на главную страницу

12 Января 2011 года

Без камуфляжа

Среда

Марк ЗАХАРОВ: «Радуюсь мгновениям театрального счастья»

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



В новогодние праздники мы в который уже раз, но с неизменным удовольствием смотрим любимые фильмы. Они не только поднимают настроение, но и нередко заставляют задуматься. Среди них и «Обыкновенное чудо», «Двенадцать стульев», «Тот самый Мюнхаузен» - эти и другие режиссёрские работы народного артиста СССР Марка Захарова давно стали классикой отечественного кинематографа. Впрочем, на этот раз разговор с руководителем знаменитого «Ленкома» касался дел театральных.


     - Марк Анатольевич, вот уже многие годы «Ленком» - узнаваемый бренд, гарантирующий качественный театральный продукт. В этом заслуга и художественного руководителя, и всего коллектива. Как вы его формируете?
     - Только поймите меня правильно, но «Ленком» начал формироваться в 1973 году, когда я был назначен главным режиссёром тогда еще Театра им. Ленинского комсомола. Там встретил Александра Збруева, Евгения Леонова, Веру Марковну Орлову и многих других замечательных мастеров. К слову, с Верой Марковной работал в театре Гоголя: бегал в массовке в роли негра (что было очень трудно!). Впоследствии Александр Ширвиндт заметил, что если бы Орловой тогда сказали: «Вот это ваш будущий художественный руководитель бегает!», то можно было представить себе её шок и ужас...
     Потом привёл в труппу Олега Янковского, Татьяну Пельтцер. Студентом у нас начал Александр Абдулов и другие. Считаю, что как театр «Ленком» отличается соединением какой-то правды, глубины и чувств человеческих со зрелищностью. У меня есть парадоксальная фраза, которую повторял не раз: спектакль должен понравиться и театральному гурману, который уже многое видел, и человеку, который в первый раз пришёл в театр. И даже иностранцу, не знающему русского языка и не имеющему переводчика. Да, это внешняя сторона, но очень важная.
     Второе, о чём не могу не сказать: мы сумели создать такую благоприятную творческую среду в нашем репертуарном театре (а этот театр в России сейчас переживает определённые сложности), что рождаются таланты, которые очень быстро выходят за пределы театральных стен. Они обогащают отечественный кинематограф, телевидение, удачные или менее удачные антрепризы, которые всё равно входят в театральную культуру. Сейчас у нас постепенно становятся знаковыми фигурами Мария Миронова, Виктор Раков, Сергей Степанченко и др.
     - Кого из молодых и оправдывающих надежды актёров можете назвать?
     - К примеру, Антона Шагина, который обещал, что не сойдёт с ума в случае любого успеха в «Вишнёвом саде». Он играет там Лопахина, и это его первая большая роль. Одновременно сейчас снимается в кино, ранее снялся в «Стилягах». Если Антон будет впитывать сложившуюся благоприятную творческую атмосферу и идти ей навстречу, а не в сторону, то при стечении обстоятельств, если повезёт и звёзды на небе примут определенное расположение, станет настоящим мастером. Так же, как и другие молодые актёры, на которых возлагаем большие надежды. Сегодня на театральной сцене не хватает молодых талантов - таких как Абдулов, Збруев, Янковский...
     - Вы включаете в репертуар спектакли, которые в Москве одновременно идут сразу в нескольких театрах. Это учитываете, когда приступаете к той или иной постановке?
     - Безусловно, сейчас, когда выбирается театральный проект, учитывается многое: не только сама пьеса, но и артисты, распределение ролей. Тот же Антон Павлович Чехов был связан с Московским художественным театром и понимал, что там есть знаменитые актрисы, которым надо играть. И он населил пьесу «Вишнёвый сад» женскими ролями: Раневская, Варя, две молодые героини - Дуняша и Аня.
     По поводу репертуара. Есть названия, которые крутятся уже по всей планете много лет. Как, например, «Гамлет» Шекспира. Уверен, что когда мы завершим свой земной путь, этот спектакль ещё будет играться. Так же, как и «Вишнёвый сад» или «Женитьба». Москва и Санкт-Петербург выдерживают несколько разных интерпретаций той или иной пьесы. Конечно, если это высококачественная постановка и сделана, с моей точки зрения, для самого важного: помочь заглянуть в нашу душу, наше подсознание и нашу ментальность, рассказать, какие мы на самом деле. Еще до Чехова и Достоевского это блистательно сделал Гоголь. Он первый вскрыл черепную коробку (извините за резкость) и посмотрел, что же там намешано в сознании русского человека. Потом были Фёдор Михайлович Достоевский и Антон Павлович Чехов. Лев Николаевич Толстой, считаю, особая фигура, и я его не отодвигаю от предыдущих трёх - от него абстрагируюсь. Режиссёр мирового уровня Георгий Александрович Товстоногов говорил, что классическая пьеса в хорошем современном театре - это пьеса современная, но на каком-то историческом материале. Разделяю эту точку зрения.
     Думаю, что драматургические фантазии не только безграничны, но и интересны каждому новому поколению. Поэтому мы решили, что можно себе позволить ещё один «Вишнёвый сад» и еще одну «Женитьбу». Тем более что каких-то громких успехов постановка этих двух спектаклей, с моей сугубо субъективной точки зрения, в последние годы не имела. Вот за «Дядю Ваню» я бы браться не стал: эта пьеса замечательно поставлена в Театре им. Евгения Вахтангова. Или «Одна абсолютная счастливая деревня» в театре «Мастерская Петра Фоменко». Это уже сделано, и это самодостаточный продукт.
     - Несмотря на плотный график, «Ленком» находит время для гастролей. Какие спектакли везёте из столицы?
     - Те, которые считаем наиболее интересными: «Вишнёвый сад», «Женитьба», «Юнона и Авось» и «Tout paye, или Всё оплачено». Все они пользуются большим успехом в Москве. Кроме того, и на гастролях мы успеваем что-то подрепетировать, что-то подделать, чуть-чуть видоизменить. А специфика театрального спектакля заключается в том, что стоит чуть-чуть что-то поправить - и уже возникает цепная реакция, и многие вещи звучат живее, правдивее, интереснее. Опять же здесь другое театральное пространство: полезно иногда выезжать и проверять свою мобильность, адекватность новой обстановке. Та энергетика, которую излучают актеры, наталкивается на встречный поток энергии зрительного зала. Не всегда, но иногда это создает некий синтез, и тогда возникают короткие мгновения театрального счастья. Увы, оно недолговечно и быстро исчезает неизвестно куда, но оно бывает. Я его фиксирую и радуюсь этим мгновениям.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex