на главную страницу

25 Января 2011 года

Армия и общество

Вторник

ОТЧИСЛЕН ПО ...

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



В любом конфликте у каждой из сторон своя правда, но, как показывает сама жизнь, истина не всегда лежит где-то посередине. Подтверждением тому стало расследование по письму, поступившему в редакцию «Красной звезды» от брата одного из курсантов (фамилия его по понятным причинам не называется) Военной академии связи им. С.М. Будённого.

     ПИСЬМО ПОЗВАЛО В ДОРОГУ


     Точнее, речь о жалобе. Причём претензии к командованию военного вуза предъявлялись существенные: от отсутствия условий для занятий физической подготовкой до незаконных отчислений и требований денежных выплат. Разбирательство по этому, казалось бы, частному случаю вскрыло ряд проблем, присущих и другим вузам. Пусть и не все, но они сегодня типичны.
     Итак, по порядку. Основной повод обратиться в редакцию - массовое отчисление курсантов, прибывших не так давно из расформированного Ставропольского военного института связи РВСН. Приводимые в письме цифры говорили, что курс после зимней сессии недосчитался половины своего состава. Якобы каждый второй из отчисленных подал рапорт «по собственному желанию», а остальные - по причине несданного зачета по физической подготовке. Справиться же с ним было якобы невозможно: курсантам не создали условия для этого.
     Сразу же небольшое пояснение. За последние два года в академию влились курсанты из расформированных высших военных училищ связи из Рязани и Ульяновска. Поэтому прибытие нынешним летом нового пополнения из Ставрополя не стало каким-то «стихийным бедствием»: к этому всесторонне подготовились. Тем более что и учебная база, и условия для проживания имелись - второй год в академии нет набора первокурсников. Другое дело, что требования к уровню знаний, отношению к учёбе оказались для новичков куда жёстче, а потому непривычнее.
     - Прибывшие из трёх училищ (институтов) связи сразу ощутили: спрос к успеваемости в Военной академии связи куда жёстче, и от них ждут полной самоотдачи, - говорит врид заместителя начальника академии по работе с личным составом подполковник Дмитрий Коноваленко. - При этом на акклиматизацию давался год - срок вполне достаточный, чтобы при помощи преподавателей и командиров выйти на академический уровень. Вполне посильная задача: в выпуске прошлого года было немало бывших курсантов Рязанского и Ульяновского училищ.
     Но были и те, кто практически сразу по прибытии написали рапорта на отчисление, осознав, что не потянут столь напряженную учёбу. Причём зачастую речь шла отнюдь не о повышенной сознательности.
     - Секрет такой поспешности прост, - охотно делились курсанты, с которыми довелось побеседовать не для «протокола». - Если уволился по собственному желанию, то без проблем восстанавливаешься в гражданском университете связи (в Петербурге их два плюс родственные кафедры в других вузах). В случае несдачи сессии формулировка будет «отчислен по неуспеваемости», а это уже совсем другое дело.
     Словом, нашлись желающие уволиться и среди прибывших из Ставрополя. Тем не менее с каждым из них лично беседовали не только командиры подразделений и начальники курсов, но и начальники факультетов. Последняя инстанция - заместитель начальника академии по учебной и научной работе полковник Олег Рисман. Некоторые меняли своё решение.
     - Случаи бывают разные, поэтому и подход такой вот многоступенчатый и сугубо индивидуальный, - рассказал начальник отдела кадров академии майор Алексей Зименко. - Бывает, сами родители настаивают на уходе: в военном вузе сына за два-три года привели к «нормальному бою» - он стал взрослым человеком, а теперь ему готовы помочь сделать карьеру на «гражданке». Зачем нам такого учить? Случается, что паренёк просто поддался на уговоры слабоуспевающего товарища, а на самом деле из него получится толковый офицер. Понятно, что с таким надо поработать. Тем более что сейчас все понимают: офицерская служба становится престижнее, материальный уровень лейтенанта станет гораздо выше. От курсанта требуется одно - учиться.
     Здесь нужно сделать ещё одно отступление. Несмотря на то что в Военной академии связи курсантов набирают не первый год, профессорско-преподавательский состав всё же изначально привык работать с офицерами. Согласитесь, это другой контингент по уровню сознательности и отношению к учебе. Но главное не в этом. Многие преподаватели - известные учёные, люди, искренне болеющие за дело, а не зарплату отрабатывающие. И принципиальные. Они готовы сидеть с курсантом хоть до позднего вечера, если видят, что тот стремится учиться. Но если паренёк на самоподготовке читает художественную литературу, а накануне экзамена, забросив конспекты и учебники, идёт в кино (у всех курсантов после 18 часов свободный выход в город), как с таким работать? Да, в академии планка высокая, но снижать её нельзя - новейшая техника связи, уровень подготовки частей постоянной готовности требуют именно такого подхода.
     Кстати, к преподавателям были даже «заходы с тыла»: дескать, вы нам положительную оценку, а мы ремонт на кафедре за свой счёт сделаем. Понятно, что таким юным дельцам был дан от ворот поворот и от них как раз и лучше избавиться пораньше, пока им не вручены офицерские погоны...
     - Конечно, объективно курсантам, прибывшим в Петербург, пришлось тяжело, - считает майор Зименко. - К примеру, как служивший ранее в Ульяновске, хорошо знаю, что в 2006 году в училище был недобор и туда перевели ребят, которые не прошли по конкурсу в Новочеркасское училище связи. Словом, изначально уровень их подготовки был чуть ниже, чем у сокурсников. Потом после расформирования училища в Ульяновске они отправились в Ставропольский военный институт связи и, наконец, теперь оказались в Петербурге. Согласитесь, адаптироваться непросто. Хотя многое зависит от самого человека.
     В академии не скрывают и того, что рост количества отчисленных отчасти связан и с реализацией приказа министра обороны Российской Федерации от 27 января 2010 г. № 42 г. Москва «О внесении изменений в приказ министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 80». В частности, если прежде курсант мог сплоховать на экзамене или зачете по трём дисциплинам и мог трижды претендовать на пересдачу, то теперь достаточно одной осечки и права на пересдачу нет. Если прежде отчисления в академии достигали 10 процентов за весь период обучения, то сейчас показатель существенно выше.
     Хотя конечно же речь не идет о половине курса - тут автор письма в редакцию опять же явно переборщил. В то же время, как рассказывали сами преподаватели, подготовка курсантов к сессии проводится соответствующая: дополнительные и индивидуальные занятия, контроль самостоятельной работы. Словом, каждый обучаемый всегда может рассчитывать на поддержку. Но за ручку курсанта никто водить не будет - к этому в академии не привыкли.
     Наконец, какова реальная ситуация со сдачей зачётов по физической подготовке? Ведь брат автора письма отчисляется из-за «двойки» по этому предмету. Якобы помешало сдать малое количество занятий, невозможность попасть в спортзал, несогласие преподавателей на пересдачу. С последним аргументом всё понятно - это теперь исключено в принципе. А как со всем остальным?
     - Такие претензии были бы смешными, если бы не было так грустно, - констатирует начальник кафедры физподготовки полковник Иван Михаил. - Занятия проводятся строго по программе (к слову, аналогичной той, что была у курсантов в Ставрополе), ничего нового на 3–4-х курсах курсанты не изучают. За исключением рукопашного боя, но эти упражнения надо просто разучить - никаких физических сверхусилий не требуется. Спортзал открыт до 23 часов. Кроме того, на каждом курсе, на каждом этаже есть спортивная комната. По воскресеньям до 13 часов - спортивно-массовая работа. Было бы желание заниматься, а вот его-то некоторым явно не хватило. Тем не менее отчисления по нашей кафедре производятся в случае, если курсант совсем никакой по физподготовке и перспектив на улучшение практически никаких. Вообще не сдать нынешнюю сессию - это надо постараться...
     Ознакомившись с упражнениями, пришёл к такому же выводу. Продержать 7 секунд угол в упоре, челночный бег с вполне посильными нормативами, уже упоминавшиеся приёмы рукопашного боя, подтягивание на перекладине - достаточно было преодолеть минимум в 4 раза. Плюс бег на 5 километров в спортивной форме (невольно вспомнил свой училищный марш-бросок на 6 километров в военной форме с полной выкладкой и оружием - небо и земля). Чтобы получить положительную оценку на такой пятикилометровке, можно чуть ли не пешком дистанцию пройти - лишь бы до финиша добраться...
     К тому же нынешняя балльная система оценки дает возможность курсанту самого себя вытянуть за счет высокого результата по одной-двум дисциплинам. Например, взял 100 баллов в беге, тогда и тот самый нижний порог в 4 подтягивания на перекладине устроит. С одной стороны, ужесточение требований, с другой - даётся палочка-выручалочка. Однако если курсант вместо требуемых на тройку 250 баллов набирает всего 130–140, то какой из него офицер получится? Конечно, тут отчисление неминуемо.
     И последнее. Каждый курсант, подписывая контракт, знает, что при отчислении по неуважительной причине он обязан возместить расходы государства на его обучение. Поэтому ничего нового в том, что в рапорте эта обязанность еще раз фиксируется, нет. Речь об официальной, прописанной в соответствующем приказе процедуре. Другое дело, что она сейчас излишне заорганизована и порой затягивается надолго, но это уже тема отдельного разговора.
     ... Понятно, что реформирование системы военного образования в соответствии с требованиями нового облика Вооружённых Сил - процесс сложный и не всегда безболезненный. Но перемены давно назрели, и к ним нужно быть готовым. Т. е. нынешним курсантам в первую очередь спрашивать с себя: «Всё ли я сделал, чтобы стать достойным офицером?» Иные привыкли собственную неорганизованность и отсутствие целеустремленности оправдывать надуманными причинами. Увы, их охотно принимают родители и родственники тех, с кем военные вузы вынуждены расстаться. Но в войсках не нужны выпускники, имеющие пробелы в знаниях или физически немощные. И если требования к ним стали жёстче, то это только на пользу армии и флоту.
     

     

     На снимке: курсанты Военной академии связи на занятии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex