на главную страницу

18 Января 2011 года

Армия и общество

Вторник

АВАНГАРДНЫЙ БАТАЛЬОН

Светлана БЕЛОЦКАЯ, «Красная звезда». Фото автора.



В 1944 году в местечке Костромец, что в семи километрах от Таллина, был создан батальон морской инженерной службы Балтийского флота. Спустя год его перевели в столицу Эстонии, затем - в Калининград. Несколько раз батальон переезжал из областного центра в Балтийск и обратно, пока в 1954 году не остановился на полпути - в Приморске. Где и дислоцируется сегодня, осуществляя инженерное обеспечение сил флота, организуя подготовку и применение инженерных частей в мирное и военное время. По итогам 2010 года этот отдельный морской инженерный батальон (ОМИБ) под командованием подполковника Игоря Гришина признан лучшим среди воинских частей, подчинённых морской инженерной службе Балтфлота.

     Добиться такого результата помогла планомерная боевая подготовка. Подполковник Гришин обращает внимание на то, что несколько лет назад в инженерном батальоне были в полной мере решены вопросы материально-технического и социального плана - приведены в полную боевую готовность техника и вооружение, капитально отремонтированы казармы, учебные классы, решён вопрос обеспечения военнослужащих жильём. Сегодня ничто не отвлекает от целенаправленной работы по наращиванию боеспособности инженерных подразделений.
     Занятия в ОМИБе начинаются в классах для обучения подрывному делу и установке инженерных заграждений. После - отработка практических навыков на переносных учебно-материальных базах рот, сдача нормативов по воинским специальностям, кропотливое изучение образцов инженерных боеприпасов. Каждый из военнослужащих обязан иметь чёткое представление обо всех их видах, причём не только наших, но и армий иностранных государств, чтобы без промедления и ошибок обезвредить любое из них. Фраза «сапёр ошибается лишь раз» своей актуальности не утратила. Сегодня на вооружении отдельного морского инженерного батальона самая современная, зачастую уникальная военная техника. Например, новая машина для оборудования котлованов, путепрокладчик БАТ (бульдозер на артиллерийском тягаче) или траншейные машины по своему КПД значительно превосходят аналоги в армиях других государств. Намного облегчает транспортировку техники через водные преграды современный плавающий транспортёр, способный выполнять также и спасательные функции, устанавливать минные заграждения на воде. В этом году инженерная часть получила ещё один новый образец техники - универсальную дорожную машину.
     То, что именно инженерные войска в первостепенном порядке обеспечиваются самыми современными ВВТ, согласитесь, вполне закономерно. Они - технический авангард флота. И в прямом, и в переносном смысле. Ведь именно подразделения инженерного батальона, обеспечивая высадку морского тактического десанта или «чёрных беретов», первыми приступают к выполнению своих задач на любом участке военных действий.
     Вот только один пример из недавних показных учений Балтфлота на полигоне Хмелевка. При десантировании на побережье морской пехоты первыми с вертолёта на урез воды высадились группы разграждения - военнослужащие морского инженерного батальона. Они обезвредили минные заграждения «противника», организовали комендантскую службу и обеспечили проход бронетранспортёров морской пехоты к плацдарму боевых действий. Безопасность выхода бронетранспортёров из «недр» больших десантных кораблей в это время также обеспечивали плавающие транспортёры инженерного батальона. Без их подтверждения ни один БДК не откроет аппарели и не выпустит машины на воду.
     Впрочем, инженерные подразделения поработали на побережье задолго до начала маневров. Именно они ставили минные и невзрывные заграждения, готовили точки имитации на подрывных полях, оборудовали фортификационные сооружения и ходы сообщения на берегу, маскировали объекты.
     - Задачи отдельного морского инженерного батальона включают в себя десять пунктов, - пояснил командир батальона подполковник Игорь Гришин. - Их выполнение обеспечивают три основные роты. Личный состав инженерной роты отвечает за создание минно-взрывных заграждений и их содержание, а также проделывание проходов в заграждениях противника как на берегу, так и в воде. Инженерно-десантная рота предназначена для обеспечения высадки морских десантов, преодоления всех типов заграждений, ведения инженерной разведки силами инженерно-водолазного взвода, который, кстати, способен не только устанавливать вручную и механизированно противодесантные минные заграждения, но и разминировать акваторию до пятиметровой изобаты. В этой черте береговой линии ответственность за все минные объекты лежит на специалистах ОМИБа, которые утверждают, что если правильно скомбинировать все виды заграждений, то высадиться на берег «противник» просто не сможет. А на инженерно-техническую роту возложено обеспечение войск и сил флота водой и энергосредами. В этом году мы получили станцию комплексной очистки, способную перерабатывать воду практически с любого поверхностного источника в питьевую. Наши ресурсы выработки энергоснабжения позволяют обеспечить жизнедеятельность подразделений Балтфлота в случае любых энергетических сбоев.
     Техническое переоснащение инженерного батальона коснулось всех его подразделений. То, как быстро сегодня могут работать военные инженеры, наглядно иллюстрируют факты. На постановку одной мины вручную отводится девять минут, а гусеничный минный заградитель на любой местности поставит 200 мин за 20 минут. Чтобы обустроить окоп для танка необходимо выкопать около 50 кубометров земли. Сколько времени понадобится для этого экипажу танка? Специализированная машина для рытья котлованов сделает такой окоп за 15 минут. Или вот еще пример: правильно устроенные траншеи и ходы сообщения во время ведения боевых действий играют не последнюю роль, но сколько сил требуется для организации этих фортсооружений? Производительность специализированной траншейной машины - 600—800 метров в час. Что называется, почувствуйте разницу.
     Насколько модернизированы сегодня инженерные войска и насколько специальные машины, упрощая выполнение задач, одновременно требуют от военных инженеров высочайших знаний и максимальной ответственности, позволяет понять ещё одна специализированная машина - установка разминирования. Приземистая, но скоростная и мобильная машина способна всего за две минуты расчистить от мин почти 90-метровую тропу шириной в шесть метров - такую, по которой свободно пройдёт военная техника и войска. Подать заряд и разминировать проход она может и с воды, если установлена на борту корабля на воздушной подушке. Главное - правильно рассчитать границу минного поля и предельно точно уложить удлинённый заряд.
     - Инженерно-саперная рота определяет границу минного поля и передает данные оператору установки разминирования, которая находится в укрытии, - объяснил порядок действий заместитель командира взвода разминирования лейтенант Михаил Юсько. - Произвести максимально точный расчет пуска помогает оператору машины установленный на борту дальномер и другие «интересные» приборы. Вообще, эта установка не терпит расхлябанности. Строгость и внимательность должны быть постоянно и во всём, даже в мелочах. К примеру, если заряд был неправильно уложен внутри машины, он может на вылете свернуться, поменять траекторию и промахнуться мимо цели. Ведь «шланг» вылетает из направляющей со скоростью реактивного снаряда, «таща» за собой почти полторы тонны взрывчатого вещества. Доли секунды - и на минном поле разрывает воздух грохот взрыва. Всё, проход освобожден. Для сравнения: инженерно-саперному отделению потребуется как минимум час для освобождения от мин такого прохода. А мы выскочили из укрытия, произвели пуск - и обратно. На всё про всё - пара минут. Грузовики с боекомплектом подвозят уже новую партию зарядов для проделывания следующего 90-метрового прохода...
     Межсезонья в этой службе не бывает. Сейчас, когда в самый западный регион страны пришла настоящая зима, задач у подразделений этой части только добавится. Подполковник Гришин вспоминает, как, например, прошлогодним декабрём в одной из бухт Балтийского моря пришлось сначала вырубать, а затем и взрывать лёд толщиной в 60 сантиметров, чтобы убрать подводные мишени и обеспечить проход судам.
     - Необходимо было точно рассчитать мощность взрывного заряда, чтобы не повредить стоящие рядом корабли и учебные суда, - рассказал командир батальона. - В итоге без всяких ЧП расчистили почти 300 метров акватории. А чуть позже, когда ледостав с реки Неман грозил подтопить берега, работали трое суток почти без перерыва, взаимодействовали с силами МЧС - чрезвычайную ситуацию предотвратили. С ранней весны приступили к подготовке площадок для утилизации боеприпасов, отслуживших положенный срок - ставили ограждения, зачищали территорию, прокладывали электровзрывные сети. Сегодня часть батальона по-прежнему занята на выполнении задач по уничтожению боеприпасов. За период с апреля по декабрь 2010 года было утилизировано более 300 тысяч взрывоопасных предметов.
     Добавим, что увидеть весь спектр действий ОМИба можно только на батальонных тактических учениях и на комплексных учениях Балтийского флота. Вот тогда-то и понимаешь, сколько мощи, скорости, силы заложено в современную военную инженерную технику, сколько знаний, ответственности и мужества нужно сапёрам, минёрам, водолазам, чтобы, выполняя собственные задачи, обеспечить стремительные и чёткие действия остальных подразделений флота. Ведь как и раньше, так и поныне - сапёр идёт первым, войска за ним.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex