на главную страницу

25 Января 2011 года

История Отечества

Вторник

«ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ДЕЛАМ»

Пётр АЛТУНИН, «Красная звезда».




     Лев Толстой однажды сказал, что в будущем писателям не потребуется художественный вымысел для отражения тех или иных сторон человеческого бытия - они просто будут писать правду.
     Слова эти я вспомнил при чтении вышедшей недавно книги очерков «Поклонимся великим тем делам» Ивана Иванюка.
     Полковник Иван Иванович Иванюк – военный журналист, член Союза писателей России, автор многих книг, рассказов и стихов. 20 лет он проработал в газете «Красная звезда», 12 лет из них был редактором отдела, членом редколлегии. Стал лауреатом премии «Лучшие перья России».
     По заданию редакции он объездил и облетал, можно сказать, всю страну, бывал там, где дислоцировались воинские гарнизоны, встречался со многими известными руководителями армии и флота, и написанные очерки о них публиковались в «Красной звезде».
     Военная тематика, и прежде всего тема Великой Отечественной войны и послевоенного строительства Вооружённых Сил, всегда глубоко волновала Иванюка. Уволившись в запас и работая в Счётной палате Российской Федерации в должности начальника инспекции межрегиональных проектов и программ, при всей своей занятости он вернулся к прежним очеркам в «Красной звезде», расширил, доработал их и подготовил интересную книгу.
     Скажем наперёд, книгу «Поклонимся великим тем делам» можно считать примером откровенного разговора о фронтовиках прошедшей войны и их наследниках с теми, кто не знает или мало знает о закончившейся 65 лет назад военной страде, о создании ракетно-ядерного щита, последующих боевых делах наших воинов в «горячих точках».
     Сразу следует подчеркнуть, что в описываемых событиях, в рассказах о жизни и подвигах их участников прослеживается преемственность поколений людей, беззаветно преданных своей стране, своему народу и всегда готовых, как писал поэт, «на жизнь, на труд, на праздник и на смерть».
     Открывает книгу очерк «В бой шли сапёры». Старшее поколение помнит этого человека с негромкой, но заслуженной на войне славой – Аркадия Фёдоровича Хренова, генерал-полковника, начальника Главного управления инженерных войск Красной Армии.
     Прежде чем дойти до этого высокого воинского звания, Аркадию Фёдоровичу, выходцу из простого народа, человеку даровитому от природы, пришлось не только много трудиться, но и сразу же свои творческие планы проверять практикой. Первый мост он построил в 1919 году, будучи помощником командира сапёрной роты, а потом, опять же и учась, и принимая решения, возрождал разрушенные колчаковцами в Гражданскую войну шахты, дороги, мосты...
     Уже будучи начальником инженерных войск армии в советско-финляндской войне, он внёс неоценимый вклад в разработку плана прорыва «линии Маннергейма», которую строили лучшие военные специалисты Западной Европы и которая считалась непреодолимой, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1940 году в кабинете Сталина в присутствии членов Политбюро и руководителей Красной Армии Хренов доложил план преобразования структуры Главного управления инженерных войск, который тут же был рассмотрен и принят.
     Хренов со своими сапёрами – командирами и солдатами – прошёл через все испытания Великой Отечественной: при обороне Одессы и Севастополя под его руководством были изготовлены несколько партий сухопутных торпед, от которых взрывались немецкие танки и даже дзоты, держал натиск гитлеровцев, находясь в душных, пропахших вековой пылью керченских катакомбах.
     А закончить войну Хренову пришлось на Дальнем Востоке, в сражениях по разгрому Квантунской армии. Кстати, в ходе наступления он руководил высадкой воздушных десантов на неприятельские аэродромы. Командующий Мерецков спросил у него: «Вы уверены в своих расчётах?» «Я не имею права сомневаться, – сказал он. – Среди добровольцев мой сын лейтенант Пётр Хренов». Он, оказывается, попросился на фронт после окончания военного училища.
     Второй очерк как бы примыкает к первому – «Маршал-строитель». Это рассказ о Николае Фёдоровиче Шестопалове, тоже известном военачальнике.
     В четыре года он остался без родителей, воспитывался в детдоме, потом учился на рабфаке, в предвоенные годы окончил Военно-инженерную академию имени В.В. Куйбышева. А за несколько дней до войны главный инженер воинской части уже находился в полутора километрах от румынской границы.
     - 22 июня 1941 года, – вспоминал он потом, – над нашими головами показались немецкие самолёты, и на землю упали первые бомбы. Мы получили приказ отступать и под бомбёжками занимались созданием новых промежуточных рубежей...
     Не ожидал Шестопалов, что отступление от западных границ до Волги, а потом наступление и поход в центр Европы продлятся 1.418 дней и ночей, и все они достались ему. В книге подробно рассказывается, как сапёрный батальон Шестопалова, а потом бригады и армии, где он служил, участвовали в форсировании Днепра, захвате Букринского плацдарма, в боях по освобождению Киева, Львова, Кракова, Праги, в штурме Берлина. О том, какова была военно-строительная страда на фронте, говорит, к примеру, такой факт. Чтобы не подпустить фашистов к Москве, было построено 3.700 огневых сооружений, 325 километров противотанковых рвов, сотни километров траншей и ходов сообщений.
     После войны Николай Фёдорович успешно шёл по служебной лестнице – до заместителя министра обороны СССР по строительству и расквартированию. С его деятельностью связано строительство ракетно-космических комплексов и их модернизация, а также двадцати аэродромов, создание военно-морских баз внутри страны и за её пределами.
     Как бы продолжением этого повествования является очерк «Возвращение» – об Александре Алексеевиче Фёдорове. В армию его призвали 31 июня 1941 года. После курсов младших офицеров он был направлен под Сталинград в инженерно-минную бригаду, обеспечивавшую боевые действия знаменитой 62-й армии. Под непрерывным огнём строил причалы для речных судов, затем – командный пункт для генерала Чуйкова. С той поры фронтовая дорожка вела его через Мелитополь, Сапун-гору, Севастополь. Вместе с будущей женой командиром взвода лейтенантом Евгенией Власовой, форсируя Сиваш, толкали плоты с техникой, по пояс в холодной солёной воде. После войны Фёдоров участвовал в строительстве полигона Капустин Яр, строил боевые ракетные комплексы.
     О силе духа и непревзойдённой боевой выучке российских офицеров говорят заключительные очерки книги. Их нельзя читать без волнения, тем более – повторимся – это не вымысел, а сущая правда.
     Вторым Маресьевым называют сегодня Сергея Соколова. Он с детства мечтал стать не просто лётчиком, а таким, как Нестеров (первая «мёртвая петля»), Чкалов. И ещё любил шутить: «Летать меня фамилия обязывает...»
     Окончил Качинское авиационное училище. Чтобы быть выносливым, усиленно занимался спортом, любил легкоатлетические кроссы.
     Вскоре оказался в Афганистане. Совершил 119 боевых вылетов. Но на 120-м на малой высоте его подбили «стингером» моджахеды. Он катапультировался, но парашют раскрылся в момент приземления. Хорошо, что попал в высохшее русло реки... Но плохо, что его, раненного, атаковали «духи». Он отстреливался из автомата до последнего патрона. Когда его спасли подоспевшие наши вертолётчики, то увидели, что потерявший сознание Соколов у живота держит гранату с сорванной чекой...
     Автор книги рассказывает, как выводили из комы Соколова, а потом два с половиной года он «путешествовал» по госпиталям – от афганского Баграма до Москвы. Не сдавался и обрёл силу. Он не оставлял мечты о полётах, настойчиво шёл к цели. Окончил академию имени Гагарина, стал пробовать себя на учебных вертолётах, а потом дошёл и до боевого истребителя МиГ-29.
     Думается, книгу Ивана Иванюка интересно будет прочесть не только «юноше, обдумывающему житьё», – с кого брать пример, – но и всем читателям.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex