на главную страницу

18 Января 2011 года

Армия и общество

Вторник

ОПОРА НА КАДЕТ

Игорь СОЛОВЬЁВ. Казань.



На сегодняшний день система военно-патриотического воспитания молодёжи России вообще и в Татарстане в частности держится в основном на кадетском движении. Этот в принципе уже не новый тезис подтвердила недавняя республиканская научно-практическая конференция «Система подготовки учащейся молодёжи к службе в Российской армии». Её организаторами выступили министерство образования и науки Республики Татарстан, а также Институт развития образования РТ.

     Татарстан является сегодня одним и передовиков в области военно-патриотического воспитания среди регионов России. Здесь каждый год принимается постановление правительства РТ о мероприятиях, посвящённых призыву. Уже тот факт, что республика четырежды (!) завоёвывала Вымпел Министерства обороны РФ по допризывной подготовке, говорит о многом. И, скорее всего, будет стремиться к победе в конкурсе в очередной раз, чтобы оставить этот знак отличия у себя навсегда. Добавим сюда ведущую роль республики в поисковом движении, разветвлённую сеть ветеранских организаций, многочисленные победы в патриотических конкурсах и фестивалях и, наконец, высокоразвитую систему воспитания кадет.
     Но и проблемы здесь те же, что и в других регионах. По словам сотрудника одного из казанских военкоматов Сергея Дворжака, дело доходит до смешного: в комиссариат приходят девчонки и просят взять их в армию. Оставляет желать лучшего качество подготовки призывников. Многочисленные отзывы из войск свидетельствуют: при достаточной теоретической базе у подавляющего большинства молодых солдат отсутствуют практические навыки. А это значит, что при сроке службы в один год и соответственно при уменьшенной программе до четырёх недель в армейских учебных центрах резко возрастают требования к подготовке в школе и вузе. Иначе солдаты будут не работать на технике, а ломать её. Вывод напрашивается один - необходимы изменения в школьной программе курса ОБЖ. Изменения нужны и во многих областях, например юридической. Об этом рассказали представители специализированной юридической консультации «Казанский призывник». На первый взгляд её сотрудники делают всё для того, чтобы молодой человек грамотно «откосил» от армии. Оказалось, что это обывательская точка зрения устарела. Выступая в школах и вузах, специалисты разъясняют права и обязанности призывника, объясняют, как, исходя исключительно из действующего российского законодательства, воспользоваться правами и выполнить обязательства перед обществом.
     Трудно переоценить роль туризма в подготовке к военной службе. Выступая перед собравшимися педагогами, директор станции детско-юношеского туризма «Трамп» Ростислав Шипилов выразился предельно чётко: спортивный туризм - перенос тяжестей на большие расстояния, или мини-армия. Мои ребята все готовы к психологическим и физическим нагрузкам, а значит, и к службе». По его словам, за время работы станции её воспитанники уже составили роту спецназа. А многие, возвращаясь со службы или с операций, благодарят инструкторов за подготовку, которая спасла им жизнь.
     Но для того чтобы заниматься туризмом и спортом, надо быть просто здоровым подростком. Увы, но, по признанию преподавателя ОБЖ казанской школы № 48 Рустема Гисматуллова, сейчас лишь 20 процентов детей можно считать здоровыми. К тому же в средних школах появляется всё больше детей с девиантным поведением, которых нужно контролировать особо. Откуда же взяться лидерам классов, которых бы слушали и которым доверяли, как и учителям? Опять же организационная чехарда с курсами ОБЖ и НВП не вносит необходимой системности в допризывную подготовку.
     С уроками физкультуры тоже не все ясно. Да, это здорово, что с 1 января появился третий час, о чём уже давно говорили родители, учителя и врачи. Но поскольку нововведение начинается не с начала учебного года, а с его середины то, чтобы найти этот час, необходимо отобрать его у другого предмета. Денег на него тоже не запланировано. По всей вероятности, как минимум до нового учебного года дополнительный урок будет факультативным. Но не секрет, что в некоторых школах не дают жизни и двум законным часам физкультуры, а проводят в это время платные уроки...
     Впрочем, есть еще энтузиасты своего дела, которые даже в условиях малого финансирования и недостатка часов находят выход из таких трудных ситуаций. Александр Дудкин, физрук профессионального лицея № 33 Казани вместе с ребятами смастерил универсальный нестандартный многофункциональный тренажер «КУБ». Он хорош для маленьких помещений, его можно смонтировать и разобрать за два часа, и заниматься на нём могут одновременно девять человек всех возрастов. Остаётся только запустить комплекс в серию.
     Преподаватель-организатор ОБЖ, капитан 3 ранга в отставке, в прошлом командир подводной лодки на Тихоокеанском флоте, Джаудат Гарифуллин теперь командует кадетами школы № 10 в Лениногорске. Он рассказал о том, что кадетство заканчивается в 9-м классе, и 10—11-й классы выпадают из допризывной подготовки. Что же делать дальше? В Кукморе решили и этот вопрос, организовав профильные милицейские классы, откуда ребята идут служить в МВД и соответствующие учебные заведения.
     ...Глядя в зал, где большинство собравшихся учителей - это офицеры запаса и в отставке, которые получили закалку ещё в советские времена, понимаешь, что, пока они в школе, военно-патриотическое воспитание будет развиваться.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex