Речь идёт лишь о создании «дуги стабильности, сотрудничества и процветания на территориях, окружающих Турцию». На это и нацелены подписание соглашений о свободе торговли и реализация энергетических и транспортных проектов.
     Наша справка. Турция подписала соглашения о свободе торговли с Сербией, Македонией, Боснией и Герцеговиной, Тунисом, Палестинской автономией, Сирией, Египтом и Иорданией. Их земли в прошлом входили в состав Османской империи. Недавно Турция предложила создать зону свободной торговли с Украиной.
     ТЕМА ЭНЕРГЕТИКИ закономерно была поднята в лондонском выступлении Гюля. Турция сумела существенно укрепить свой вес в Евразии благодаря осуществлению ряда крупных трубопроводных проектов, обеспечивших дополнительный приток углеводородного сырья с постсоветского пространства.
     Прежде всего это газопровод «Голубой поток», через который в Турцию поставляется российский газ, и нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан (оператор проекта - «Бритиш петролеум»), по которому на мировые рынки поступает нефть Азербайджана и Казахстана. В международную торговлю нефтью Турция вовлечена с начала прошлого века, когда из российского порта Батуми каспийская нефть стала доставляться в средиземноморские порты Европы танкерами, проходившими через проливы Босфор и Дарданеллы.
     Наша справка. К числу основных нефтяных маршрутов на территории в Турции относятся: Киркук (Ирак) - Джейхан (Турция), пропускная способность - 1,6 млн. баррелей в день (80 млн. тонн нефти в год); Баку - Тбилиси - Джейхан; пропускная способность - 1 млн. баррелей в день. Магистральные газопроводы: российский «Голубой поток», проложенный по дну Чёрного моря, пропускная способность - 16 млрд. кубометров в год; Турция - Греция, пропускная способность - 11,5 млрд. кубометров; Баку - Тбилиси - Эрзурум (Южнокавказский газопровод), пропускная способность - 8 млрд. кубометров; Тебриз (Иран) - Анкара (Турция), пропускная способность - 7,5 млрд. кубометров. В 2012 году намечено ввести в эксплуатацию трубопроводный маршрут Турция - Греция - Италия (ITGI), достроив имеющийся турецко-греческий газопровод до итальянской территории.
     На повестке дня - прокладка ещё одного магистрального нефтепровода: Самсун - Джейхан. В турецкий порт Самсун нефть из России, Казахстана и Азербайджана будет доставляться танкерами из российских и грузинских портов и затем перекачиваться на побережье Средиземного моря в Джейхан. Турки прокладывают этот маршрут вместе с вездесущей итальянской компанией «Эни», его пропускная способность - 1,5 млн. баррелей в день (75 млн. тонн в год), что позволит существенно разгрузить черноморские проливы (проливы Босфор и Дарданеллы ежегодно пересекает около 50 тыс. танкеров) и улучшить экологическую ситуацию в Мраморном море. Через проливы ныне перевозится морским путём более 100 млн. тонн «чёрного золота» ежегодно.
     В минувшем декабре стало известно, что российские «Транснефть» и «Роснефть» могут получить по 25 процентов в компании, которая будет эксплуатировать нефтепровод Самсун - Джейхан. Сейчас идут переговоры об участии россиян в акционерном капитале. Рассматривается возможность вовлечения России не только в прокладку нефтепровода, но и строительство нефтеперерабатывающего завода в Джейхане.
     В Турции также изучается вопрос о её участии в проектах по доставке углеводородного сырья в страны Азии через акваторию Индийского океана. Замысел в том, чтобы соединить трубопроводы Баку - Тбилиси - Джейхан и Ашкелон - Эйлат. Энергоносители из Азербайджана и Туркменистана через территорию Грузии и Турции по трубопроводам будут поступать в израильский Ашкелон (Средиземное море), а затем на терминалы в Эйлате. Из этого израильского порта на Красном море танкеры доставят нефть и сжиженный природный газ растущим азиатским экономикам (в первую очередь в Китай и Южную Корею).
     Существуют и планы строительства на турецкой территории новых нефтеперерабатывающих заводов. Уже реализуемые программы обеспечат в ближайшие годы более чем удвоение имеющегося у турок потенциала в этой сфере (в год будет перерабатываться до 100 млн. тонн нефти).
     ТУРЕЦКИЕ ПЛАНЫ на это десятилетие нацелены на то, чтобы закрепить за страной роль ключевого южного транзитного центра по транспортировке энергоносителей для экономики Евросоюза, в максимальной степени используя своё выгодное географическое положение. В Европу через Турцию потекут потоки нефти и газа из Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, а также Египта, Ирака и Ирана. Надо учесть, что вблизи Турции находится более 70 процентов мировых запасов нефти и природного газа.
     В 2011 году с турецкой газораспределительной сетью намечено соединить газопровод AGP (Arab Gas Pipeline). Это означает, что египетский газ (до 5 млрд. кубометров) можно будет перекачивать в Турцию по территории Сирии и Иордании. Пропускная способность маршрута на участке Египет - Иордания составляет более 10 млрд. кубометров.
     Египетские месторождения «голубого топлива» могут стать составной частью ресурсной базы газопровода «Набукко», являющегося идефикс влиятельных политических кругов в штаб-квартире Евросоюза. Этот проект, напомним, предполагает организовать ежегодную доставку в Евросоюз 31 млрд. кубометров природного газа, минуя территорию Российской Федерации. Из-за нехватки азербайджанского газа трубопроводу для его заполнения требуются дополнительные источники: или Туркменистан (что затруднительно вследствие неурегулированности вопроса о правовом статусе Каспия), или арабский мир - Египет и Ирак.
     Наша справка. Круг непосредственных участников проекта «Набукко» уже определён. Это немецкая RWE, австрийская компания OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz и турецкая Botas. Каждый из участников обладает равными долями - по 16,67 процента. Начало прокладки маршрута намечено на 2012 год, первые поставки - в 2015 году. На первом этапе (до 2020 г.) прокачиваться будет всего около 8 млрд. кубометров.
     «Набукко» составляет конкуренцию российскому проекту «Южный поток», который «Газпром» стремится осуществить с 2007 года совместно с итальянской компанией «Эни». Партнёры намерены ввести газопровод пропускной способностью 63 млрд. кубометров в строй в 2014 году. Известный немецкий политолог Александр Рар, директор Центра «Россия–Евразия» Совета по внешней политике Германии, считает, что одновременно оба газопровода - и «Южный поток», и «Набукко» - Европе просто не нужны. Однако политики в Евросоюзе настолько поддерживают этот проект, что «как-то даже не верится, что его не будет». По его словам, сообщает «Trend News Agency», «Набукко» будет построен «скорее на политической воле, чем на необходимости».
     По мнению Рара, в этом десятилетии у Турции есть реальный шанс из транзитного государства превратиться в продавца природного газа. Это усилит роль страны как моста между Азией и Европой «в колоссальной степени». Но, замечает немецкий политолог, «время покажет, насколько Запад позволит Турции приобрести такой статус».
     Пока же в турецких портах Измир и Джейхан намечено построить не менее трёх терминалов по приёму сжиженного газа. В частности, в Измир ежегодно будет поступать более 7,5 млрд. кубометров, которые можно реэкспортировать в Европу.
     ТУРЦИИ, чтобы обрести ресурсную базу, важно сблизиться с Ираном, тем более что технические возможности для соединения трубопроводных систем этих стран существуют. В турецком Эрзуруме газопроводы Тебриз - Анкара и Баку - Тбилиси - Эрзурум стыкуются друг с другом. Это гипотетически позволяет наполнить «Набукко» иранским газом. Реально построить также новый ирано-турецкий газопровод. В 2008 году в Тегеране министр энергетики Турции заявил, что Анкара готова инвестировать 12 млрд. долларов в освоение крупнейшего иранского газового месторождения «Южный Парс» и строительство газопровода от иранского порта Асалуе до турецкого населенного пункта Базарган (1850 км). Турция предполагает в перспективе добывать для себя на «Южном Парсе» до 35 млрд. кубометров газа в год.
     Перспективы ирано-турецкого сотрудничества в энергетической сфере будут во многом зависеть от того, удастся ли разрешить иранскую «ядерную проблему». Хотя нынешнее правительство Турции и сформировано умеренной происламской Партией справедливости и развития, оно не желает появления в Азии ещё одного (вслед за Пакистаном) исламского ядерного государства - это радикально изменит расклад сил в регионе. Уже в упомянутом выше выступлении в Лондоне президент Гюль однозначно сформулировал позицию своей страны: «Мы ни в коем случае не потерпим ядерный Иран».
     Если ситуация вокруг Ирана в ближайшие годы не обострится и останется в нынешнем, «подвешенном», состоянии, Анкара может прибегнуть к неафишируемому реэкспорту иранского газа по негласным договорённостям с Тегераном. Из кругов, лоббирующих строительство «Набукко», стала распространяться информация, что в проекте будет задействовано 10 млрд. кубометров азербайджанского газа, 10 млрд. из иракских месторождений, некоторое количество египетского газа и ещё 10 млрд. - «из турецких источников» (в Турции, заметим, добывается менее 1 млрд. кубометров в год). При определённом стечении обстоятельств, особенно если зимы в Европе станут холоднее, в штаб-квартире Евросоюза могут «закрыть глаза» на происхождение «турецких источников», несмотря на окрики из Вашингтона.
     КОНКУРЕНЦИЯ с Россией в сфере транзита энергоносителей вместе с тем не мешает Турции развивать отношения со своим северным соседом по Чёрному морю. Несмотря на двухсотлетнюю полосу войн, начавшихся после прихода к власти в Москве в XVII веке династии Романовых, наши государства многое и объединяет, включая экономические интересы и стремление к возникновению многополярной конструкции равноправных международных отношений.
     Объём торгового оборота Турции с Россией превысил в прошлом году показатели её торговли с Германией, до этого крупнейшим турецким торговым партнером, и составил более 40 млрд. долларов. Около 3 млн. российских туристов ежегодно приезжают в Турцию, недавно был взаимно отменён визовый режим. 67 процентов природного газа и 20 процентов нефти Турция импортирует из Российской Федерации.
     Россия окажет содействие в сооружении первой турецкой атомной электростанции близ средиземноморского порта Мерсин. Для Турции этот проект имеет не только экономическое значение (позволит снизить зависимость от импорта энергоресурсов), но и имиджевое - страна приобщается к атомной энергетике, появится инженерно-технический персонал с опытом в ядерной сфере.
     Региональная активность Турции, по мнению западных экспертов, в наступившем году будет возрастать. Об этом свидетельствуют, к примеру, результаты 11-й встречи глав государств и правительств Организации экономического сотрудничества (прошла 23 декабря в Стамбуле). Эта организация была основана в 1985 году Ираном, Пакистаном и Турцией. Позднее к ней присоединились Афганистан, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
     Временное председательство в организации перешло в декабре от иранского президента Ахмадинежада к Абдулле Гюлю, который в ходе саммита ОЭС предложил странам-участницам возродить «Великий Шёлковый путь». «В течение тысячелетий континенты устанавливали мировую торговлю в старом мире, - заявил он, - и мы хотели бы, чтобы этот торговый маршрут был возобновлен - древний Шёлковый путь». Этот маршрут, по его мнению, «должен стать коридором энергетики, торговли, коммуникаций, транспорта». Растущие экономические возможности 70-миллионной Турции вкупе с мощным военным потенциалом (вторая армия в НАТО после США) позволяет ей всё активнее играть роль ведущей региональной державы, оказывающей геополитическое влияние как на Ближнем Востоке, так и на Южном Кавказе и в Средней Азии.
     

     

     Мост через Босфор.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex