на главную страницу

19 Января 2011 года

Офицеры России

Среда

На маршруте Максим Частов

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».
  Фото автора.



Сапёрам на Кавказе боевых задач хватает до сих пор. Выходы в горы, проверка дорог и путей на предмет наличия минно-взрывных заграждений... Даже разведка, которая, как известно, всегда впереди, предпочитает маршруты, проверенные сапёрами. Выходит, не зря инженерные войска в армиях многих государств называют пионерными (слово «пионер» означает «первый»).
  Что значит быть первым на опасном участке, выпускник Нижегородского высшего военного инженерного командного училища 2002 года лейтенант Максим Частов испытал на себе после назначения командиром инженерно-сапёрного взвода в одном из батальонов дислоцировавшейся на территории Чеченской Республики 42-й дивизии.
  Впрочем, и в предыдущей должности командира инженерно-технического взвода инженерно-сапёрной роты дислоцированного в Шалях полка этой же дивизии новоиспечённому лейтенанту Частову пришлось нелегко. Хотя бы потому, что она была первой.

     
Становление

     Взвод был укомплектован разной техникой: двумя полковыми землеройными машинами, войсковой фильтровальной станцией, машиной для котлованов, экскаватором. И личным составом по контракту. То есть служебного опыта, в том числе и практики работы на этой разнообразной технике, у каждого из солдат и сержантов подразделения было больше, чем у Частова.
     Как вести себя командиру в такой ситуации? Ответ прост: непрерывно повышать своё мастерство, не считая для себя зазорным, если что-то непонятно, обратиться за разъяснениями к более опытным контрактникам.
     Максим так и делал. Подчинённые видели, что их новый комвзвода не строит из себя всезнайку, и помогали ему: рассказывали, что знали, показывали, что умели.
     Выполняя задачи по фортификационному оборудованию позиций полка в Чечне, лейтенант Частов набирался опыта, наверное, гораздо быстрее, чем это происходило у его однокурсников, распределённых в более спокойные места. Тем более что в Шалях тогда шло строительство полигона, а без участия инженерно-технического взвода такие дела не делаются.
     Затем Максима ждала командировка в распоряжение новороссийских десантников, которые дислоцировались в Ачхой-Мартане. Полгода лейтенант Частов с помощью взводной ПЗМ помогал десантникам оборудовать их позиции, приобщаясь к десантному укладу, привычкам, традициям и к постоянной готовности выполнить самую сложную задачу. Из той командировки Частов, кроме опыта, привёз и несмываемую надпись на руке: «За ВДВ!». Видать, признали десантники своим лейтенанта Частова...
     Итак, по возвращении из командировки Максима назначили командиром инженерно-сапёрного взвода в третий мотострелковый батальон.
     Тогда в Вооружённых Силах, как известно, в большинстве линейных мотострелковых батальонов не было инженерно-сапёрных взводов. Однако тут, кроме того что в полк входила штатная инженерно-сапёрная рота, в каждом батальоне имелся по штату инженерно-сапёрный взвод.
     Главным делом для Максима отныне стал поиск затаившейся у обочины или ещё где-нибудь смерти в виде мины или самодельного взрывного устройства. И их обезвреживание.
     
Поединок

     Офицер ходил в инженерно-разведывательные дозоры, выезжал в составе маневренных групп. Ежедневно требовалось обеспечить безопасный проезд боевой и автомобильной техники по маршруту протяжённостью в 25—30 км, движение по которому открывалось в 12—13 часов. К этому времени сапёры были обязаны проверить каждый квадратный дециметр дороги и обочин, каждую яму и кочку. Чтобы успеть, вставали затемно, в четыре утра, а выходили на маршрут не позже шести.
     Естественно, сапёры действовали не одни, а с мотострелками, из числа которых и выставлялось боевое охранение на проверенных километрах дороги. Солдат расставляли в зоне прямой видимости друг от друга, чтобы после работы сапёров уже никто не мог незаметно подойти к дороге и повторно ее заминировать.
     - В неделю находили по два-три радиоуправляемых взрывных устройства, - вспоминает капитан Частов. - Естественно, во время поиска использовали генератор помех.
     Боевики чаще всего закладывали пару 82-мм мин или фугас из 152-мм снаряда от САУ: либо в выбоине на дороге (асфальт они обычно не долбили), либо на обочине. На обочине фугас маскировали, присыпая гравием. Антенну радиоуправления укладывали по склону обочины, чтобы станция ловила дальше.
     В общем, в рядах «шайтанов», как называет боевиков глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, были неплохо подготовленные подрывники. Однако и наши сапёры не лыком шиты.
     ...Что могло предвещать офицеру Частову весеннее утро 2004 года, когда просыпается земля и всё живое начинает петь гимн солнцу, откликаясь на его тёплые лучи, если место действия - Чечня? Ответ прост: очередную задачу по предназначению. Офицер в составе маневренной группы выехал на разминирование.
     Сапёры, как всегда и всюду, на федеральной трассе работали тщательно, без суеты. Спешка, она и в других, менее ответственных делах может оказаться серьёзной помехой. Тем более, когда у тебя в руках миноискатель или щуп, а на кону ни много ни мало жизнь, причём не только твоя собственная, но и тех сапёров, кто с тобой рядом, и тех мотострелков, артиллеристов, танкистов и представителей других воинских специальностей, которым предстоит марш по проверенному тобою маршруту. Так что хотя боевики хорошо замаскировали фугас на обочине федеральной трассы неподалёку от населённого пункта Новые Атаги, подчинённые Частова его всё равно обнаружили. Это был 152-мм снаряд.
     Сапёры, как и положено в случае обнаружения взрывного устройства, приступили к расчистке местности при работающем генераторе помех, чтобы боевики, если они издали наблюдают за происходящим, не смогли привести свою адскую машину в действие по радиосигналу. Тут-то Максим и увидел провода, которые уходили в землю. Опыт подсказывал, что они ведут к радиоуправляемому устройству. Однако с первого захода его найти не удалось. Минут 20 он вместе с подчинёнными пытался разгадать ребус, составленный боевиками. Наконец радиоуправление нашли, и Максим его отсоединил.
     Чутьё и опыт подсказывали, что это ещё не всё. Аккуратно убирая грунт со снаряда, не дотрагиваясь при этом до его корпуса, Максим увидел, какую ловушку приготовили боевики. Они поставили фугас в неизвлекаемое положение с помощью двух гранат Ф-1. Стоило немного приподнять снаряд, и чеки из обеих гранат выдергивались. Но офицера Частова подрывник из стана боевиков перехитрить не смог.
     Если бы не федеральная трасса, сапёры уничтожили бы фугас накладным зарядом на месте. Однако тут задача усложнялась: разрушения участка этой дороги допустить было нельзя. И как только Частов вместе с подчинёнными приступил к обезвреживанию фугаса, со стороны Новых Атагов по сапёрам открыли стрельбу.
     - Огонь! - почти синхронно дали команду своим подчинённым Частов и командир мотострелковой роты, которая прикрывала сапёров, капитан Антон Маглёна. И в направлении боевиков полетели порции свинца. Ответ сапёров и мотострелков оказался удачным - боевики обстрел прекратили. О том, что у бандитов появилось минимум два раненых, в том числе один тяжело, Максим узнал позже от полковых разведчиков, которые по горячим следам провели «зачистку» этого района.
     - Естественно, мы ждали ответа, - вспоминает капитан Частов. - После того случая нам стали мстить и ещё чаще минировали дорогу. Так что работы прибавилось, но мы с ней справлялись.
     Вот за такую работу офицер и был награждён медалью «За отвагу».
     
В Абхазии

     Сейчас капитан Максим Частов - командир инженерно-сапёрной роты 7-й военной базы, которая дислоцирована в Республике Абхазия. В эту страну он прибыл раньше, чем была сформирована база, на которой он служит сейчас. Максим проходил службу ещё в составе миротворческого контингента. Отдельная инженерно-сапёрная рота располагалась в Меоре-Аквага (Гальский район) и выполняла различные задачи по указанию начальника штаба Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта. С мая 2008 года Чистов командовал этой ротой. А когда 131-я бригада была передислоцирована в Гудауту и стала 7-й военной базой, Максиму и его подчинённым пришлось много работать, освобождая абхазскую землю от мин и снарядов, оставшихся со времени грузино-абхазской войны ещё в начале 1990-х годов. Тогда с очамчирских и других складов вывозили по четыре КамАЗа боеприпасов в день. Подрывали их в Кодорском ущелье.
     Командуя инженерно-сапёрной ротой базы, капитану Частову приходилось неоднократно выезжать на разминирование по сигналу наших пограничников, охраняющих абхазско-грузинскую границу, когда они обнаруживали схроны с боеприпасами в Кодорах. В прошлом году, например, пришлось уничтожать схроны с миномётными минами и стрелковыми боеприпасами. Сапёры осуществляли подрыв боеприпасов калибра 12,7 мм и выше. Патроны к стрелковому оружию, конечно же, не подрывали. Их закладывали в железную бочку, закапывали её, закрытую крышкой, в землю, обливали горючим и поджигали.
     Солдаты и сержанты по призыву в инженерно-сапёрную роту в основном приходят из учебных подразделений: экскаваторщики, крановщики, механики-водители ИМР, командиры отделений полевого водообеспечения. В «учебке» они отработали на технике по 12—20 часов. Это уже кое-что. По прибытии в роту на базу им приходится работать на технике гораздо больше. Вот тогда-то с опытом и рождается мастерство. А вместе с ним приближается приказ об увольнении в запас.
     Снова приходит неопытная молодёжь, опять командиры взводов и роты вместе с контрактниками стараются как можно быстрее превратить новобранцев в подготовленных солдат, чтобы уже через год всё повторилось сначала.
     Впрочем, капитан Частов не видит в этом какой-то особой проблемы. Он уверен, что даже прибывшее в декабре пополнение ко Дню инженерных войск будет подготовлено по специальности. Если в мастера их вывести не успеет, то хотя бы в подмастерья. А вообще для подготовки новобранца, по мнению командира роты, достаточно двух месяцев интенсивных занятий. Но только в том случае, если у солдата есть горячее желание освоить воинскую специальность.
     - А водителей тяжёлых механизированных мостов мы как-то за неделю подготавливали - из юнцов, у которых только права были на грузовой транспорт, - вспоминает Максим и тут же добавляет: - Правда, сапёра за столь короткий срок из молодого солдата не вырастишь...
     Командиры отделений управляемого минирования в роту к Частову приходят только из учебного подразделения. Даже вожатого служебной собаки и то готовят в «учёбке».
     Кстати, в инженерно-сапёрной роте базы две минно-разыскные собаки: немецкая овчарка и лабрадор. Правда, они уже в солидном возрасте, и получается, что Гудаута для них - что-то типа заслуженного отдыха в курортной местности.
     Проверку по физподготовке в 2010 году рота сдала на тройку. Двоечники среди военнослужащих по призыву тоже были - за год набрать форму, для того чтобы показать достойный результат, смогли не все.
     - С «гражданки» приходят даже такие, которые двух-трёх раз подтянуться не могут, - сетует Максим. - За год они, конечно, прибавляют и к концу службы способны на 11—12 подтягиваний на перекладине. Прогресс очевиден, но для военнослужащих по призыву это обеспечивает всего лишь проходной балл. А ещё и в беге на короткую и длинную дистанции нужны эти баллы...
     Так что и оценку «удовлетворительно» непросто получить тому, кто призвался в армию «абсолютным нулём». Исходя из этого, удовлетворительный результат роты - достижение.
     
Семейные узы

     Успех на передовой обеспечивается крепким тылом. Это правило действует всюду: хоть в боевых порядках, хоть в офицерской семье. Жена Максима Виолетта с двухлетней дочуркой Ариной ждёт мужа в Майкопе на съёмной двухкомнатной квартире. Платить приходится 7 тысяч в месяц. С учетом надбавки, складывающейся из 16,2 доллара суточных, денег Максим получает больше, чем командир инженерно-сапёрной роты в России. Однако этой суммы, как он признался, на жизнь хватает с трудом - супруга ведь пока не работает. Командировочные Максима по его заявлению направляются на счёт Сбербанка, и Виолетта с помощью пластиковой карточки эти деньги может снимать.
     Без главы семейства тяжело супруге может быть даже и с большими деньгами, ибо бывают моменты, когда до слёз надоедает одиночество и хочется опереться на мужское плечо. А если доход весьма скромен и достатка особо не чувствуется, тогда ещё труднее, особенно на фоне устроенной жизни подруг и знакомых. Тем более, если иная подруга ещё и не упустит момента, чтобы подчеркнуть, как её любит муж и какое колечко (серёжки, платье, а может, и автомобиль) подарил ей на день рождения (Новый год, день свадьбы) или просто так, без формального повода.
     Да, нелегка доля офицерской жены. Быть ею - это, по сути, поступок, своего рода подвиг. За который наград не дают.
     
* * *

     Признаться, самих сапёров орденами и медалями тоже не балуют. Может быть, потому, что решение о том, представить или не представить к награде военнослужащего инженерных войск, принимают в большинстве случаев должностные лица, ни разу не проводившие разминирования. А ведь это одна из сложнейших для человеческой психики задач. Бывает даже, что сапёр, обезвреживая боеприпасы, от огромного напряжения за день худеет на несколько килограммов. И все знают, что случается, если сапёр вдруг ошибётся...
     Что можно пожелать капитану Максиму Частову, другим офицерам, солдатам, сержантам и прапорщикам инженерных войск в канун их профессионального праздника? Самое главное - не делать ошибок. Ни одной! И не только при разминировании. Тогда все желания и мечты - об успехах, новых должностях и званиях, здоровье и счастье в личной жизни - осуществятся. Проверено сотнями судеб.
     На снимках: Капитан Максим ЧАСТОВ ставит задачу (Гудаута, 7-я военная база); Фугас обнаружен! (Чеченская Республика).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex