на главную страницу

26 Января 2011 года

За кулисами истории

Среда

О тайнах войны

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



Ежегодно в Государственном центральном музее современной истории России (ГЦМСИР) проводятся научные конференции - «Декабрьские чтения», на которых обсуждаются результаты научно-исследовательской работы, концепции экспозиций и выставок. Это учреждение является научно-методическим центром музеев исторического профиля в системе Министерства культуры РФ.
В декабре 2010 года темой обсуждения стали актуальные проблемы истории Второй мировой войны.

     В последнее десятилетие наибольшей фальсификации подвергаются вопросы, связанные с предысторией Великой Отечественной войны. Старший научный сотрудник Центра истории войн и геополитики Института всеобщей истории РАН кандидат исторических наук Юрий Никифоров в своём выступлении обозначил основные направления советских военно-оперативных планов накануне войны.
     Он напомнил, что перед началом Второй мировой войны последний оперативный план был утверждён правительством в ноябре 1938 года. К разработке нового плана Генштаб приступил в июле 1940 года, однако последовавшие события в Прибалтике и Бессарабии потребовали внесения корректив относительно предполагавшегося направления главных ударов противника и соответственно операций РККА. Работа по уточнению документов оперативного планирования продолжалась вплоть до нападения Германии на СССР.
     Юрий Никифоров также обратил внимание участников конференции на документы, подготовленные в Генштабе весной 1941 года, - два варианта «Соображений по плану стратегического развёртывания», которые представляют собой черновики, испещрённые многочисленными исправлениями, без подписей должностных лиц. Тем не менее они позволяют реконструировать представления советского военного руководства о характере действий Красной Армии в будущей войне. Анализ этих документов подтверждает признание в мемуарах советских военачальников того факта, что советское военное руководство исходило из ошибочных представлений о начальном периоде войны. Так, предполагалось, что военные действия в этот период должны были вестись ограниченными силами с целью помешать развёртыванию основных сил противника.
     В то же время составители майских «Соображений...», учитывая возможность начала войны летом 1941 года, предлагали Сталину заблаговременно осуществить необходимые мероприятия, которые позволили бы войскам Красной Армии непосредственно после начала войны нанести противнику «внезапный удар», упредив его в развёртывании основных сил. По словам Никифорова, многими историками этот документ без серьёзного обоснования толкуется как план упреждающего удара. При этом упреждающий удар понимается как предложение проявить инициативу в развязывании военных действий...
     Понятно, что применительно к любому историческому событию, а тем более к такому сложному, как Великая Отечественная война, существуют разные точки зрения. Так, сегодня много говорится о так называемом Катынском деле - расстреле под Смоленском военнопленных польских офицеров. Этому вопросу было посвящено выступление члена экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности доктора исторических наук, профессора Алексея Плотникова. Он привёл ряд подтверждённых документальными свидетельствами фактов. Найденные на месте расстрела гильзы немецкого производства калибра 6.35 и 7.65 мм (фирм ГЕКО/GECO и RWS) свидетельствуют о том, что поляки убиты из немецких пистолетов, поскольку оружия таких калибров на вооружении Красной Армии и войск НКВД не было. Факт закупки таких пистолетов в Германии специально для расстрела поляков документами не подтверждён. Кроме того, руки у части расстрелянных офицеров были связаны бумажным шпагатом, который в СССР тогда не производился.
     Отсутствовала «техническая» возможность «незаметно» расстрелять несколько тысяч человек в 1940 году. Урочище Козьи горы, расположенное в 17 км от Смоленска недалеко от железнодорожной станции Гнездово, до начала войны было открытым и посещаемым местом - там располагались пионерские лагеря, выезжали на отдых горожане. Захоронения находятся всего в 200 метрах от оживлённого Витебского шоссе, а место, где были расстреляны поляки, не закрывалось для посещения до лета 1941 года, до того времени, как немцы вскоре после захвата этого района обнесли его колючей проволокой и поставили вооружённую охрану.
     «К сожалению, все эти доказательства или сознательно игнорируются, или просто откровенно замалчиваются заинтересованными в очернении СССР силами», - сказал в завершении своего доклада Алексей Плотников.
     О фальсификации истории войны шла речь и в выступлении доктора исторических наук Анатолия Кошкина. Он отметил, что одним из основных тезисов японской пропаганды о «незаконности оккупации северных территорий» являются обвинения Советского Союза в нарушении пакта о нейтралитете с Японией. При этом утверждается, что сама Япония добросовестно выполняла положения этого соглашения на протяжении всей войны. Однако историк на примере фактов и документов, в том числе японских, опроверг подобную версию. Опубликованные совершенно секретные стенограммы заседаний японского правительства и императорской ставки убедительно свидетельствуют, что японцы не собирались следовать положениям договора.
     2 июля 1941 года на императорском совещании было принято решение вступить в войну с СССР в том случае, если германское наступление будет развиваться успешно. Япония была готова выступить против СССР и весной - летом 1942 года. И только после победы Красной Армии в Сталинградской битве в Токио пришли к выводу, что начинать войну с СССР опасно.
     В выступлениях сотрудников музея современной истории России обстоятельно говорилось о малоизученных проблемах истории Великой Отечественной войны. Так, кандидат исторических наук Анатолий Егоров рассказал о попытке прорыва блокады Ленинграда и судьбе 2-й ударной армии в январе - июле 1942 года. О военно-техническом аспекте Победы шла речь в выступлении кандидата исторических наук Романа Шепарёва.
     Аркадий Слесарёв рассказал о роли плаката в годы войны, ставшем мощным моральным, нравственным и идеологическим оружием в Победе над фашисткой Германией. Издание агитационно-пропагандистских плакатов было признано делом государственной важности. Есть сведения, что знаменитый плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», вышедший 24 июня, исправил перед изданием лично Сталин, перенаправив штык красноармейца с руки в голову Гитлера. 4 июля был издан знаменитый плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт».
     В завершение конференции Наталья Ильина рассказала об основных направлениях научно-просветительной работы музея, приуроченной к празднованию 65-летия Великой Победы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex