Победа в Великой Отечественной войне была завоёвана советским народом огромной ценой. Она ковалась беспримерным мужеством и героизмом фронтовиков и самоотверженным трудом в тылу. Великая Победа омыта кровью павших и слезами скорбящих вдов, отлита из боли и горечи потерь. На фронтах и в фашистской неволе погибли более 20 миллионов человек.

В Московском Доме общественных организаций (МДОО) состоялось памятное мероприятие «Вспомним всех поимённо!», посвящённое воинам-москвичам, трагически погибшим в немецком плену в годы войны.
Встреча в конференц-зале МДОО началась с демонстрации короткометражного документального фильма ТК «Звезда» о посещении почти через 70 лет после войны места немецкого пересыльного лагеря в городе Вязьма родственниками погибших в нём защитников Москвы.
О своей судьбе, о начальном периоде войны и о том, как появились первые советские военнопленные, с болью в сердце поведал узник немецких концлагерей Юрий Кузнецов. Он ознакомил участников со своей книгой «Пропадавший без вести», в которой подробно изложил события военных лет.
Затем выступила президент Международной ассоциации общественных поисковых объединений (МАОПО) «Народная память о защитниках Отечества» Евгения Иванова. Она рассказала о работе по установлению имен погибших в годы войны воинов-москвичей. Несколько лет назад, ещё до создания обобщённой базы данных «Мемориал» Министерства обороны РФ, Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» компьютеризировала сведения неполной трофейной немецкой картотеки о судьбах 55 тысяч советских офицеров, попавших в немецкий плен в тяжелейших оборонительных боях и окружениях 1941-1942 годов и погибших в немецких лагерях смерти.
Поисковики буквально «вцепились» в эти скорбные списки, понимая, что за ними стоят безвестные герои – защитники Брестской крепости и Могилёвского плацдарма, легендарного Севастополя, более 250 дней отстаивающие город в условиях полной блокады, «окруженцы» Киева и Харькова, военные летчики, не вернувшиеся с боевого задания. Это и сотни тысяч московских ополченцев – защитников столицы, оказавшихся в октябре 1941 года в страшном «вяземском «котле»: простые рабочие и знаменитые профессора, вчерашние школьники и седые старики...
Евгения Иванова сообщила, что в 2004 году ассоциация «Военные мемориалы» по официальной просьбе Комитета общественных связей города Москвы передала их организации сведения о судьбах 600 офицеров-москвичей и призывников столицы, погибших в немецком плену. С этой информацией поисковики направились в Центральный архив Министерства обороны РФ, где на основании данных картотеки учёта офицерского состава, учёта безвозвратных потерь офицерского состава и немецкой трофейной картотеки военнопленных советских офицеров получили официальные справки на каждого человека. Из всех источников удалось получить и 300 фотографий погибших, многие из которых были для них последними в жизни.
Затем поисковики сверили полученный список погибших москвичей с Книгой памяти столицы. Оказалось, что 99 процентов павших офицеров либо значатся как пропавшие без вести, либо их имена и вовсе отсутствуют. Поэтому многие близкие погибших в немецких лагерях военнослужащих ничего не знают об их судьбах по сей день. Да и как найти самих родственников? В многомиллионном городе за шестьдесят с лишним лет столько изменилось – многих старых домов уже нет, многие ближайшие родственники погибших ушли из жизни, большинство семей неоднократно сменили адреса, поэтому поисковики решили размещать найденные данные в городской прессе и на телевидении (ТК «Столица»), на своём сайте, обратились за помощью ко многим организациям. И родственники 250 узников лагерей нашлись! Около 50 семей были приглашены на вечер памяти «Вспомним всех поимённо!». Каждый из них с болью рассказывал историю своей семьи. Вот что поведала о судьбе своего деда Рамиля Низаметдинова. Айся Макжанов до войны работал на фабрике «Рот Фронт», на фронт ушёл добровольцем в августе 1941 года. Девятилетний сын очень просил его отпустить бороду, чтобы все подумали, что он старый, и его не взяли на войну. Отец в ответ лишь смеялся и шутил, а потом серьёзно сказал: «По документам-то я молодой, если не пойду на войну, кто будет вас защищать от фашистов?» По дороге на вокзал мальчик взял прутик и сказал, что пойдёт на фронт вместе с отцом и убьёт Гитлера. Через некоторое время Макжанов прислал домой письмо, где сообщал, что их часть стоит под Наро-Фоминском. Его жена с сыном съездили к нему, увидели, что новобранцев в белых маскировочных халатах обучали кататься на лыжах. Это была последняя встреча Айси Макжанова с семьёй. Жене пришлось одной поднимать четверых детей. Она устроилась на фабрику «Рот Фронт», трудилась в три смены. В 1945 году Макжановы получили похоронку на главу семьи, но его жена отказывалась верить в гибель близкого человека. Долгие годы дети пытались узнать о судьбе отца: где и как погиб, чтобы съездить поклониться его праху.
«Теперь мы знаем, что чудеса на земле случаются даже через 66 лет, – дрожащим от волнения голосом вспоминает Рамиля. – В сентябре 2008 года наша жизнь перевернулась. Нам позвонила Евгения Андреевна Иванова и сообщила, что дедушка погиб в немецком пересыльном лагере Дулаг-184 в городе Вязьме Смоленской области. Остаётся только догадываться, что его, раненого, подобрали фашисты и отправили в лагерь военнопленных, где он умер от ран 8 октября 1942 года. Нам тяжело представить себе, что пережили люди, попавшие в это ужасное место, как они страдали, какие мучения выпали на их долю. Однако до сих пор на этом скорбном месте, где погибло около 80.000 воинов, вместо мемориала, достойного их памяти, располагаются... действующий мясокомбинат, частные огороды».
Рассказывали о судьбах своих близких и другие родственники погибших узников немецких концлагерей. Выступившая на вечере Лариса Новикова, дочь погибшего в концлагере Цайтхайн танкиста 8-й танковой бригады Сергея Астахова, сообщила, что добилась установления там гранитных плит с именами 35.000 погибших советских военнопленных (к слову, в 2008 году были известны имена лишь 5 тысяч погибших в этом лагере).
Эксперт-консультант поисковых формирований стран СНГ и Балтии Константин Степанчиков проинформировал собравшихся о дальнейших планах поисковиков. Так, готовится к изданию книга «Горькая память», в основу которой легли не только архивные документы, но и собранные семейные воспоминания о погибших.
Со слезами на глазах родственники военнопленных благодарили поисковиков и отмечали, что люди занимаются благородным делом, возвращая из небытия имена павших защитников Отечества.
Участники встречи приняли решение о создании общественной организации родственников советских военнопленных по вопросам ухода за их захоронениями, поимённого увековечения жертв немецких лагерей, создания льготных условий для посещения мест гибели своих родных.
В завершение вечера памяти родственникам погибших вручили 20-й том Книги памяти города Москвы, в который впервые вошли имена их близких, памятные свидетельства военного комиссариата города Москвы.