на главную страницу

14 Января 2011 года

Письма в "Красную звезду"

Пятница




ПИСЬМА

    На войне как на войне

    
Спонтанная атака

    В июле 1943 года на участке Миус-фронта наш 13-й гвардейский стрелковый полк 3-й гвардейской стрелковой дивизии встретил упорное сопротивление немцев. И хотя полк понёс большие потери, нам всё-таки удалось выбить противника из первой траншеи. Однако овладеть с ходу находившейся в глубине обороны господствующей высотой не удалось. Не потому, что противник так уж был силён. Просто, измотанные в наступательных боях, мы в тот момент выдохлись. Надо было отдышаться и собраться с силами.
    В полдень командира роты гвардии старшего лейтенанта Беляевского и меня, комсорга роты ПТР (противотанковых ружей), вызвали к командиру полка. Нам поставили задачу с полутора десятками бойцов, собранными из нескольких подразделений, занять отбитую у противника траншею и действовать как боевое охранение.
    Когда заняли траншею и рассредоточились, справа от себя заметили ещё группу бойцов. Подошёл к ним. Это были автоматчики из соседнего батальона во главе с лейтенантом, получившие точно такую же задачу. На душе повеселело: не одни всё-таки.
    И тут с левого фланга мы услышали гул моторов. Три наших танка без сопровождения пехоты двигались параллельно нашей траншее. Поравнявшись с нами, они развернулись и пошли прямо на высоту. Об этой танковой атаке, показавшейся нам самоубийственной, мы не были предупреждены. Может, кто-то от отчаяния принял это спонтанное решение. Нам задачу на наступление - с танками или без - никто не ставил. Своё предназначение мы видели в том, чтобы дать противнику отпор, если тот предпримет атаку. И всё.
    Однако мы понимали: даже если танки достигнут высоты, без нас, пехоты, они её не удержат. Их там попросту сожгут. Мы поднялись и пошли вслед за танками. Немцы огня не открывали: решили, наверное, подпустить нас поближе. Один танк уже достиг высоты, но был подбит. (После боя мы помогли танкистам восстановить гусеницу). Ошеломив противника, мы заняли высоту, перекрыв подступы к ней.
    Немцы предприняли несколько контратак, но всякий раз отходили назад. Лишь на следующий день с наступлением сумерек нам на смену пришла рота. Я, оставшийся к концу боя старшим в группе, сдал позицию и увёл бойцов с высоты в полк, где мы разошлись по своим подразделениям.
    Вскоре в очередной раз меня ранило, и в свой полк я уже не вернулся.
 ||  Семён СУББОТЕНКО, инвалид войны.


    Новочеркасск, Ростовская область.
    Спасибо

    
О нас, вдовах, заботятся

    Выражение «вдовьи слёзы» родилось не на пустом месте. По себе знаю, что такое быть вдовой, особенно когда тебе под восемьдесят. Жили душа в душу, горя не знали, и вдруг остаёшься одна, без того плеча, на которое опиралась всю жизнь и без которого не мыслила своего существования. Хорошо тем, у кого дети рядом. А если нет? И сколько таких вдов-одиночек, и от кого им ждать помощи? От власти? Власти всё время недосуг, особенно когда речь заходит о нас, вдовах.
    И вот на этом фоне бездушия резко выделяются работники военного комиссариата нашей Липецкой области. Наиболее внимательное их отношение - ко вдовам военных пенсионеров. Сколько вопросов возникает: жильё, льготы, пенсии, и все их разрешаешь через облвоенкомат без проволочек. Пожилому человеку, особенно зимой, поездка в Липецк из района - не ближний свет. Поэтому облвоенком В. Бренёв поставил работу так, что все острые проблемы разрешаются в районе. А случись заминка - Валерий Михайлович лично вмешается, а с ним, как у нас говорят, шутки плохи. Потому-то он и его ближайший помощник подполковник Е. Брянский для нас, вдов, что каменная стена.
    Хочется, чтобы и в наступившем 2011 году всё шло бы так же, даже лучше.
 ||  Вера ПЕТРОВА.


    Задонск, Липецкая область.
     Память о войне

    
А запомнились светлые минуты

    На войне я была с самого её начала. В 1941-м успела окончить 10-е радиокурсы ВВС. Командиры у нас были строгие, но справедливые. Выдали нам обмундирование. Всё вроде бы хорошо, но никак не получалось заставить гимнастёрку не топорщиться. Пришёл командир роты, посмотрел на нас, больше похожих на ржаные снопы, чем на бойцов. Пристыдил: девушки, мол, а что за вид. Терпеливо объяснил, как - хотя бы внешне - превратиться в бойцов, процедуру подпоясывания заставил проделать несколько раз, чтобы лучше усвоили.
    От службы я никогда не отлынивала. Наоборот, рвалась. Однажды - это было уже в 10-й воздушной армии - командир роты, в высшей степени справедливый человек, перед учениями зачитал список участников. Меня в нём не оказалось. Почему, спрашиваю. Потому, отвечает, что вы и так не пропускали ни одни учения. Я стала настаивать: всё равно поеду. Хорошо, говорит, я даже рад. Вы у меня, Корчевская - я тогда носила такую фамилию, - как талисман: если что-то проходит с вашим участием, то никаких сбоев.
    Все офицеры обращались к нам, радисткам, только на «вы», а начальник связи армии полковник Илюшин ещё и по имени. От такого обращения чем-то домашним веяло. Добрым словом вспоминаю своих командиров по 94-й авиадивизии: комдива Силаева, начальника штаба Кожевина, начальника политотдела Бомкина, начальника связи Рузанова, начальника оперативного отделения Кондратьева.
    А начальник штаба армии полковник Пинчук был для нас что отец родной. Однажды - случилось это в моё дежурство - передали от командующего, что тот вызывает к аппарату начальника штаба. Пришёл Пинчук. Я села за «морзе», провела переговоры, сделала запись в журнале, расписалась и протягиваю карандаш полковнику. Это был крохотный огрызок, который даже я со своими тонкими пальцами удерживала с трудом. Дежурный, увидев такое, побледнел. Пинчук же невозмутимо взял обкусанный мною огрызок, каким-то чудом расписался, попрощался и ушёл.
    Тут же последовала команда: дежурного по связи к начальнику штаба. Дежурный в ту минуту готов был меня испепелить. Вернулся же от Пинчука с улыбкой и... карандашом: «Подарок вам от полковника».
 ||  Екатерина ЕВСТИГНЕЕВА, сержант.


    Коломна, Московская область.
     Обида

    
Пригласить забывали

    65-летие Великой Победы по времени совпало со 100-летием со дня рождения моего отца - Героя Советского Союза Николая Николаевича Чусовского (он родился 10 мая 1910 года). Стрелковый батальон, которым командовал капитан Чусовской, особенно отличился во время штурма Берлина и, в частности, при взятии Зеловских высот. Чего, например, стоит только один боевой эпизод, когда батальон отбил мощнейшую контратаку вражеских танков захваченными у противника фаустпатронами.
    Родная Якутия (отец родился в семье охотника-якута) встретила его с войны как триумфатора. В августе 1946 года имя Героя Советского Союза Н.Н. Чусовского было присвоено куочайской начальной школе, где он учился, а также улице в посёлке городского типа Нюрба и колхозу «Коммунар». Позже по Лене и Вилюю между Якутском и Нюрбой стал ходить теплоход его имени.
    Откликнулась Якутия и на смерть отца. Начиная с 1977 года, когда его не стало, в Нюрбе стали проводиться ежегодные республиканские турниры по боксу памяти Героя Советского Союза Н.Н. Чусовского. В том же году руководство совхоза «Нюрбинский» учредило для передовых коневодов, механизаторов, животноводов премию его имени.
    Казалось, традиция воздания должного подвигу Героя будет поддерживаться и далее. Тем более что 1 апреля 2009 года президент Республики Саха (Якутия) подписал распоряжение «О 100-летии со дня рождения Н.Н. Чусовского». Соответственно были выделены средства. Это как-то обнадёжило нашу семью. Но куда всё делось? Могила Героя Советского Союза и ныне находится в запущенном состоянии. Своими «неудобными» вопросами по этому поводу наша семья, и прежде всего я, дочь Н.Н. Чусовского, восстановила против себя некоторых якутских чиновников настолько, что нас «забывали» приглашать на мероприятия, связанные со 100-летним юбилеем отца.
 ||  Людмила ПЕТРОВСКАЯ.


    Якутск, Республика Саха (Якутия).
     Волокита

    
Два года, чтобы выписать справку

    Уважаемая редакция! К вам обращается бывшая военнослужащая Российской армии, проходившая службу по контракту с 1.08.1991 г. по 3.05.1995 г. в войсковой части 34575 (г. Воркута, пос. Цементнозаводский) в должности старшего телеграфиста.
    По окончании службы мне была выдана справка о моём денежном довольствии за указанный период для представления её в органы социального обеспечения. По приезде к месту постоянного жительства в г. Пензу я сдала справку в центр занятости для дальнейшего трудоустройства, где она была безвозвратно утеряна.
    В настоящее время я оформляю документы для получения пенсии. И вот уже в течение двух лет посылаю запросы на имя командира части, где проходила службу, с просьбой выслать мне справку о моём денежном довольствии. Однако ответа так и не получила.
    Вся надежда на «Красную звезду». Может, вмешательство редакции сдвинет затянувшуюся волокиту с мёртвой точки?
 ||  Надежда РЫЖКОВА.


    Пенза.
Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex