на главную страницу

26 Января 2011 года

К новому облику

Среда

Снайперы

Павел ГЕРАСИМОВ.
Фото автора.



На базе двух парашютно-десантных полков 98-й гвардейской парашютно-десантной дивизии (ивановской) прошёл сбор снайперов. Сборы проводятся дважды в год, в каждый период обучения, продолжаясь не менее десяти суток. Подготовку на них проходят снайперы, которыми в настоящий момент укомплектованы разведподразделения дивизии. Все они - военнослужащие по контракту, но независимо от срока службы и квалификации на сборе обучаются по общей, единой для всех программе.


     ОСНОВНАЯ цель таких сборов традиционна - совершенствование одиночной подготовки снайперов. На первом этапе изучаются тактико-технические характеристики, основы и правила стрельбы из своего оружия, порядок его обслуживания и использования, военная топография. Точность прицеливания «шлифуется» с помощью нового электронного командирского ящика. Чтобы проверить свою меткость в стрельбе и кучность в выстрелах, как говорится, далеко ходить не надо, результат фиксируется в реальном режиме времени.
     На занятиях в классах иногда трудно было понять, чего в них больше, теории или практики, настолько одно максимально приближено к другому. Как это, например, происходило во время тренинга командира взвода старшего лейтенанта Дмитрия Соколова в исходных установках на оптический прицел и механику, имеющуюся на СВД-С.
     В дальнейшем обозначенные темы командиры взводов с разведчиками отрабатывают на полигоне. Снайперы приводят оружие к нормальному бою. Вторая точка - стрельба из ВСС (9-мм винтовки снайперской специальной) на сокращенных дальностях со сменой огневой позиции. Эта винтовка, как известно, предназначена для ближнего боя, штурма, для бесшумного снятия часового, при действии в наступлении. Прицельная дальность у нее - 420 метров, но эффективная стрельба ведётся на расстояниях до 200.
     ...ИЗ ПРОЁМА в стене видно только несколько целей, все они находятся на разной дистанции. Снайперу приходится перемещаться. Куда - вправо или влево - выбирает сам стрелок. Главное, он должен правильно занять позицию. Из различных положений в изготовке к бою - сидя, стоя, лёжа, как ему удобно, - прицеливается, ведёт огонь и поражает мишени.
     Снайперы работают парами, в которых один ведёт огонь, другой - разведку целей, даёт целеуказание и определяет поправки, осуществляет прикрытие.
     Безусловно, для кого-то из ребят многое становится простым повторением, однако, как известно, в учении как раз это лишним не бывает. После азов снайперского искусства, полученных на сборах, военнослужащие продолжают постигать его в составах разведподразделений, совершенствуя индивидуальные навыки. Впрочем, совершенству нет предела. Значит, снайпер обязан постоянно повышать свою квалификацию. В этом убеждены разведчики, заключившие уже не первый контракт.
     Разведчики - элита дивизии, ну а если разведчик ещё и снайпер...Плюс служба в ВДВ! В общем, элита из элит. Поэтому отбор сюда идёт особый. Человек, которому доверяют снайперскую винтовку, должен обладать внушительным перечнем качеств.
     - Всех снайперов в нашей части при назначении на должность отбирали по специальным методикам, - рассказывает начальник разведки дивизии подполковник Сергей Волгин. - Сначала солдата надо изучить, выяснить, способен ли он по морально-деловым, физическим качествам занимать эту должность, есть ли у него определённые задатки, может ли он метко стрелять. У него не должно быть вредных привычек и проблем с дисциплиной. После проверки на профпригодность кандидат проходит тестирование, специальный психологический отбор. Безусловно, учитывается желание служить, стремление стать снайпером. Без желания результата не будет. И всё равно изредка бывает, что через месяц, два убеждаемся: не получается у человека. На его место берём другого. Нам нужны профессионалы только высокого класса.
     Следует добавить, что при столь жёстком отборе большой шанс имеют обладатели соответствующей допризывной подготовки. Преимущество - у спортсменов-разрядников по стрелковому спорту, охотников. Хотя, например, снайпер гвардии рядовой Алексей Трушин серьёзный «ствол» не держал до армии ни разу, зато часто посещал тир, любил экзотику - стрелять из арбалета. И теперь в элитном подразделении у него всё получается. На моих глазах он отлично выполнил огневую пристрелку на расстоянии 100 метров.
     Гвардии старший сержант Андрей Мосин к точному выстрелу раньше был вообще равнодушен, при всей своей знаменитой «оружейной» и, казалось бы, обязывающей фамилии. Проявить себя на «гражданке» в глубинке Челябинской области в чём-то ярком, интересном было проблематично. Парню повезло в том, что он попал в «крылатую пехоту», в разведчики.
     В ивановской дивизии уралец служил по призыву, подписал контракт. И уже шесть с половиной лет не расстаётся с родным подразделением. За это время снайпер - косая сажень в плечах - неоднократно выигрывал чемпионаты полка, дивизии по самбо и рукопашному бою, становился победителем в гиревом спорте, не забывая, что род войск подразумевает хорошую физическую подготовку. Вот уже год гвардии старший сержант Мосин занимает должность командира взвода снайперов, созданного, как и все другие, в воздушно-десантных войсках два года тому назад и комплектуемого военнослужащими по контракту.
     Как один из лучших снайперов дивизии Андрей Мосин прошёл обучение на специальных курсах, где после успешной сдачи экзаменов получил квалификацию снайпера, а по возвращении в часть - австрийскую снайперскую винтовку «Манлихер P-04», принятую на вооружение. Кстати, возвращаясь к известнейшему однофамильцу, русскому конструктору Сергею Мосину, уместно будет напомнить о интересном факте: в 1889 году, за два года до принятия «трёхлинейки» на вооружение, Мосин позаимствовал у новейшей австро-венгерской винтовки системы Манлихер некоторые идеи относительно конструкции магазина. Фердинанда Манлихера это не сильно обидело... Я попросил у снайпера-профи сравнить две винтовки, СВД-С и манлихерский образец.
     - У нас СВД-С уже довольно долго стоит на вооружении. А западные винтовки пришли в дивизию год назад вместе с первыми контрактниками, отучившимися на курсах снайперов. Это абсолютно разные винтовки. СВД-С разработана для того, чтобы в любых условиях вести бой, она при непосредственном столкновении с противником очень удобна. Автоматическая. Надёжная. Упал с ней солдат в воду, в грязь, прошёл через пылевое облако - она всё равно будет стрелять. Винтовка имеет складывающийся приклад, что делает её десантнопригодной, незаменимой для ВДВ.
     Если СВД-С приспособлена под наши условия, то «Манлихер» - другого класса и требует специальной подготовки. Её не дашь бойцу просто так в руки, необходимо располагать достаточным количеством времени для обучения. Например, сборов, на которых мы готовим своих снайперов, для этого будет явно недостаточно.
     - Подача патронов в «Манлихере» осуществляется также из 10-зарядного магазина, - продолжает рассказ разведчик-снайпер. - Такой же калибр - 7,62 мм, только боеприпас другой. Прицельная дальность - почти такая же, как у СВД-С. А вот убойная дальность превосходит на тысячу с лишним метров. Более качественное изготовление. Другой способ крепления прицела, кардинально отличающийся от нашего образца, так называемого «ласточкиного хвоста». В комплекте для удобства предусмотрены сошки. Имеются индивидуальные настройки, используемые в целях изготовки для стрельбы, учитывающие анатомическое строение человека. Кучность у «Манлихера» выше, чем у СВД-С, более совершенен 14-кратный прицел. Создан свободный ход ствола для более точного выстрела. Но у австрийской винтовки продольно-скользящий затвор, она требует постоянного перезаряжания вручную. На это уходит какое-то время, а ведь снайперу необходимо после выстрела ещё и переместиться. Для серийной стрельбы винтовка не годится.
     По мнению начальника разведки дивизии, жизненна и та, и другая винтовки.
     - Более детально с винтовкой «Манлихер» сейчас разбираемся, отрабатываем тактику, порядок применения, возможность комбинирования двух винтовок при решении разных задач, коль её поставили на вооружение. Время идёт, и мы стремимся не отставать, идти в ногу со временем, - говорит офицер.
     СНАЙПЕР решает специальные задачи. Ему не нужно стрелять очередями, используя большое количество боеприпасов. У него другая задача - поразить цель с первого выстрела, как правило, самую важную и опасную. Соответственно, чтобы первую пулю отправить в десятку, необходимо иметь специальное оружие - винтовку с оптическим прицелом. Винтовка для этой цели, для дальнего боя, наверное, всё-таки должна быть универсальной, потому что только террорист может позволить себе выбор, заранее присматривая место, а в реальном бою все по-другому.
     Снайперская винтовка требует очень ответственного ухода. Любая небрежность влияет на качество выстрела. Еле заметная царапина на срезе ствола меняет угол вылета пули, нарушает кучность стрельбы. Небольшое сотрясение оптического прицела сбивает все настройки. Поэтому у ивановских разведчиков, да и не только у них, сложился культ чистки «железа». Есть в нём определённая последовательность. Оптический прицел не трогают, винтовку переносят и хранят аккуратнейшим образом, чтобы избежать малейших сотрясений. Чистку нельзя начинать после стрельбы, если изменилась резко температура и т. д.
     Короче говоря, у снайпера, как ни у кого другого, вся служба, успех и победа почти полностью зависят от личного оружия, а если быть совсем точным, от отношения к нему. Разведчики его сравнивают с отношением к любимой девушке. Кстати, что касается норматива, то разборка СВД-С на «отлично» - 34 секунды. Сборка - 38 секунд. В гостях у снайперов ВДВ я понял, что эти цифры можно назвать чисто условными, потому что всё можно сделать намного быстрее. Но никто перекрывать норматив не станет. Вы можете себе представить летающие, падающие на стол детали снайперской винтовки?
     С довоенного времени на протяжении многих десятилетий в нашей армии тактика снайпера мало чем отличалась от стрелка, так же как и его подготовка. Отличия были только в оружии. Чеченские кампании, особенно первая, показали, что категория снайперов крайне плохо обучена. Многие на этих должностях не умели ни стрелять, ни обслуживать оружие. Многие впервые взяли в руки снайперскую винтовку непосредственно только по прибытии в Объединенную группировку войск на Северном Кавказе. Чеченские снайперы, натасканные за рубежом наёмниками-инструкторами, были подготовлены лучше.
     В январе 2000 года при штурме Грозного в восточной части Ленинского района мне довелось наблюдать, как несколько снайперов противника, засевших на окраине в пятиэтажках, надолго остановили продвижение мотострелкового батальона 506-го полка. Тогда на помощь пришли артиллеристы Таманской дивизии. Но и батарее САУ, и миномётной батарее далеко не сразу удалось выкурить снайперов из зданий. Противостояние длилось более двух суток.
     Снайперские пули могут не только физически сковать действия противника. Меткий огонь не может не сказаться и на моральном духе находящихся под обстрелом. Если нет возможности прикрыться от снайпера дымами, то становится очень тяжело. Аэрозольная маскировка - единственное спасение, единственная возможность уйти из опасной зоны. Группа снайперов способна сковать действия целого подразделения, вывести из строя специалистов, без которых трудно применить коллективное оружие, командиров, управляющих боем.
     Вот почему так остро стоит вопрос отбора и подготовки снайперов в дивизии, во всех Воздушно-десантных войсках, вот почему внедряются новые методики в их обучение, вносятся существенные изменения в экипировку и принимаются на вооружение новые образцы винтовок.
     Сейчас снайперы обеспечены и обучены значительно лучше, чем несколько лет назад. Они отлично владеют закреплённым за ними оружием, готовы применить в бою неожиданные для противника тактические приёмы и систематически, последовательно и предметно совершенствуют свои профессиональные качества. Впрочем, при новом облике резко возрастают требования к любому специалисту. Отвечать требованиям века - святая обязанность защитника Отечества


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex