на главную страницу

25 Января 2011 года

Страна и мир

Вторник

ОЧЕРЕДНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
ЗАВЕРШИЛИСЬ НИЧЕМ

Наталья ЯРМОЛИК, «Красная звезда».



В конце минувшей недели в Стамбуле состоялись очередные переговоры между Ираном и «шестёркой» международных посредников (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия). Встреча, призванная найти способы решения иранской ядерной проблемы, снова завершилась ничем. Стороны не только не достигли каких-либо договоренностей, но даже не объявили о хотя бы приблизительной дате продолжения консультаций.

     Иран


     Позиция Тегерана на переговорах заключалась в следующем: «шестёрка» способствует отмене введённых 9 июня прошлого года санкций ООН, а Иран дальше продолжает осуществлять свою деятельность по обогащению урана, из-за которой эти «жёсткие меры» и были приняты. «Каждая страна имеет право на мирный атом. Мы хотим, чтобы оно признавалось и за Ираном. Мировые державы должны демонстрировать справедливый и равноправный подход к этому вопросу», - заявил в Стамбуле секретарь высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили.
     Посредники же посчитали выдвигаемые Тегераном требования «неприемлемыми». По их мнению, подобный ультиматум Ирана является жестом отчаяния. «Мы надеялись приступить к обсуждению практических путей для движения вперёд, - заявила по окончании встречи в Стамбуле высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, возглавлявшая делегацию Евросоюза. - Однако я вынуждена с разочарованием констатировать, что это оказалось невозможным».
     Стоит отметить, что под «практическими путями для движения вперёд» Эштон подразумевала намерение «шестёрки» посредников добиться от Ирана отказа или обмена имеющегося у него низкообогащённого урана на ограниченный объём обогащённого для Тегеранского исследовательского реактора. Этот реактор, производящий изотопы для медицинских целей, вскоре может остаться без топлива. Ещё в октябре 2009 года Иран и «шестёрка» достигли принципиальных договорённостей о предоставлении необходимого для реактора бланкетного топлива из России и Франции в обмен на вывоз из Исламской Республики 1.200 кг низкообогащённого урана. Тогда считалось, что это составляет примерно 75 процентов объёма имевшегося у иранцев урана. Сейчас, по американским оценкам, Тегеран наработал уже втрое больше.
     А смысл сделки заключался в том, чтобы у Ирана осталось недостаточно сырья для производства бомбы, поэтому и потребовалось «обновление» условий обмена. Еще одно требование «шестёрки» - передача иранцами всех 40 кг урана, обогащённого до 19,75 процента. «Мы ожидали выйти на конструктивное и детальное обсуждение этих предложений, но выяснилось, что иранская сторона не готова к этому», - пожаловалась после переговоров Эштон.
     После провала стамбульской встречи некоторые участники «шестёрки» заговорили даже о необходимости режима ужесточения санкций. Правда, этот режим и так постоянно расширяется за счёт введения индивидуальных ограничительных мер конкретными странами. Первыми стали США и Евросоюз, чьи санкции оказались ещё жёстче, нежели меры Совбеза ООН. В последнее время к ним регулярно присоединяются и другие страны, в частности Австралия и Канада. Ожидается, что вскоре к жёстким санкциям присоединятся также Норвегия и Швейцария.
     Используются и более радикальные меры. Так, эксперты полагают, что именно США приложили руку к созданию и запуску компьютерного вируса «Стакснет», который, как считается, в прошлом году поразил аппаратуру, используемую в иранской ядерной программе. Утверждается, что это нанесло ей колоссальный ущерб и отодвинуло предполагаемый срок создания ядерного оружия в Исламской Республике. Например, спецслужбы Израиля, которые также считают причастными к созданию «Стакснет», утверждают, что теперь ядерная бомба появится у Тегерана не ранее 2014 года. До этого же считалось, что Иран обзаведётся ядерным оружием уже в 2011 году. Хотя, как заявил выступивший перед российскими журналистами в Москве на прошлой неделе постпред Ирана при МАГАТЭ Али Солтани, компьютерные вирусы, попавшие в систему управления, все-таки не смогут привести к каким-либо критическим ситуациям.
     Между тем Тегеран не отказывается полностью от продолжения диалога. Как заявил на днях иранский президент Махмуд Ахмадинежад, новые переговоры не только возможны, но и могут принести позитивные результаты, если мировые державы займут справедливую позицию в отношении Ирана и проявят к нему уважение. «Мы никогда не рассчитывали на то, что всего лишь за несколько встреч можно будет решить все вопросы, однако если противоположная сторона готова продолжать начатый путь на основе принципов справедливости и взаимоуважения, то вполне можно надеяться на результаты, которые ожидает весь мир», - заявил Ахмадинежад.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex