на главную страницу

19 Января 2011 года

Россия и мир: события, комментарии

Среда

СНВ-3: без ущерба России

Евгений ПОДЗОРОВ, «Красная звезда».



     Государственная Дума РФ в пятницу, 14 января, рассмотрела во втором чтении проект ратификационного закона к Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), подписанному в апреле 2010 года в Праге президентами России и США. Поправки к первоначальному тексту внесли четыре депутата из фракции «Единой России». Среди них - экс-секретарь Совета Безопасности РФ академик РАН Андрей Кокошин. В беседе с корреспондентом «Красной звезды» депутат отметил, что рассмотренные в пятницу поправки являются «продуктом глубокой проработки вопросов обеспечения национальной безопасности России и стратегической стабильности в условиях реализации данного договора».
     В статье 1 законопроекта предлагается зафиксировать, что реализация нового Договора по СНВ осуществляется при соблюдении конкретных условий поддержания потенциала Стратегических ядерных сил России. Это предполагает, сказал Кокошин, деятельность по разработке, испытанию, производству и развёртыванию новых типов и видов стратегических наступательных вооружений, причём таких, которые имеют «преимущества по преодолению противоракетной обороны».
     По его словам, здесь у нашей страны накоплен большой опыт, имеется широкий спектр разнообразных военно-технических решений, технологий, ноу-хау, которые при правильной постановке дела будут уверенно обеспечивать национальную безопасность и стратегическую стабильность. Многое из этого реализовано в таких ракетных системах стратегического назначения, как «Тополь-М», «Ярс», «Синева», имеются определённые средства воздушного базирования.
     Кокошин отметил, что в России имеется и серьёзная научно-теоретическая база по вопросам обеспечения стратегической стабильности - и в политико-военном, и в военно-стратегическом отношении - с учётом развития как стратегических наступательных вооружений, так и сил и средств противоракетной обороны различного назначения, а также систем предупреждения о ракетном нападении, систем боевого управления и ряда других средств.
     Кроме того, одна из поправок, сказал Кокошин, предусматривает «учёт взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических вооружений».
     В статье 3 определяется роль Президента России и роль Правительства РФ в процессе выполнения нового Договора об СНВ. Президент РФ после вступления в силу этого Договора «утверждает программу развития Стратегических ядерных сил Российской Федерации» и информирует об этом обе палаты Федерального Собрания РФ в соответствии с поправкой. При этом Правительство РФ обеспечивает приоритетное финансирование Стратегических ядерных сил Российской Федерации.
     Важным, подчеркнул академик Кокошин, является и предложение указать в законе, что Правительство РФ обеспечивает сохранение и развитие научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, а также производственных мощностей, необходимых для поддержания ядерного потенциала и боевой готовности Стратегических ядерных сил Российской Федерации. На решение этой задачи должны быть направлены соответствующие ресурсы, в том числе на поисковые научные исследования, на разработки тех технологий, которые будут обеспечивать возможность создания перспективных средств обеспечения национальной безопасности и стратегической стабильности.
     Депутат обратил внимание на то, что в одной из поправок говорится об обстоятельствах, которые дают право России выйти из нового Договора по СНВ. Среди них - «развёртывание Соединёнными Штатами, другими государствами или группами государств системы противоракетной обороны», наращивание США, другими государствами или группой государств стратегических наступательных вооружений либо принятие ими решений в области военного строительства, а также обстоятельства, которые могут создать угрозу национальной безопасности России». В числе таких обстоятельств, сказал он, «развёртывание Соединёнными Штатами, другими государствами вооружений, препятствующих функционированию российской системы предупреждения о ракетном нападении».
     В вопросе о роли противоракетной обороны речь идёт о таких системах ПРО, которые способны «существенно снизить эффективность Стратегических ядерных сил Российской Федерации». Кокошин в связи с этим отметил, что необходимо иметь в виду качественные различия между стратегической и нестратегической ПРО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex