на главную страницу

22 Января 2011 года

Армия и общество

Суббота

И СНОВА О «ВТОРЫХ ГЛАЗАХ» ПИЛОТА

Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда». Коллаж Ильи НИКОЛАЕВА.



Несколько лет назад «Красная звезда» опубликовала статью «Вторые глаза пилота», которая вызвала особый интерес у специалистов по безопасности полётов. Как показывает печальный опыт, линии электропередач (ЛЭП) представляют для вертолётов грозную опасность. В ночное время или непогоду риск столкнуться с высоковольтными проводами удваивается, так как в темноте лётчик их просто не видит. Особенно актуальна эта проблема в боевых условиях, когда винтокрылые машины для обеспечения безопасности и нанесения внезапных ударов вынуждены летать на сверхмалых высотах, огибая рельеф местности. Сегодня мы возвращаемся к этой теме.

     Напомним, речь в статье шла о том, что в возглавляемой лауреатом Государственной премии СССР, заслуженным деятелем науки РФ, доктором технических наук, профессором А.Л. Гореликом лаборатории «Методы распознавания» Центрального научно-исследовательского института экономики, информатики и систем управления Министерства обороны РФ разработан проект автоматизированного бортового комплекса вертолётов и самолётов. Этот комплекс предназначен для своевременного информирования пилота о наличии на трассе полёта препятствий искусственного и естественного происхождения, в частности линий электропередач, их опорных конструкций, радио- и телевизионных башен и т.п.
     Трудно переоценить практическую значимость создания этого комплекса и оснащения им отечественных летательных аппаратов.
     Основа названного комплекса - цифровая инфракрасная камера (ИК-камера), работающая в диапазоне 8-12 мкм. Она устанавливается в носовой части вертолёта (самолёта) на гиростабилизированной платформе. Это необходимо для того, чтобы исключить влияние на изображение обнаруженных препятствий вибраций и колебаний летательного аппарата. С помощью коммутатора изображение передаётся в бортовой компьютер, который осуществляет фильтрацию, контрастирование и распознавание типа препятствий на основе программно-реализованных алгоритмов, разработанных сотрудниками лаборатории.
     Теоретические и экспериментальные исследования, как проведенные на земле с вышки, так и в воздухе с помощью ИК-камеры во время испытательных полётов вертолётов, созданных заводом им. М.Л. Миля, показали, что практически при любых метеорологических условиях (дождь, туман и т.п.) пилот вертолёта уверенно фиксирует наличие препятствий. При этом, если препятствие обнаруживается на удалении 1 км (эксперименты показали, что уверенное обнаружение осуществляется и на удалении до 1,5 км), то при скорости вертолёта порядка 200-250 км/час у пилота для совершения манёвра остается время соответственно 18-14,4 сек., что вполне достаточно для совершения антиаварийного манёвра.
     Патентный поиск показал, что в США получен патент на бортовую систему, предназначенную для своевременного обнаружения ЛЭП. Система состоит из антенн, которые крепятся на корпус вертолёта и улавливают электромагнитные колебания, когда ЛЭП находится под напряжением. В противном случае ЛЭП не обнаруживается, как не обнаруживаются и различные названные выше металлические конструкции.
     В связи с этим на разработанный комплекс подана заявка на получение патента в ноябре 2009 года (заявка
     № 2009140274/09 от 02.11.09 г.). Однако уже более года Федеральный институт промышленной собственности хранит молчание.
     В то же время без закрепления прав на интеллектуальную собственность, без обеспечения правовой основы приступать к промышленной реализации проекта нет возможности.
     Возникает вопрос: легко ли выстраивать инновационную экономику в таких условиях?
     «ЛЭП! ЛЭП!! ЛЭП!!!» - эти слова экипажа Ми-8 губернатора Красноярского края Александра Лебедя, госслужащих и журналистов, летевших с ним на презентацию новой горнолыжной трассы, расположенной в районе Буйбинского перевала, были последними перед катастрофой. Страну она тогда потрясла. Причина крушения вертолёта стала известна практически сразу: в условиях плохой видимости вертолёт зацепил провод линии электропередач и упал на землю...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex