на главную страницу

12 Января 2011 года

К 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина

Среда

Звезда Северина

Николай ПАЛЬЧИКОВ, «Красная звезда».



Среди тех организаций и людей, которым обязан успехами советский и российский космос, одно из ведущих мест занимает бывший завод № 918, или НПП «Звезда», расположенное в скромном подмосковном поселке Томилино Люберецкого района. Как с гордостью здесь говорят, «после снятия завесы секретности наша «Звезда» по ряду направлений своей деятельности получила признание в качестве лидера мирового авиакосмического сообщества».


     «ЗВЕЗДА» была основана по постановлению правительства страны в октябре 1952 года. Вспомнить смешно: самое современное, небывалое космическое оборудование должны были производить на базе... мебельных складов!
     Директором и главным конструктором вновь созданного завода был назначен работающий в то время начальником конструкторско-производственного комплекса Лётно-исследовательского института С.М.Алексеев. Опытный авиаконструктор, прошедший школу конструкторских бюро А.Н. Туполева и С.А. Лавочкина (в войну был его заместителем и, в частности, занимался освоением производства самолётов Ла-5 на заводе № 21 в Нижнем Новгороде), Семён Михайлович Алексеев возглавлял завод № 918 более 11 лет.
     Именно во многом благодаря фронтовому опыту и напористости С.М. Алексеева бывшие склады за непродолжительное время стали превращаться в КБ и цеха. Именно в них и были сконструированы и изготовлены первые скафандры и системы жизнеобеспечения обитаемых отсеков космических кораблей.
     Когда в январе 1964 года министр авиационной промышленности П.В. Дементьев назначил главным конструктором и ответственным руководителем завода Гая Ильича Северина, С.М. Алексеев заслуженно остался в должности его первого заместителя.
     Г.И. Северин до этого работал начальником отдела в Лётно-исследовательском институте им. М. Громова в Жуковском. Многое сделал для создания систем спасения лётчиков и систем дозаправки самолётов в воздухе. Под его руководством предприятие стало головным в области разработки и производства индивидуальных систем жизнеобеспечения лётчиков и космонавтов, скафандров для работы в открытом космосе, средств спасения экипажей и пассажиров, систем дозаправки самолётов в полёте.
     При непосредственном участии Гая Северина было, в частности, создано катапультное кресло космического корабля «Восток» для полёта Юрия Гагарина, а также шлюзовая камера и скафандр, в котором Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос.
     В последние годы под руководством Северина были созданы новые скафандры для работы на Международной космической станции и станции «Мир», а также новое семейство компьютеризованных авиационных катапультных кресел К-36Д-3,5 для боевых самолётов. Это лучшее в мире, непревзойдённое катапультное кресло параметров «0»–«0», то есть оно спасёт даже с земли. Его создатель Гай Ильич Северин, Герой Социалистического Труда, к сожалению, ушедший от нас в феврале 2008 года, на долгие годы вперёд стал ангелом-хранителем для тысяч лётчиков и лётно-подъёмных экипажей. Наши легендарные лётчики-испытатели Квочур и Пугачёв обязаны жизнью именно ему.
     ПЕРВЫМ вкладом «Звезды» в обеспечение безопасности будущих космических полётов стала разработка и изготовление в 1953-1954 гг. установок, состоящих из катапультных тележек, снабжённых кислородной аппаратурой и скафандрами для собак.
     Заказчиками этой работы выступили АН СССР и НИИИ авиационной медицины. Цель - определить возможность пребывания живых существ после заброса их с помощью ракет на высоты до 100-110 км с последующим катапультированием и спуском на парашюте.
     В публикации «Испытатели: забытый отряд» («Красная звезда» от 15 декабря с.г.) упоминалось о том, что такого рода тележки испытывали в 1953-1955 гг. рядовые Иван Удодов, Леонид Бобков, Николай Ильченко, Виктор Клещенко и младший сержант Анатолий Баннов. Причём двое последних делали это в Томилино! То есть уже не собачки торили путь человеку в космос, а люди старались обезопасить своих мохнатых космонавтов...
     Вторым этапом в этом направлении стала разработанная в 1956-1957 гг. ГКЖ - гермокабина животных (собак). Работа завершилась небезызвестным полётом Лайки на втором ИСЗ 3 ноября 1957 года, при котором обследовалось поведение животного как при воздействии вибрации и перегрузок, так и в условиях невесомости. ГКЖ была укомплектована системой регенерации газовой среды и автоматами подачи пищи и воды для животного.
     Должен заметить: после публикации в «Красной звезде» материала о наших первых хвостатых космонавтах мне позвонил из города Королёва Андрей Михайлович Бритиков. Он, замдиректора по науке исторического музея С.П. Королёва, сделал существенные замечания по поводу написанного. В частности, он авторитетно заявил, что Лайка погибла не случайно - это была запланированная жертва во имя безопасного полёта человека.
     Честно говоря, меня это утверждение взволновало: зачем было губить собачку априори, по плану и умыслу, если имелась возможность получить нужные результаты от неё живой?!
     А.М. Бритиков пояснил: необходимо было точнее определить параметры и условия создания безопасности для полета человека. Живая Лайка, как это ни покажется парадоксальным, необходимыми сведениями учёных не одарила бы. А вот мёртвая рассказала практически всё... Комментировать это утверждение не берусь: наука есть наука.
     Следующим этапом работ по исследованию жизнедеятельности животных в условиях космического полёта было создание в 1960 году кабины, которая использовалась на начальном этапе при разработке и оценке катапультного кресла кораблей «Восток».
     Был также разработан, создан и испытан скафандр для первого полёта человека в космос. Юрий Гагарин - первый человек планеты Земля - отправился покорять космос в скафандре от «Звезды». А потом воспользовался разработанной специалистами предприятия системой приземления: катапультировался и спустился на парашюте.
     Кстати, началом разработки первого космического скафандра следует считать 1959 год. Тогда вышло Постановление Правительства СССР о начале работы по подготовке полёта человека на искусственном спутнике Земли. В том же году решением Спецкомиссии при президенте АН СССР под председательством М.В. Келдыша завод № 918 был определён головной организацией по разработке технических средств для обеспечения жизненно необходимых условий и средств спасения человека при полёте в космосе.
     С ИМЕНЕМ директора Гая Ивановича Северина связаны многие уникальные разработки, а также модернизация «страны по имени «Звезда». Сегодня цеха основного производства занимают площадь 27 кв. километров (!) и располагают современным оборудованием, на котором работают свыше тысячи человек.
     За без малого 60 лет здесь сложился уникальный коллектив ученых, конструкторов, производственников, испытателей. На «Звезде» создана уникальная испытательная база и специализированное производство. Все это позволяет «Звезде» достойно представлять высокое звание головного предприятия страны в области создания и производства систем индивидуального жизнеобеспечения и спасения всего, что летает.
     Так что не стоит удивляться тому, что сотрудникам «Звезды» оказалось под силу создание не только высокоэффективных катапультных кресел и космических скафандров. Не меньшая гордость и заслуга «звездных» конструкторов и инженеров - мобильные барокамеры, противошоковые костюмы и костюмы для реабилитации больных детским церебральным параличом.
     Но главным был и остается космос. Вот как вспоминает об отце его сын Герой России Владимир СЕВЕРИН.
     «...В скафандрах НПП «Звезда» летают все космонавты, начиная с Гагарина. Но одним из интересных дел отца и его коллектива был выход в космос Алексея Леонова в 1965 году. Американцы тоже готовились к выходу в космос, поэтому у нас срочно было принято решение выйти первыми, и Гай Ильич с коллегами предложил схему полужёсткого скафандра на совете главных конструкторов.
     Ему был задан вопрос: «А в чём собираются выходить американцы?»
     «В мягком», - ответил Гай Ильич. Королёв спрашивает: «А почему мы в жёстком?» Отец отвечает: «Потому что так удобнее, я считаю».
     ...На подготовку всей программы по выходу в космос было всего 9 месяцев, чтобы обогнать американцев. Американцы планировали открыть люк и просто высунуться по пояс. Ну а мы должны если уж выходить, так выходить! Сделали, во-первых, мягкий шлюз надувной, мягкий скафандр. Как вспоминал отец, всю эту программу преследовал какой-то рок. До выхода Леонова в открытый космос должен был слетать манекен. Всё было нормально: вышла ракета на орбиту, но выдали какую-то ошибочную команду, и корабль взорвался.
     Что делать? Сзади американцы поджимают, а у нас такая авария. Ну и на совете главных Королёв сказал Северину: «Тебе решать, ты отвечаешь!»
     Гай Ильич принял решение выходить. Но буквально за несколько дней до старта, уже в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре, уронили этот шлюз на землю. Как будто вредительство какое-то.
     Однако привезли, собрали и полетели. Закончился выход, прошла посадка, но космонавты Беляев и Леонов потерялись зимой в пермской тайге. Отец рассказывал, что Королёв тогда серый ходил. Такое дело сделать, а космонавтов сутки не могли найти! Хорошо, что всё закончилось благополучно.
     Когда начали летать орбитальные станции, возникла необходимость в скафандре для долгой работы в открытом космосе. И тогда Гай Ильич создал скафандр полужёсткого типа «Орлан»: мягкие руки и ноги, а шлем и туловище - из алюминиевого сплава, сзади - дверь, в спинке которой вся система жизнеобеспечения. То есть практически космический корабль в миниатюре.
     «Орлан» начал летать на «Салютах», затем на «Мире» и сейчас уже на Международной космической станции. Сейчас на МКС работают наши полужёсткие скафандры «Орлан» четвёртой модификации и американские - мягкие.
     В чём их главное отличие? Американские скафандры на астронавта нужно подгонять на Земле, и надевать его надо вдвоём, стыковать две разъёмные части. Наши скафандры - универсальные. Они подходят для космонавтов ростом от 165 см до 190 см: всё, что необходимо, удлиняется либо укорачивается. Любой экипаж, который прошёл антропометрию, прилетает на станцию, подгоняет рукава, штаны, выходит в космос, работает и возвращается на корабль. И сейчас космонавты до 8 часов могут работать в открытом космосе».
     НА ЗНАМЕНИ ОАО «НПП «Звезда» два ордена Трудового Красного Знамени. Но не забыты и люди: звания Героя Социалистического Труда были удостоены директора - главные конструкторы С.М. Алексеев и Г.И. Северин. У Гая Ильича есть и другие отличия: он - лауреат Ленинской и Государственной (дважды) премий. Ленинскую премию получил также В.И. Свещек. А лауреатов Государственных премий на «Звезде» целое созвездие: А.С. Барер, В.И. Харченко, Е.П. Тихомиров, О.И. Смотриков, И.А. Соколовский, Ф.С. Тимохин, Н.И. Афанасенко, Н.И. Дергунов, П.П. Соболев, В.М. Рафеенков, А.Н. Лившиц, В.М. Молодцов, Ю.Г. Конахевич.
     Есть на «Звезде» и лауреаты премии Правительства Российской Федерации: это Г.И. Северин, И.П. Абрамов, В.П. Ефимов, Б.В. Михайлов, В.И. Стрельцова, А.Ю. Стоклицкий и Г.М. Глазов.
     А вот особая гвардия «Звезды»: Герой Советского Союза О.К. Хомутов, Герои России В.К. Костин, В.Е. Цветов, В.Г. Северин и С.Б. Переславцев. Это - ИСПЫТАТЕЛИ КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
     А всего на «Звезде» кавалерам и орденов стали около 150 человек - практически каждый 10-й. И это, безусловно, заслуга не только их, но и руководителей, которые понимают, как мобилизовать людей, как стимулировать их творчество.
     

     

     На фото: главный конструктор Гай СЕВЕРИН, самый молодой, но равный в Совете главных конструкторов, проводит рабочее совещание; скафандр Гагарина.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex