на главную страницу

19 Января 2011 года

АРМИЯ РОССИИ: ВЕК XXI

Среда

Отвечая на вызовы времени

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал начальник инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-майор Юрий СТАВИЦКИЙ.

     - Юрий Михайлович, прежде чем начать разговор о современной жизни и перспективах развития инженерных войск, давайте немного вспомним их историю...
     - Давайте. Тем более что 21 января им исполняется уже 310 лет. Инженерные войска на 2 года старше Санкт-Петербурга. Они были созданы на основании указа Петра I. Первыми подразделениями инженерных войск стали минёрная рота, понтонная и инженерная команды в составе артиллерийских полков. Можно считать, что с тех времён уже началось чёткое структурное формирование инженерных войск. Затем были созданы Высшая инженерная школа, училища... Инженерные войска проявили себя во всех битвах, включая Бородинскую. Велико их значение было в период Гражданской войны и, конечно же, во время Великой Отечественной. Об этом свидетельствует такой факт. За мужество и героизм, проявленные во время Великой Отечественной войны, 655 военнослужащих инженерных войск удостоены звания Героя Советского Союза, 296 стали полными кавалерами ордена Славы.
     - Даже маршальская должность в войсках была введена...
     - Да, начальник войск был маршалом инженерных войск...
     - А что входит в понятие «инженерное обеспечение боя»?
     - Инженерное обеспечение - это выполнение специфических задач в ходе оборонительно-наступательного боя. То есть включает задачи, которые не могут выполнить какие-либо другие подразделения.
     - А как изменились инженерные войска организационно, численно в ходе проводимых в последнее время в Вооружённых Силах реформ?
     - Сейчас мы вышли к следующему этапу оптимизации. Инженерные войска продолжат совершенствовать свою структуру. Мы их несколько укрупняем, убираем мелкие подразделения, части и создаём более крупные соединения, комплектуемые более современной, а в перспективе и новейшей техникой. Согласно программе вооружения до 2020 года установлены параметры, на которые мы и должны выйти: и по составу войск, и по их оснащённости.
     - В армии, как известно, всё начинается с разведки. А что такое инженерная разведка местности? Кто этим занимается?
     - Есть специальные подразделения для выполнения этих задач. Разведка местности - это оценка того, что противник может сделать против нас в инженерном отношении. Это и оценка дорог, путей, это оценка или разведка водных преград, источников воды...
     - Вы этой информацией снабжаете и другие подразделения, другие виды и рода войск?
     - В какой-то части, где это необходимо...
     - А что является самым сложным в том же инженерном обеспечении боя?
     - Как-то не принято делить: здесь легче, там тяжелее... Везде есть нюансы, свои опасности.
     - Если конкретно говорить, например в Афганистане...
     - Конечно, разминирование. Ведь когда работаешь с боеприпасом... Неизвестно, установлен он на неизвлекаемость или нет, можно ли его снять... У нас там было жёсткое правило: боеприпас уничтожается накладным зарядом. Снимать его запрещалось категорически.
     - То есть и не пытаться...
     - Даже не пытаться. Главное, чтобы он был не радиоуправляемый и не управляемый по проводам. Для этого есть специальные приборы поиска...
     - Всевозможные взрывные устройства постоянно совершенствуются. И инженерным войскам необходимо не отставать, быть всегда в курсе новых разработок, новых видов взрывных устройств, боеприпасов...
     - Вы правы. Проблема действительно очень серьёзная. И она существует не только в нашей стране. В армиях ряда стран созданы специальные центры по изучению этой проблемы, по обучению личного состава. И мы имеем такой же центр по анализу самодельных взрывных устройств, обучаем офицеров. В частности, центр готовит большое количество офицеров-подрывников. Для групп разминирования, в последующем для утилизации боеприпасов готовят командиров групп взрывных работ. Изучаем эту проблему серьёзно, и с научной, и с практической точек зрения. Вырабатываем способы по обезвреживанию боеприпасов. Делимся своим опытом, изучаем наработки зарубежных коллег. Участвуем в международных конференциях. Наши специалисты выезжали в Израиль, Америку, в Брюссель... Например, у израильтян очень серьёзная в этом отношении база. У них есть интерес и к нам тоже.
     - А внутри страны вы активно взаимодействуете в этих вопросах с другими ведомствами?
     - Конечно. У нас очень хорошие взаимоотношения как с Федеральной службой охраны, так и с Федеральной службой безопасности, с отделами разминирования МВД, ГУВД... Проблемой очистки территорий от взрывоопасных предметов мы занимаемся круглогодично, можно сказать, круглосуточно. Групп разминирования порядка 200 у нас по всей стране. И при этом, конечно же, взаимодействуем с соответствующими органами, силовыми структурами. У нас и градация такая: с самодельными устройствами мы не работаем. Этим занимаются только МВД и ФСБ. МЧС занимается авиабомбами. Мы же - артиллерийскими и инженерными боеприпасами...
     - А правда ли, что до сих пор самый надёжный способ обнаружения - это всё-таки собака?
     - Нельзя столь категорично утверждать. Используются все способы. Ведь даже после обнаружения собакой боеприпаса доразведку осуществляют приборами, как миноискателем, так и щупом. Каждый вносит свою определённую лепту в какой-то части. Хотя собака действительно очень эффективна.
     Вообще, говоря откровенно, в инженерных войсках служат мужественные люди, смело выполняющие все поставленные перед ними задачи. И я горжусь, что служу в инженерных войсках, что меня окружают именно такие люди.
     - Такие люди должны обладать и определёнными психологическими качествами. Необходимо умение в стрессовой ситуации очень чётко мыслить и делать так, чтобы не сказывались ни излишний страх, ни излишняя смелость...
     - Мы всегда очень боимся вот этого психологического барьера, особенно при выполнении задач, связанных с взрывоопасными предметами. Человек не должен терять осторожности. Ведь бывает и так, что просто появляется привычка, пропадает чувство осмотрительности. В таких случаях необходимо моментально заменять людей...
     - У вас работают психологи?
     - Да, наши штатные психологи работают с людьми. Тут велика и роль командиров. Они должны понимать, видеть состояние подчинённых, оценивать их способность выполнять те или иные сложные задачи.
     - Наши слушатели спрашивают о том, в каких вузах готовят офицеров для инженерных войск.
     - Мы сегодня готовим наших офицеров в двух вузах – в Нижегородском и Тюменском. Я сам окончил училище в Тюмени. Оба вуза достаточно приличные. Нижегородское училище - вообще самое старейшее. Это как раз первая инженерная школа, она в своё время дислоцировалась в Санкт-Петербурге, затем в Калининграде и после этого уже в Нижнем Новгороде. Сегодня у нас избыток офицеров. Часть должностей заменена сержантскими. Поэтому руководством Министерства обороны принято решение об объединении двух вузов. В настоящее время прорабатывается вопрос, какое же училище останется.
     - У вас так же, как во всех других военных вузах, был в минувшем году приостановлен приём курсантов?
     - Да. Для сохранения преподавательских, научных кадров ведётся очень серьёзная работа. Создаём различные курсы. Так в наших училищах, например, представители других силовых структур обучаются на курсах подготовки взрывников.
     - А много у вас офицеров сейчас на сержантских должностях?
     - На сегодняшний день много. Но в ходе оптимизации инженерных войск, в первую очередь оперативно-стратегического звена, мы предусматриваем все первичные должности офицерскими. Всё-таки у нас очень насыщенные войска, огромное количество техники.
     - А соотношение между призывниками и контрактниками в инженерных войсках какое?
     - В зависимости от частей, где они дислоцируются. В Чеченской Республике - 100% контрактники. В других частях порядка, может быть, 10-15% наиболее, скажем так, острых специальностей занимают контрактники. Специальностей у нас ведь очень много.
     - Как вы изменили подготовку военнослужащих по призыву в связи с уменьшением срока службы до 1 года?
     - У нас 2 межрегиональных учебных центра. Подготовка уже началась по 3-месячной программе. Выпускники этих учебных центров пойдут в войска. Сапёра подготовить нетяжело. Это разрешимая задача. Подготовить тяжелее тех, кто работает на специальной технике.
     Самое главное - боевая подготовка. Её интенсивность должна быть высокой. Ничего лишнего не должно быть. В этом направлении и работаем. Готовим офицеров, чтобы они уже могли качественно готовить своих подчинённых. Сейчас гораздо лучше становится ситуация и в дисциплинарном плане. Всё ведь зависит от командиров. Там, где относятся с человеческой, отцовской заботой к подчинённым, там уставной порядок и безобразий каких-либо нет.
     - А в целом вы удовлетворены теми ребятами, которые к вам приходят?
     - Скажу так: молодёжь сейчас неплохая приходит. Важно умело с ней работать. Повторю: всё от командира зависит. Если он человек с подходом соответствующим, то и люди к нему будут относиться нормально. И обучаться хорошо будут, и задачи постараются выполнять на отлично...
     - А какая, скажем так, социальная картина по призывникам? Это выходцы в основном из малообеспеченных семей? Из сельской местности?
     - Ребята самые разные. Если раньше, ещё десять лет назад, чётко прослеживалось, что это были сельчане, то сегодня не так. В целом призываются более грамотные люди.
     - Давайте о технической оснащённости инженерных войск поговорим...
     - Можно начать с того, что у нас в войсках сегодня самые различные образцы техники. Это как боевая техника, так и техника производственно-технического назначения: бульдозеры, экскаваторы, землеройно-дорожные машины.
     Если говорить о сегодняшней оснащённости сапёра, обеспечении его безопасности при выполнении задач, то созданы специальные костюмы защиты - как лёгкие, так и тяжёлые.
     - Нашей, отечественной разработки?
     - Да, это наши, отечественные изделия. Плюс к этому приборы разведки. У миноискателей очень большой диапазон, потому что работать приходится в различных условиях. Есть прибор поиска радиолиний, проводов и так далее. То есть весь спектр для обеспечения движения войск, разминирования участков местности. У нас есть наработки достаточно интересные, которые по своим показателям не уступают зарубежным аналогам. У нас есть интерес и к зарубежной технике. Особенно это касается техники производственно-технического назначения.
     - Инженерные войска привлекаются и к устранению последствий стихии: пожаров, паводков?
     - Конечно. Во время последних лесных пожаров мы привлекали около 100 единиц техники, более 200 специалистов только чисто по инженерным войскам. Прокладывали дороги, пробивали просеки, отрезали пути пожару, прокладывали дороги для пожарных машин там, где они пройти могли...
     - У вас запас прочности всё-таки не такой, как в электросетях в Подмосковье?
     - Кстати, в этом плане тоже оказываем помощь. У нас есть дизельные электростанции... Это тоже наша задача - обеспечение нуждающихся электроэнергией. Мы оказываем помощь.
     - А какие, кстати, у вас дизеля?
     - До 500 киловатт.
     - То есть вы можете и больницу при необходимости обеспечить...
     - Мы содержим резерв на тот случай, если где-то будет авария... У нас ведь есть свои городки, свои котельные. И в первую очередь, конечно, этот резерв предназначен для наших военных городков.
     - В наступившем 2011 году что самое главное будет для инженерных войск?
     - Как я уже говорил, это в первую очередь оптимизация войск, переход на новую организационно-штатную структуру, которая уже есть, утверждена, согласована со всеми заинтересованными ведомствами. Второе - это переоснащение образцами техники и имуществом. Третье направление - организация боевой подготовки, подготовка специалистов, офицерских кадров, личного состава. Выполнение тех задач, которые будут стоять перед нами в ходе учений, других мероприятий. Не исключаем и выполнения задач по оказанию помощи во время каких-то природных катаклизмов... Ещё одна из задач - окончание утилизации в этом году боеприпасов с истекшими сроками хранения. Это сейчас одна из важных задач.
     - А большие ли объёмы?
     - Очень большие. Мы на сегодня уже уничтожили более 10.000 боеприпасов. Эта проблема достаточно серьёзно рассматривается руководством Министерства обороны, она на контроле. Если возникают какие-то вопросы, споры, они немедленно решаются, согласовываются, на место выезжает соответствующая комиссия. Все необходимые расчёты производятся, чтобы не было вопросов по вибрации, упрёков в том, что стёкла бьются, дома рушатся...
     - Вы занимаетесь только стандартными боеприпасами? Химическое оружие не утилизируете?
     - Нет. Этим войска РХБЗ занимаются.
     - А как у вас с обеспечением офицеров жильём?
     - В целом по Вооружённым Силам, в том числе по инженерным войскам, больший сдвиг за последний год в этом плане произошёл. Проблемы заключаются в основном в том, что некоторые офицеры хотят получить жильё в таких-то местах, где оно вообще-то военным ведомством уже не закупается. В Москве, например. Хотя и в Подмосковье предлагаются совсем неплохие места. Могу сказать о своём управлении: достаточно прилично сдвинулись, буквально ежемесячно извещения идут по выделению жилья.
     - То есть, несмотря на то, что не удалось до декабря решить эту проблему, вы оцениваете, что рывок довольно большой?
     - Закупили квартир достаточно. Просто какие-то причины мешают их получению. Я же говорю: во-первых, отказываются, что-то семью не устраивает. Потом несвоевременно оформили документы...Ещё какие-то причины. А квартир-то купили много. Даже больше, чем требуется.
     - Вы ощущаете, что это каким-то образом изменило и психологическую обстановку, настрой на службу...
     - Конечно, если человек обеспечен жильём, то он и на службу смотрит по-другому. Это и тех касается, кому ещё предстоит долго служить. Перспективы есть, государство заботится, и это не пафосные слова, это реальность.
     - Наша встреча проходит накануне Дня инженерных войск. Некоторые наши слушатели высказывают идею, что было бы неплохо поставить хороший памятник тем, кто проявил себя, служил и воевал в инженерных войсках...
     - Практически во всех областях, где шли боевые действия, есть памятники сапёрам. Но интересна идея и по поводу общего памятника всем, чья служба проходила в инженерных войсках. Уже есть эскизы такого памятника, и место для установки определено...
     Пользуясь случаем, хотел бы поздравить ветеранов инженерных войск, участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, тех, кто ликвидировал последствия чернобыльской аварии, весь наш гражданский персонал, офицеров, солдат, сержантов с праздником, пожелать успехов, всего, о чём они мечтают. Хороший, прекрасный праздник. Важно, чтобы ветераны помнили и знали: мы их не забываем, мы им благодарны. Честь инженерных войск мы будем блюсти и поднимать штандарт всё выше.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex