|
Олег ГОРУПАЙ, Валерия БИЧУРИНА, «Красная звезда». |
2010 год отчётливо продемонстрировал, что странам постсоветского пространства в выборе форм интеграции с ближайшими соседями и партнёрами приходится преодолевать значительное противодействие третьих сил. Сегодня ими предпринимаются разноплановые попытки для того, чтобы препятствовать развитию объединительных тенденций на евразийском пространстве.
Тем не менее в странах СНГ наблюдается существенная активизация кооперативных процессов. В ушедшем году Россия председательствовала в Содружестве, и за этот период была проделана основная часть работы по подготовке нового договора о зоне свободной торговли между странами СНГ. Он будет подписан в первом квартале текущего года. Это новый документ, который призван заменить предыдущее соглашение по этому вопросу. Со временем проблемы, которые являются наиболее острыми для национальных экономик и национальной безопасности, будут решены. К примеру, Узбекистан активно участвует в деятельности СНГ и ЕврАзЭС, хотя по очень многим вопросам имеет свою позицию. Но у заинтересованных сторон есть добрая воля, чтобы не рубить узлы, а распутывать их.
Кроме того, на постсоветском пространстве в будущем может быть создан евразийский союз. «Безусловно, заложенные принципы интеграции на постсоветском пространстве продолжают активно работать в рамках ЕврАзЭС, в рамках Таможенного союза. Например, достигнуты прорывные соглашения о создании Единого экономического пространства и впоследствии евразийского союза», - подчеркнул, подводя итоги прошлого года, министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Евразийский союз - весомая перспектива, которая со стопроцентной вероятностью обзаведётся сильными и влиятельными недоброжелателями-конкурентами. Вернее, уже обзавелась. Не случайно из ныне существующей и связывающей государства СНГ экономической цепочки регулярно пытаются выдернуть самые слабые звенья, не дав ей сомкнуться в единое целое. Молдавия, Киргизия, Таджикистан - государства, чья экономика чрезвычайно слабо развита. Армения и Белоруссия - страны экономически плотно завязанные на Россию. Очевидно, что и далее подобные попытки будут продолжаться, дабы привлекательность проекта евразийского союза не притянула к себе окончательно все постсоветские государства.
При подобной перспективе, что вполне закономерно, встаёт вопрос о защите законных интересов и обеспечении безопасности государств, которые войдут в это объединение. И изобретать велосипед необходимости нет.
Здесь будет уместно заметить, что опыт интеграции Евросоюза показывает, что сначала в 1949 году был создан военно-политический альянс НАТО. Под его прикрытием в 1951 году появилось Европейское объединение угля и стали. Затем в 1957-м Европейское экономическое сообщество (Общий рынок). И наконец, на основе ЕЭС в 1992 году создан Европейский Союз.
В аналогичную схему вписывается Организация Договора о коллективной безопасности. Несмотря на то что после киргизских событий в адрес ОДКБ посыпалось огромное количество нареканий, следует отметить, что присутствие этой организации в самом напряжённом Центрально-Азиатском регионе является главной гарантией того, что государства, в отношениях между которыми сохраняются взаимное недоверие и подозрительность, будут и впредь воздерживаться от применения силы для решения спорных вопросов в двусторонних отношениях.
Гарантирует ОДКБ сегодня и неприкосновенность западных границ постсоветского пространства. Восточно-Европейский регион коллективной безопасности организации обладает самой мощной и боеготовой региональной группировкой войск (сил), обеспечивающей безопасность, в том числе и Союзного государства России и Белоруссии.
Не без основания можно утверждать, что сегодня ОДКБ представляет собой живой организм, адаптирующийся к быстро меняющимся геополитическим реалиям. «Убедительным примером сопряжения военно-политического строительства с оправдавшим себя международным опытом служит недавний декабрьский саммит ОДКБ 2010 года, обеспечивший конструктивный прорыв в модернизации её уставной и договорно-правовой базы, выведший нашу организацию на новые рубежи гарантирования безопасности государств-членов в границах всей зоны своей коллективной ответственности», - полагает начальник Института национальных стратегических исследований министерства обороны Армении, советник министра обороны по вопросам военной политики и безопасности, доктор политических наук генерал-майор Гайк Котанджян.
Напомним, что к рассмотрению на СКБ ОДКБ были представлены и впоследствии приняты три пакета нормативно-правовых документов, касающихся изменений в Договор о коллективной безопасности, в устав, правила процедур, Положения об основных органах ОДКБ. А также совершенно новый документ - Положение о порядке кризисного реагирования в рамках ОДКБ.
Второй пакет документов являет собой вторую очередь правовых основ, регламентирующих статус и использование Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Здесь речь идёт о двух соглашениях и двух положениях, которые регламентируют действия КСОР в условиях проведения тех или иных операций. В них заложены нормы, которые позволят регулировать вопросы пересечения границы и размещения в других государствах, куда данные подразделения направляются для проведения каких-либо операций. Оговорены нормы предоставления возможных услуг, снабжения этих сил и другие вопросы.
Следующий пакет призван регулировать отношения в сфере военно-экономического сотрудничества. Это соглашения по вопросам создания совместных предприятий в сфере производства или разработки продукции военного назначения, совместной деятельности членов ОДКБ по таким сферам, как финансирование, производство, утилизация и ремонт техники. Здесь же регламентируются вопросы, связанные с сохранением специализации некоторых предприятий, которые работают на производстве военной техники и вооружений. В целом данный пакет позволяет странам организации достаточно эффективно работать в сфере военно-экономического сотрудничества и эффективно объединять общие усилия по разработке новых видов вооружения.
Всего было подписано 34 документа, в том числе десять межгосударственных правовых актов, пять соглашений и пять протоколов. Как отметил тогда Президент России Дмитрий Медведев, страны ОДКБ тем самым подготовили правовой механизм кризисного реагирования - Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ численностью 20 тысяч человек. Также он напомнил, что завершилось формирование миротворческих сил организации численностью 3,5 тысячи человек (плюс более 500 представителей правоохранительных органов организации), ведётся подготовка к операциям по поддержанию мира. То есть корпоративная солидарность участников ОДКБ на уровне спецслужб и войсковых соединений, готовых и до этого работать и успешно выполнять свои задачи, получила свои «правила игры».
На пресс-конференции, посвящённой итогам деятельности ОДКБ в прошлом году, её генеральный секретарь Николай Бордюжа отметил, что во время прошлогодних событий в Киргизии организация столкнулась с отсутствием нормативной базы на случай деятельности во время массовых беспорядков. Однако позже необходимые коррективы были внесены, создан кризисный центр и предприняты другие шаги на случай повторения подобных ситуаций в будущем. При этом он подчеркнул, что в течение 2011 года особое внимание будет уделено проблемам применения Коллективных миротворческих сил (КМС), Коллективных сил оперативного реагирования, вопросам незаконной миграции, наркотрафика и отработки механизмов кризисного партнёрства. Так, по словам Бордюжи, в этом году «будут проводиться тренировки и учения по возможному использованию миротворческих сил организации как на территории ОДКБ, так и по мандату ООН за её пределами». Кроме того, проработают так называемый механизм партнёрства, то есть взаимодействия с теми государствами, которые не являются членами ОДКБ.
Сотрудничество в рамках организации и впредь будет носить долгосрочный характер и, учитывая вышеперечисленные факторы и многообразие проблем в регионе, будет проходить по разным направлениям. ОДКБ должна наращивать свои возможности и активно использовать уже имеющийся потенциал в целях закрепления на постсоветском пространстве в качестве ключевого фактора по обеспечению безопасности. ОДКБ должна осуществлять функцию военно-политического, антитеррористического, антинаркотического и других видов прикрытия от современных вызовов и угроз интеграционным процессам в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, а в перспективе в рамках ЕврАзЭС в целом и далее ЕС.
* * *
Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа вручил ценные подарки и призы ряду журналистов ведущих СМИ России и стран - участниц ОДКБ за активное участие в информационном обеспечении деятельности организации. Среди награждённых и корреспондент «Красной звезды» Валерия Бичурина.
Вручая награды, Николай Бордюжа отметил, что правдивая информация о деятельности Организации Договора о коллективной безопасности, которую журналисты доносят до мировой общественности, позволяет читателям и зрителям объективно оценить роль и место ОДКБ в сфере противодействия современным вызовам и угрозам безопасности.
|