на главную страницу

13 Января 2011 года

Армия и общество

Четверг

В режиме пилота-испытателя

Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда».
Фото автора.



МАК «Астрахань» является головным кораблём из серии малых артиллерийских кораблей проекта 21630 «Буян». С 2006 года он проходит интенсивную испытательную эксплуатацию на Каспийской флотилии.

     10 января – День инженера-механика ВМФ



     И не случайно техническое состояние этого корабля находится под неослабным контролем как со стороны построившей его судостроительной фирмы «Алмаз» (г. Санкт-Петербург), промышленности, так и со стороны Главкомата ВМФ. А командующий флотилией, прибывая на корабль, первым делом заслушивает командира МАК «Астрахань» и инженера-механика. И такое беспокойство со стороны командования, представителей промышленности объяснимо: следом за этим головным кораблём на вооружение флота поступят новые, более совершенные по своему техническому состоянию корабли этой серии, которые строятся с учётом замечаний и предложений эксплуатирующего МАК «Астрахань» экипажа. Одна из ключевых фигур, участвующих в этом государственной важности процессе совершенствования «Буянов», - командир электромеханической боевой части гвардии старший лейтенант Андрей Кипнис (на снимке).
     В роду у него по линии отца и матери моряков или военных в прошлом не было. Родился и вырос он в семье сугубо штатской, сухопутной в городе Волжский, что в Волго-градской области. Отец трудится инженером на производстве, мама - бухгалтером. Родители, зная склонность сына в годы учёбы в школе к точным наукам и дисциплинам, загодя готовили его к поступлению в политехнический институт. Как-то свёл случай ученика старшего класса Андрея Кипниса с курсантом Военно-морского инженерного института, гостившим на каникулах у родственников в Волжском. Сильное впечатление произвела тогда на школьника флотская форма с якорями на погонах, так ладно сидевшая на новом знакомом. Запали в память юноши и рассказы курсанта о профессии военного моряка, об альма-матер флотских инженеров-механиков в Северной Пальмире, о перспективах, открывающихся перед выпускником ВМИИ. Словом, это новое знакомство стало для Кипниса-младшего тем поворотным моментом, который кардинальным образом изменил весь ход дальнейшей его жизни. Андрей твёрдо решил поступать в Военно-морской инженерный институт.
     Но его мечте стать корабельным инженером-механиком суждено было пройти через испытание: сдавая в первый раз вступительные экзамены в ВМИИ в г. Пушкино, Андрей не прошёл по конкурсу. Тогда по настоянию родителей Кипнис по-ступает в Волгоградский политехнический институт, оканчивает 1-й курс и... вновь держит экзамен в Военно-морской инженерный институт, чтобы стать наконец курсантом!
     В августе 2008 года в технический отдел штаба Каспийской флотилии прибыли по распределению молодые офицеры. Был среди них и лейтенант Андрей Кипнис. Во время собеседования с ним начальник техотдела выяснил, что Кипнис окончил факультет дизельных энергетических установок со специализацией для службы на подводных лодках, для чего и стажировался на Северном флоте в должности командира БЧ-5 на подводных кораблях 677-го проекта («Варшавянка»). А вот назначение получил на Каспийскую флотилию, где подлодок нет и в помине. Но начальника техотдела прибытие на Каспий механика, в совершенстве знающего устройство ДЭУ субмарин, но отнюдь не надводных кораблей, ничуть не смутило. Более того, лейтенанту Кипнису была предложена наиболее ответственная должность - командира электромеханической боевой части (БЧ-5) малого артиллерийского корабля (МАК) «Астрахань». Веским аргументом в пользу такого кадрового решения оказался красный диплом Кипниса об окончании Военно-морского инженерного института.
     Переквалифицироваться из подводников в моряки-надводники Андрею пришлось, как говорится, на ходу и в кратчайший срок. МАК «Астрахань» на флотилии - корабль самый ходовой, и командование соединения поставило перед лейтенантом задачу получить допуск к самостоятельному управлению БЧ-5 в минимальные сроки. Спасибо прежнему командиру электромеханической боевой части МАК «Астрахань» капитану 3 ранга Сергею Парфееву, который оказал действенную поддержку прибывшему ему на замену лейтенанту Кипнису.
     Никогда не забудет Андрей свой первый обход корабля, как говорится, от трюма до клотика. Внимание лейтенанта было обращено на малую осадку корабля, позволяющую ему двигаться на самых малых глубинах в устьях рек и в условиях маловодья. Понравилась ему стремительная, эргономичная конструкция корпуса, спроектированная по технологии «стелс», делающая корабль невидимым для радаров. Именно здесь Андрею впервые довелось увидеть навигационный корабельный комплекс «Аляска» с электронной картой, позволяющей с высокой точностью определять местонахождение корабля, решать самые разнообразные задачи при маневрировании. По достоинству было оценено молодым офицером и вооружение: 100-мм носовая пушка, система залпового огня, автономный модуль самообороны, современные средства ПВО...
     И все-таки как инженера-механика Кипниса в первую очередь интересовало заведование БЧ-5. И он не без гордости отметил про себя, что самое главное достоинство в проекте «Буян» - как раз ходовая часть корабля: ГЭУ - дизельная, движители - водомётные, позволяющие развивать скорость полного хода в 26 узлов! Что и говорить, водомётный движитель наиболее оптимален для этого класса кораблей «река - море», особенно если МАК используется в условиях реки. Благодаря реверсивным возможностям главных двигателей корабль может разворачиваться на месте. По управляемости он превосходит, пожалуй, все другие корабли, имеющиеся в боевом составе ВМФ. Другим важным преимуществом проекта «Буян» является полная автоматизация корабля. Например, разработчики постарались максимально повысить здесь безопасность службы плавсостава, предусмотрев на его борту предупредительные системы охранно-пожарной сигнализации, сигнализации аварийных масс воды в отсеках, для чего во всех помещениях установлены температурные, дымовые и тепловые датчики. Но особенно пришёлся по душе новому механику пост энергетики и живучести (ПЭЖ), начиненный компьютерной техникой. Практически командир БЧ-5 теперь может управлять всеми процессами во время движения корабля с помощью клавиатуры и «мышки» по монитору. На смену прежней системе передачи команд с ГКП пришла так называемая мостиковая система, то есть электронный канал информирования «мостик - ПЭЖ» и наоборот. Здесь же на экране отражается вся необходимая для механика информация о запасах воды, топлива, масла...
     Однако первоначальная эйфория, испытанная Андреем при знакомстве с ноу-хау отечественного кораблестроения, вскоре сменилась будничным восприятием службы. Оказалось, что служить на корабле, начинённом автоматикой, не так-то легко и просто. Потому-то МАК «Астрахань» и является головным, что эксплуатировать его приходится в режиме пилота-испытателя. Недоработки ещё дают о себе знать. Кипнису не раз приходилось сталкиваться с капризами апробируемой техники. Однажды поступил тревожный сигнал от температурного датчика из отсека, где расположен кормовой главный распределительный щит (ГРЩ). Термометр там стал зашкаливать за 50 градусов по Цельсию, тогда как положенный температурный режим не должен превышать 33 градусов. Такой тепловой перебор был чреват выходом из строя оборудования. При выяснении причины сбоя оказалось, что режим работы средств охлаждения не соответствует проектным значениям. Соответствующий рапорт по данному недостатку был представлен по команде. И началась совместная с представителями промышленности работа по устранению выявленного дефекта...
     Со временем к офицеру пришло чёткое понимание того, что функционирование боевой части в заданном режиме автоматики не может быть на все 100 процентов гарантированным в условиях реального боя, для ведения которого корабль и создаётся. Значит, механикам нужно быть готовыми к выполнению своих обязанностей по обеспечению корабля ходом и энергией в экстремальных условиях, на случай если в результате боевого воздействия противника придётся переходить на резервный способ обслуживания, сверяясь с показаниями тех же манометров и термометров, получая вводные по машинному телеграфу. То есть готовить подчинённых (мотористов, электриков, трюмных, аварийную партию) необходимо не только к походу, но и к бою...
     Работа с личным составом - другая сторона служебной деятельности командира электромеханической боевой части. За два года службы на головном корабле Кипнис на собственном опыте познал смысл премудрости о том, что именно матрос является главным движителем на корабле и никакая умная техника не сможет его заменить. Но и кадровый подбор для управления такой техникой - предмет особой заботы командира БЧ-5. Заниматься кадровым вопросом ему пришлось с первого дня службы на малом артиллерийском корабле, когда в экипаже ещё численно преобладали военнослужащие по призыву. Переход на новый способ комплектования военнослужащими по контракту во всех подразделениях корабля, в том числе и в БЧ-5, прошёл сравнительно гладко. Кандидатов на замещение должностей старшин и матросов Кипнис тестировал лично, отсеивая при этом людей случайных, которые, на его взгляд, со временем могли бы создать для экипажа проблемы из-за недостаточного образования, тех же вредных привычек. На сегодня БЧ-5 корабля на все 100 процентов состоит из профессионалов. Средний возраст личного состава БЧ-5 - 30–35 лет. А самым молодым в подразделении является командир БЧ-5, которому всего 25. Но, несмотря на молодость, старший лейтенант Кипнис для своих подчинённых является непререкаемым авторитетом.
     За время службы старшего лейтенанта Кипниса командиром БЧ-5 с августа 2008 года корабль без аварий и поломок прошёл тысячи миль, демонстрируя Военно-морской флаг Российской Федерации в центральной и южной части Каспийского моря. На сегодня это самый ходовой корабль Каспийской флотилии. Только в 2010 году в общей сложности МАК «Астрахань» провёл в море более 70 суток, выполнив специальные задачи в южной части Каспийского моря, а также задачи по конвоированию судов, доставке грузов и личного состава, по несению боевого дежурства по охране и обороне пункта базирования Махачкала. Личный состав
     БЧ-5 внёс десятки предложений по усовершенствованию материальной части своего заведования в рамках испытательной эксплуатации этого головного корабля нового проекта. И в бесперебойной работе двигателей, узлов и механизмов, систем жизнеобеспечения корабля - немалая заслуга личного состава БЧ-5, возглавляемой старшим лейтенантом Кипнисом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex