на главную страницу

22 Января 2011 года

Культура

Суббота

НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ: «НА СЦЕНЕ МЫ НЕ ОТРАБАТЫВАЕМ - СУЩЕСТВУЕМ»

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Капитан Ермаков в кинофильме «Батальоны просят огня», лейтенант Мотовилов в «Пяди земли», капитан Спирин в фильме «Шёл четвёртый год войны» - каждая военная роль народного артиста России Александра Збруева всегда становилась яркой и запоминающейся. Как, впрочем, и десятки других ролей в кино и родном московском театре «Ленком», куда он пришёл сразу после выпуска из Театрального училища им. Щукина. Пообщаться с замечательным актёром корреспонденту «Красной звезды» удалось во время недавних гастролей в Санкт-Петербурге.

     - Александр Викторович, в 2011 году исполнится полвека, как вы в «Ленкоме». На взгляд мэтра, что такое актёр?
     - Мне кажется, актёр - это не только профессия, а ещё и человеческие качества, характер. Всё, что происходит вокруг, остаётся в нас на уровне подсознания. И так или иначе, когда актёр выходит на сцену, это проявляется. Вот когда о человеке говорят, что он личность, подразумеваются какие-то необъяснимые, но присутствующие вещи. Вот это и есть то, что остаётся в нас: мысли, потрясения и т.д. Мы не меняемся одномоментно, формируемся повседневной жизнью, порой очень непростой. Я не жалуюсь, а просто констатирую факт - вы сами всё знаете и понимаете: у нас у каждого есть свой «Вишнёвый сад», который так или иначе порой стараются вырубить... Актёр должен уметь этому противостоять.
     Хотя у каждого человека своя жизнь, свои обстоятельства, но все мы очень тонко реагируем на всё происходящее вокруг. «Время», «Сегодня» и другие новостные телепрограммы стали напоминать криминальную хронику - я не слышу, чтобы говорили какие-то радостные вещи с восклицательным знаком. Наоборот: там убийство, там взрыв, там ещё что-то ужасное... Конечно, всё это у тебя остаётся - в настроении, в характере. Потом ты идёшь на сцену. Что спасает? Есть дом, есть театр, в котором видишь глаза родных людей. Это очень многое даёт, и хочется жить.
     - «Ленком» в последние годы всё чаще обращается к классике. В этом ряду и упомянутый «Вишнёвый сад». Выбор оправдался?
     - Если мы говорим о «Вишнёвом саде», то это один из последних спектаклей, который сделан в нашем театре. Действительно, думаю, и режиссер Марк Анатольевич Захаров, и все, кто принимал участие в его создании, сначала относились с осторожностью к этой работе. Афиш с этим названием много и в Москве, и по стране. Но если внимательно посмотреть, то современной достойной драматургии сегодня нет. А если и есть, то она сильно уступает тем классическим пьесам, которые идут давно и к названиям которых привыкли. Поэтому большой художник хочет себя проявить в спектаклях, в какой-то степени являющихся хрестоматийными. Марк Анатольевич пьесу переписал по-своему, сделал какие-то ремарки, которые пошли на пользу. Не ломая Чехова, но для сегодняшней публики. И мне кажется, это очень правильно.
     Хотя знаю, что молодёжь, когда видит такие названия, как «Вишнёвый сад», «Женитьба» и так далее, не воспринимает их правильно - ей испортили вкус к этой драматургии. Ведь сейчас многие воспитаны совершенно чудовищной эстрадой, этими «Танцами на льду», «Танцами со звёздами» и прочим.
     - Но ведь в этих телешоу присутствуют довольно известные имена...
     - К сожалению, многие актёры покупаются на это и ищут такую дешёвую популярность. Но всё-таки именно театр - та основа, тот самый фундамент, который даёт настоящую энергию, настоящее понимание жизни. Да, есть «Танцы на льду», да, там участникам приходится трудно физически. Но я не понимаю, когда человек, которого после участия в многосерийном фильме уже называют «звездой» и ещё как-то, меняет свою жизнь на жизнь без театра.
     Сейчас в «Вишнёвом саде» у нас что-то получается, что-то не получается, но все мы с большим удовольствием и радостью работаем и в этом спектакле, и в «Женитьбе», и в других постановках. На сцене «Ленкома» мы не отрабатываем - существуем. Мы ждём этих спектаклей, мы в них дышим. Другое дело, ловите вы наше дыхание или нет - это уже следующий вопрос. Но участие артистов очень и очень искреннее. Тут нет такого отношения: «Ах, сейчас быстренько сыграю, а там дальше у нас танцпол, и мы где-то потанцуем, потом на телевидение...» Все серьёзно и в полную силу.
     - Сегодня театр в жёсткой конкуренции с шоу-бизнесом, с тем же телевидением? Есть шанс не сдать позиции?
     - Извините меня ради бога за прямоту, но мне кажется, что произошла страшная штука. Раньше человек воспитывался на литературе, на драматургии, на музыке, на живописи. Люди любого возраста ходили в консерваторию, в театр. Сегодня наша молодёжь воспитывается иначе. У меня никакой злости к ней нет, у самого две дочери, и я наблюдаю за ними. Но всё равно у них сейчас на первом плане Интернет, где много вранья и помойки и где нужно уметь отобрать всё, что нужно. И, конечно, это телевидение, которое формирует вкус. Но вкуса там - ноль, зато сколько пошлости! Конечно, мы все не ангелы с крылышками, но на экране пошлости столько, что ой-ой-ой. Хочешь не хочешь, а молодые люди это «едят».
     И если молодёжь вдруг приходит в театр, то она уже напичкана той пищей, которую получила от телевидения. Поэтому я обеими руками за театр, который мы очень любим и хотим, чтобы Марк Анатольевич ставил классику, чтобы и дальше работать с ним. Для нас, актёров, это главное. Захаров - это и есть театр, с ним мы рвёмся в бой к настоящему искусству. Вы сами знаете: если есть талантливый руководитель, то, конечно же, есть и театр. Зрительный зал у нас всегда полон, и это вселяет надежду.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex