на главную страницу

26 Января 2011 года

Армия и общество

Среда

Все аспекты призыва

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
Фото Виталия АНЬКОВА.



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал начальник Главного организационно-мобилизационного управления - заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ Василий СМИРНОВ.


     - Василий Васильевич, с чем связано увеличение сроков проведения призыва до 31 августа?
     - С 2008 года мы перешли на один год военной службы. Необходимо понимать, что подготовка солдата проходит не только в учебных структурах. Солдат готовится в течение всего периода службы, начиная с момента призыва и до завершения военной службы. Ранее мы готовили специалиста 6 месяцев. Сегодня предлагаем, и уже начали, подготовку по военно-учётной специальности в течение 3 месяцев. И первый выпуск трёхмесячников будет в этом году. Что это даёт? Прежде всего возможность преемственности в подготовке граждан. Вот смотрите, если раньше у нас каждые полгода 50 процентов личного состава в Вооружённых Силах менялось, то сегодня будет два периода. Два выпускных контингента из учебных соединений, частей будут проходить военную службу.
     Комплектование учебных соединений будет проводиться в три набора. Первый - в декабре, второй - в апреле и третий - в августе. Поэтому законодателями и рассматривается законопроект, с тем чтобы в августе дать возможность призвать юношей в учебные соединения. Это порядка 50.000 человек. И служить в линейных подразделениях ребята, которые прошли 3-месячную подготовку в учебных соединениях, будут уже не менее 8 месяцев, не полгода.
     Мы также имеем возможность уделить больше внимания профессиональной подготовке уже непосредственно в соединениях и воинских частях. В учебной части солдат готовится непосредственно по специальности. После этого прибывает в обычную часть, продолжает эту подготовку в составе экипажа, расчёта, затем - в составе взвода, роты, батальона, бригады... То есть находится в постоянном процессе обучения. Эта схема сегодня нами проверяется. И я думаю, что она наиболее оптимальна для нынешнего срока военной службы.
     Кроме того, мы большую часть специалистов получаем из учебных структур ДОСААФ России. В 2010 году мы таких получили 73.000...
     - А каков общий объём призыва?
     - 278 тысяч мы призвали в прошлый период. А в позапрошлый - 270 тысяч. То есть в общей сложности порядка 550 тысяч за год. Если говорить о специалистах, то мы их призываем по родственным военно-учётным специальностям. Ребята, которые окончили колледжи, вузы, получили специальную подготовку, призываются по имеющейся у них специальности. И на сегодняшний день у нас не так плохо обстоят дела с комплектованием Вооружённых Сил подготовленными специалистами. Главная задача - совершенствование подготовки.
     - Некоторые наши слушатели так объясняют мотивы продления сроков призыва до 31 августа. Во-первых, для того, чтобы в целом набрать больше призывников. А во-вторых, чтобы успеть призвать тех, у кого переходный период в рамках получения высшего образования, например это те, кто переходит из бакалавриата в магистратуру...
     - Это заблуждение. Объёмы призыва не будут увеличены. То количество, которое планировали, и будет призвано. Общий объём - он будет таким же, как мы обычно и призывали. Ни одним человеком больше. Просто количество это будет по времени разнесено... Юноши будут призваны тогда, когда это необходимо для их подготовки. В августе будут призваны, повторю, 50 тысяч...
     - То есть принципиального увеличения не будет?
     - Нет, принципиального увеличения не будет. В этом плане призывникам и их родителям беспокоиться не надо. Мы сегодня призываем до 15 июля. Если вспомним историю, то два года назад мы призывали вообще до 1 июня, и никаких проблем не существовало ни с бакалавриатом, ни с магистратурой, ни с аспирантурой. Уверяю, что у тех, кто будет зачислен в бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, проблем не будет. Законом им предоставлено право на освобождение от военной службы на период обучения. Поэтому опасения эти напрасны.
     Отмечу, что призывом у нас занимается призывная комиссия. Сегодня её возглавляет глава администрации. В её состав, напомню, входят представители органов здравоохранения, образования, Министерства внутренних дел, общественных организаций. Призывная комиссия вправе рассматривать те или иные аспекты, касающиеся того или иного гражданина...
     - О призывных комиссиях нас как раз спрашивают. Дескать, в их работе немало формализма. Им главное - дать то количество призывников, которое якобы Министерство обороны требует...
     - Ссылка на Министерство обороны абсолютно необоснованна. Ведь план призыва верстается исходя из наличия граждан, которых в предшествующий год первоначально поставили на воинский учёт. Расчёт проводится по нормам призыва, исходя из наличия призывных контингентов.
     Сегодня 200.000 молодых ребят уклоняются от военной службы. Не желают получать повестки, снимаются с воинского учёта в период призывной кампании. 13.600 человек - это граждане, которые, получив повестку, не являются на призывные комиссии. Конечно, сказываются проблемы демографического провала, нежелание граждан исполнять требования законов о воинской обязанности. Суммируются эти проблемы, несомненно. И нам нужно вместе, всем обществом эти проблемы решать.
     - Вы анализировали, почему сегодня такое количество уклонистов? Какой может быть мотивация у этих людей?
     - У нас сегодня какая-то однобокая мотивация. Мотивация Министерства обороны, чтобы сделать военную службу именно военной, чтобы солдат занимался исполнением именно воинской обязанности, чтобы службу сделать открытой. Сегодня на призывной комиссии у родителей имеется возможность присутствовать, они могут участвовать в работе этой комиссии, послушать решение, которое принимается в отношении их сына. Призывные комиссии возглавляют гражданские лица. Мы приглашаем в состав призывной комиссии представителей общественных организаций. Сегодня всех ребят, которые женаты, имеют больных и пенсионного возраста родителей, направляем на службу, как правило, рядом с местом жительства.
     - Это работает?
     - Это реально работает. В этом вы можете убедиться, даже не отъезжая далеко, в воинских частях, которые в Москве, в Московской области находятся. Сегодня родители и представители общественных организаций имеют возможность сопроводить своих сыновей, земляков до места службы. Более того, посмотрите, с 2005 года мы ни одного призывника в Чеченскую Республику не направляем. Сегодня в частях разрешены мобильные телефоны, установлен совершенно другой распорядок дня. Солдат имеет возможность отдохнуть. Улучшен рацион питания. Улучшена форма одежды. Регламентирован и порядок выхода военнослужащих за территорию воинской части, они могут в субботу-воскресенье побывать в увольнении. И это не пустые слова, это то, что сегодня реально есть в Вооружённых Силах. Министерство обороны делает немало для того, чтобы служба была открытой, понятной, чтобы солдат занимался тем, что необходимо на войне, то есть предметно и постоянно учился военному делу. А вот обратная реакция почему-то получается не совсем та, которую мы бы хотели...
     - Этому можно найти объяснение. Ведь периодически появляется различная информация о том, что где-то призывники простудились, о случаях «дедовщины», дисциплинарных нарушениях... Конечно, нельзя не отметить, что Министерством обороны тут же даются чёткие разъяснения, каждый случай анализируется...
     - Согласен с вами. Как вы сами отметили, Министерство обороны открыто в этой ситуации. Нет случаев умалчивания, идут чёткие требования, чтобы разбираться по каждому случаю, не просто разбираться, а искать причины и принимать по каждому конкретному случаю необходимые и исчерпывающие меры. Действительно, армия - большой коллектив, миллион человек военнослужащих. И бывают разные ситуации. Эксцессы бывают и в школе, и на улице, да где угодно. Просто необходимо понять причины случившегося и принять меры, чтобы происшествий было как можно меньше. Уверяю, в Министерстве обороны жёстко и последовательно это делается.
     - Многие наши слушатели также интересуются: не планируется ли увеличить срок службы военнослужащих по призыву?
     - Официально заявляю, что Министерство обороны это не планировало, не планирует и не будет выходить с предложениями по увеличению срока военной службы. Был год - и будет год. Год военной службы. Никаких изменений мы, повторяю, не намечаем. Это, я думаю, уже и обсуждению в обществе не подлежит. Общество должно принять этот срок. И мы адаптируемся к году, стараясь как можно лучше использовать потенциал солдата в течение этого года, как можно лучше его подготовить. Другого не дано.
     - Мы получаем различные сообщения от наших слушателей. Есть, например, такие, где родители призывников благодарят за то, что их сыновья служат в хороших воинских частях, под началом хороших командиров. А есть и другие послания, где задаются вопросы: «Неужели вы думаете, что нормальный родитель отдаст детей в вашу армию, где служат только те, кто не смог откупиться? На крайний случай я лучше уеду с семьёй в нормальную страну, где нас примут, но лично моих детей вы не получите». Как быть с такой позицией?
     - То, о чём заявляет слушатель, - «в вашу армию» - это неправильный подход. Армия - часть общества. Это наша армия. В ней служим мы, служат наши дети, служат наши родственники, наши друзья. Армия комплектуется гражданами России. И она предназначена для того, чтобы стоять на страже интересов России. Поэтому «в вашу армию» - уже сама постановка неправильная. Если бы россиянин сказал, что не отдаст сына в армию Соединённых Штатов, это было бы правильно. Хотя, может быть, он из тех, кто и гражданином России себя не считает?
     - Здесь, наверное, выражено отношение в целом к государству, высказано: я сына поднял, а мне взамен ничего не дали...
     - Ну почему же не дали? Отец имеет возможность сегодня вкладывать в сына какие-то средства, заботиться о его будущем. Я так понял, что этот слушатель, видимо, живёт в достатке. Он что, получает всё это от другого государства: работу, образование? Это заслуга нашей страны...
     Государство, на мой взгляд, конечно, не обязано каждого гражданина водить за ручку и показывать: вот тут лежат материальные средства, возьми и расходуй, занимайся тем-то и тем-то. Оно дало возможность человеку работать, учиться и проявить себя. А гражданин не хочет отдать государству долг, продиктованный Конституцией. Служба в Вооружённых Силах - это вообще-то обязанность гражданина России, страны, в которой он живёт и получает блага.
     - Василий Васильевич, мы говорили о том, что сейчас Министерство обороны, Вооружённые Силы очень сильно меняются. Армия становится более современной. Необходимо учитывать, что и люди в России изменились. Они не стали хуже, но их взаимоотношения с государством стали несколько иными. И обществу нужен серьёзный диалог. Он начинается, и его важно развивать...
     - Я с вами согласен. Конечно, нужно давать обществу информацию из первых уст, из официальных структур. Возможно, это надо делать чаще, и мы это стараемся делать. Не секрет, что есть концептуальные подходы к реформированию Вооружённых Сил, и мы миновали большой этап создания армии в новом облике. Все соединения и части стали частями постоянной готовности. Вы об этом знаете. Сегодня нет сокращённых частей, которые неизвестно чем занимаются. Солдаты, офицеры занимаются конкретным делом - боевой подготовкой. Приняты государственные программы по вооружению. Мы реформируем систему военного образования. Реформируем систему подготовки сержантов. Решаем проблемы переработки всех уставных документов, связанных с применением, подготовкой, жизнью Вооружённых Сил. Мы сегодня решаем проблемы социальной гарантии военнослужащих. И это всё комплексно делается. При этом мы рассказываем людям, чтобы они знали, видели, что делается в Вооружённых Силах. Действительно, есть какие-то нюансы, которые ещё не полностью решены. И глобальные проблемы, которые накапливались, ну, скажем так, десятилетиями, в одночасье решить сложно. Но не видеть вот эти подвижки, не видеть то позитивное, что делается в Вооружённых Силах, сегодня невозможно. Не видит этого только тот, кто не хочет видеть. Мы готовы к диалогу, мы готовы ко всем разумным предложениям, мы готовы их обсуждать, вносить коррективы. Давайте этот диалог вести.
     - Василий Васильевич, а какова ныне ситуация с военнослужащими по контракту?
     - У нас был, есть и будет смешанный принцип комплектования Вооружённых Сил. Контракт является важной составляющей комплектования Вооружённых Сил, но отмечу, что контракт - это не самоцель. Сегодня нет таких норм, чтобы обязательно набрать столько-то граждан на контрактную службу. Этого нет. Сегодня мы приглашаем на контрактную службу граждан, отслуживших в Вооружённых Силах. Вот это принципиальное требование министра и начальника Генштаба. Идут на контракт только те, кто выслужил положенное, те, кто понял, что действительно военная служба - это их жизненное кредо.
     И уже придя на «гражданку», через военкомат гражданин может быть принят в строй после соответствующих испытаний, тестирования, если его специальность востребована в той или иной воинской части... На контракт мы берём только на должности, определяющие боевую способность соединений, воинских частей. Не на любую должность. На многие должности мы можем подготовить солдата срочной службы, а на тех должностях, которые определяют боевую способность, которые особенно затратны, более сложны, требующие времени для освоения и особых профессиональных знаний, умений, желательны контрактники.
     Мы проводим работу и по замене многих должностей, которые замещались военнослужащими, на должности гражданского персонала. Многие аспекты жизни, быта войск, их повседневной деятельности переводим на аутсорсинговую систему, то есть на обслуживание сторонними организациями. Освобождаются те должности, которые ранее заполнялись солдатами, а порой даже и офицерами. Не скрою, и министр об этом заявлял, что мы постепенно, конечно, будем увеличивать количество военнослужащих, проходящих службу по контракту. Но, повторю, на должностях, определяющих боеспособность. При этом и от призыва мы не отказываемся. В рамках того законодательства, которое действует в Российской Федерации, служба - почётная обязанность гражданина.
     - Ещё один вопрос от слушателя. Илья из Нижнего Новгорода спрашивает, не планируется ли уравнять сроки альтернативной службы со сроками военной службы по призыву?
     - Тяготы и лишения военной службы несоизмеримы с особенностями, я даже тяготами их не назову, альтернативной службы. И какие-то преимущества у граждан, которые проходят военную службу по призыву, конечно, должны быть даже во временных параметрах. Призывник находится постоянно на военной службе, занимается боевой подготовкой. Призывник же, проходящий альтернативную службу, до 18 часов, так скажем, руководствуется КЗОТом, а по завершении рабочего времени предоставлен сам себе и может заниматься по личному плану.
     - А не рассматривались ли предложения платить солдатам за службу? Пусть довольствие будет и не очень высоким. Может, тогда сами в очередь будут вставать к вам. Как нам Анна пишет: «Бесплатные солдаты - вчерашнее дело».
     - Согласен, проблема эта существует. Нельзя сказать, что солдату совсем не платят. Он получает 600 рублей. Конечно, это сегодня небольшие деньги, и мы это понимаем. Если обратимся к опыту зарубежных государств, то, конечно, там нет градации. В ФРГ, например, в бундесвере служат и по призыву, и по контракту. И у них соразмерность денежных довольствий соответственная...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex