на главную страницу

19 Января 2011 года

Без камуфляжа

Среда

Хрупкий мир сказки

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     Новогодье в большом городе... Мрачные громады домов, заслоняющие солнце, кажутся ледяными от зимних холодов, морозный воздух, который, как помнится из детства, дразняще пахнет свежеразрезанным арбузом, остался в воспоминаниях. Теперь вдыхаешь ароматы словно бы всей таблицы Менделеева - смесь запахов из химической лаборатории, к которым издевательски добавлены амбре от автомобильных выхлопов и едкий сигаретный дым, особо концентрирующийся на автобусных остановках. А так хочется праздника в эти дни, когда ждёшь чего-то нового, а впереди - весна! В этой тоске по прекрасному не спасают мандариновые «оранжевые» ароматы и чуть терпкий, лесной запах ёлок, тазики оливье и пенные струи шампанского. И то, что Новый год в нашей стране теперь мы отмечаем раза три. Ведь к дате «старого Нового года» теперь можно смело прибавить ещё и приближающееся 3 февраля. Именно тогда, согласно восточному календарю, наступает год Белого Зайца (Кролика, Кота) - год Син-Мe. Некоторые астрологи предпочитают говорить о Жёлтом Зайце. Кстати, предполагается, что эта милая живность принесёт с собой уют, дипломатичность, гостеприимство и теплоту. Ах, как хочется надеяться! А теперь по поводу непременных атрибутов праздничных дней - кинопремьер. Интересно, что мнения о них - полярные. От «мы так смеялись» до «очередная отечественная глупость». Хотя одна из сказочных историй, пусть и снятая российским режиссёром, идёт с пометкой «снято в Великобритании».
     ...Все так ждали, что к непременному новогоднему кинохиту «про иронию судьбы» прибавятся «Ёлки» режиссёра-новатора Тимура Бекмамбетова и «Щелкунчик и Крысиный король» в 3D не менее креативного Андрея Кончаловского. Оба фильма - из серии рождественской сказки и, по сути, должны отвлечь от жёстких реалий. Но в итоге зрители получили грустный праздник, хотя по законам волшебства обе истории заканчиваются хеппи-эндом. В «Ёлках», где играет звёздный состав в лице Ивана Урганта, Сергея Светлакова, Веры Брежневой, Артура Смольянинова и т. д., действие разворачивается по очереди в 11 городах России 31 декабря - Москве, Калининграде, Казани, Перми, Уфе, Бавлы, Екатеринбурге, Красноярске, Якутске, Новосибирске и Санкт-Петербурге.
     Получилось так, что девочка из детдома в Калининграде говорит друзьям, что её папа - президент России и в доказательство этого в своём новогоднем обращении он должен произнести такие слова: «На Деда Мороза надейся, а сам не плошай». Но как такое возможно? На помощь приходит теория шести рукопожатий, согласно которой любой человек на Земле может быть связан с любым другим через шестерых знакомых. И, подкреплённая верой, дружбой и любовью, она сработала! В результате Дмитрий Медведев произносит заветные слова. Кстати, этот фильм, показанный космонавтам на МКС и лидировавший в российском прокате и прокате стран СНГ, принёс успех своим создателям. Бекмамбетов уже начал съёмки сиквела «Ёлок» и подарит его зрителям в конце нынешнего года уже в новомодном формате 3D. Войдёт ли новое творение Бекмамбетова в золотую копилку российских кинокомедий, покажет время. Хотя предыдущий проект автора «Дозоров» - продолжение культовой «Иронии судьбы» - зрительские сердца особо не тронул. А «Ёлки», хотя и состоят из стержневой сентиментальной и доброй истории, объединяющей неровный по задумке набор киноновелл, в принципе больше ассоциативно напоминают недолго живущие программы типа «Оливье-шоу» на Первом канале. А от Бекмамбетова в картине немного. Разве что эпизод, когда один из узнаваемых героев известного сериала «Кадетство» на СТС лихо катается на сноуборде по перилам лестницы многоэтажного дома. Да ещё в «Ёлках» есть эпизодическое появление актёра Виктора Вержбицкого «Завулона - повелителя тёмных» из «Дозора» Бекмамбетова.
     ...А грустинку фильму даёт, как ни странно, один замечательный посыл, как волшебным образом могут помочь девочке-сироте замечательные и отзывчивые жители нашей именно многонациональной страны. И братья из страны Содружества - бывшей республики СССР. Только вот вышла картина в пору событий на Манежной площади Москвы, где выяснялись как раз межэтнические отношения...
     Но всё-таки хорошо, что в «Ёлках» добро всё равно победило!
     Картину Кончаловского по сказочной истории Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» и балету Чайковского американские критики посчитали вообще верхом мрачности! Причина проста: ну любят в Штатах быстрое питание типа незамысловатых фастфудов - бигмаков да попкорна... Не надо напрягаться - жуй себе да запивай кока-колой. А её чем больше пьёшь, тем больше хочется. А у Кончаловского получился захватывающий фильм с интереснейшими спецэффектами, над которыми, кстати, работали ведущие голливудские мастера. Это международный проект со звёздами американского и европейского кино (Ричард Э. Грант, Джон Туртурро, Натан Лэйн, Эль Фаннинг, Юлия Высоцкая).
     Всё у Кончаловского вроде бы близко к Гофману. Но американцев возмутило, как режиссёр посмел, чтобы «на всеми любимую музыку Чайковского были написаны песенные тексты» и «так перекрутить сюжет, чтобы включить в него тоталитарное, фашистское государство, напоминающее нацистскую Германию, в комплекте с гитлерообразным персонажем и его одетыми в униформу подручными». Но вот эта-то социальная правда как раз и приблизила к нам ту давнюю сказку и, абсолютно не лишая её очарования мечты, воздушности и красоты сюжета, наполнила особой философией, которая и помогает взрослым сберечь хрупкий мир Детства и Мечты.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex