на главную страницу

25 Января 2011 года

Страна и мир

Вторник

ВОЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ БУКСУЕТ

Юрий УЛЬЯНОВСКИЙ, корр. ИТАР-ТАСС в Париже.



В сборнике аналитических материалов «Стратегический год 2011», подготовленном французским Институтом международных и стратегических исследований, дан анализ состояния обороноспособности в Европе. Автор, Жан-Пьер Молни, в материале под названием «Снижается ли уровень европейской оборонной мощи?» даёт развёрнутый ответ на поставленный вопрос на примере Франции.

     Европа


     По мнению Молни, в этом году военная мощь стран ЕС была поставлена под сомнение сразу по двум направлениям. На уровне отдельных государств к этому вынудила кризисная ситуация в экономике и финансах, что привело к существенному сокращению военных бюджетов. На глобальном уровне в целом наблюдался аналогичный процесс, поскольку интеграция в рамках самого Евросоюза, столь необходимая в этот трудный момент, буксует. Ярким примером тому могут служить продолжавшиеся и в минувшем году злоключения военно-транспортного самолёта А-400М, который был призван стать символом единства Европы в сфере вооружений. Более того, в последние 10 лет не было принято ни одной новой общеевропейской оборонной программы, пишет автор.
     В период бюджетного кризиса сокращение оборонных расходов даёт заметную выгоду, так как на эту сферу приходится значительная часть государственных трат, примерно 15 млрд. евро ежегодно. К таким мерам прибегло правительство Дэвида Кэмерона. Германия сократила расходы на оборону в минувшем году на 450 млн. евро, в планах - сокращение военного бюджета на 8 млрд. евро на период 2010–2014 годов и перевод армии на профессиональную основу. Франция объявила о стремлении сэкономить на военном бюджете 3 - 5 млрд. евро в период с 2011 по 2013 год.
     По мнению экспертов, подобное сокращение выделяемых на армию средств в будущем создаст массу проблем. Во-первых, будет буксовать осуществление проекта «Единая политика в сфере безопасности и обороны». Во-вторых, недофинансирование может оказаться очень болезненным для европейской индустрии вооружений, а перспективы общеевропейских программ сотрудничества в данной сфере отодвинутся на неопределённый срок.
     Такой программой на сегодняшний день является создание военно-транспортного самолёта
     А-400М. Страны-участницы не могут осуществить этот проект в течение почти 10 лет. Весной 2010 года удалось наконец подписать соглашение о выделении дополнительных средств и приступить непосредственно к реализации. В конечном итоге программа по созданию 180 таких самолётов теперь стоит не 20, а 27 млрд. евро. Однако из-за введения режима жёсткой экономии некоторые страны - участницы проекта заявили об уменьшении числа заказанных самолётов А-400М, что грозит вновь поставить под угрозу воплощение в жизнь этой единственной совместной программы в сфере вооружений. Европейский аэрокосмический и оборонный концерн ЕАДС ещё в 2003 году предупредил, что в случае подобных отказов стоимость самолёта будет увеличиваться.
     Споры вокруг тендера на поставку 179 самолётов-заправщиков для американских ВВС общей стоимостью в 20 млрд. евро серьёзно обострили трансатлантическую конкуренцию в производстве вооружений. После того как два года назад это право выиграл ЕАДС, власти США стали делать всё возможное, чтобы этот контракт достался ведущей американской авиастроительной компании «Боинг». Дело дошло до того, что весной 2010 года президент Франции Николя Саркози на переговорах со своим коллегой Бараком Обамой был вынужден просить, чтобы ЕАДС дали время для подготовки к борьбе за тендер на новых условиях.
     Эта неприглядная история со всей остротой поставила вопрос об открытости трансатлантических рынков вооружений. В ЕС прекрасно понимают, что американцы изменили условия торгов по заправщикам, чтобы защитить свою военную промышленность, имитируя при этом соблюдение принципов конкуренции. «Такая закрытость рынков США должна заставить европейцев действовать аналогичным образом, - считает автор доклада. - Рынки вооружений не подчиняются тем же правилам, что и гражданские. В области экспорта технологий Вашингтон нередко прибегает к необоснованным отказам, ссылаясь на законы о контроле экспорта вооружений. Необходимость стратегической автономии европейских стран требует от них защиты собственного рынка не для того, чтобы нарушать правила конкуренции, а чтобы приспособиться к нормам и практике американцев по защите их внутреннего рынка. В любом случае по обе стороны Атлантики должны осознавать негативные последствия принимаемых протекционистских мер, которые ведут к ослаблению как военной промышленности, так и боеспособности вооружённых сил».
     В последней главе автор анализирует проблему развёртывания ПРО в Европе, отмечая, что «это тема стратегических дискуссий будущего». Касаясь споров и дискуссий в странах ЕС, и в частности во Франции, относительно этого проекта НАТО в Европе, автор приводит основные аргументы «за» и «против» этой программы. Прежде всего размещение противоракет недопустимо дорого, уверен Молни. «Поэтому вхождение Франции в этот проект ослабило бы её потенциал в других областях, прежде всего в ядерной сфере. Во-вторых, реализация ПРО привяжет нашу оборонную политику к американской», - говорится в материале.
     Главным политическим аргументом сторонников проекта НАТО во Франции остаётся тезис о том, что интеграция страны в военное командование альянса обязывает её к поддержке инициативы США. Некоторые эксперты также полагают, что участие в таком высокотехнологичном проекте позволит Парижу совершить резкий рывок в области высоких технологий.
     Однако сам автор полагает, что проблема размещения противоракет в Европе должна рассматриваться гораздо шире. Речь идёт о положении Франции в системе международной безопасности в ближайшие годы, о её возможности выступать в роли ядерной державы и одновременно участвовать в системе ПРО с учётом финансовых возможностей страны. В любом случае время для принятия окончательного решения ещё не пришло, уверен автор. До этого необходимо преодолеть ещё очень много противоречий.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex