на главную страницу

27 Января 2011 года

Страна и мир

Четверг

СНВ-3: СЛОВО ЗА ПРЕЗИДЕНТАМИ

Андрей ЗАБОЛОТСКИХ, «Красная звезда».



Вчера на первом заседании весенней сессии Совет Федерации одобрил Закон о ратификации Договора о СНВ. Документ поддержан единогласно - за него проголосовали все 137 сенаторов, участвовавших в заседании. Совет Федерации так же, как и Госдума, принял заявление, в котором высказал свою позицию по вопросам сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений.

     Сенаторы отмечают, что заключение договора является значительным шагом в области ядерного разоружения и убедительным подтверждением приверженности РФ своим обязательствам, закреплённым в статье 6 Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года. СФ полагает, что выполнение нового договора будет отвечать интересам национальной безопасности РФ, способствовать укреплению международной стабильности и упрочению режима нераспространения ядерного оружия.
     Совет Федерации, говорится далее в заявлении, исходит из того, что новый Договор о СНВ является результатом компромиссов и что все его положения тесно взаимосвязаны. Реализация нового договора возможна только с учётом всех закреплённых в нём принципов и положений, включая те, которые содержатся в преамбуле. СФ считает принципиально важным признание РФ и США наличия взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений. Придаётся особое значение тому, чтобы выполнение Россией договора сопровождалось последовательной реализацией политических, экономических и военно-технических мер, направленных на обеспечение надёжности и эффективности российского стратегического потенциала.
     Российские сенаторы также выразили уверенность, что уменьшение количественного разрыва между ядерными арсеналами договаривающихся сторон и других членов «ядерной пятёрки» позволит внести в международную повестку дня вопрос о перспективах подключения к разоруженческим усилиям других ядерных государств. Дальнейшие шаги по сокращению СНВ и нестратегических вооружений могут рассматриваться, по мнению СФ, в контексте неукоснительного соблюдения принципа равной и неделимой безопасности и с учётом всех факторов, влияющих на стратегическую стабильность.
     Следует отметить, что перед голосованием сенаторы задали ряд вопросов присутствовавшему на заседании Совета Федерации заместителю главы МИД РФ Александру Грушко. «Вероятная стратегия глобального разоружения и подключения к этому процессу других ядерных держав, помимо России и США, может быть определена после выполнения условий Договора о СНВ», - заявил он, отвечая на один из вопросов. «На данном этапе необходимо добиться реализации нынешнего соглашения и осуществить сокращения, которые в нём записаны. Это прежде всего касается американской стороны. Уже после этого следует определить стратегию дальнейшего снижения роли ядерного оружия в поддержании глобальной стратегической безопасности», - сказал Александр Грушко.
     Договор о СНВ никоим образом не ограничивает возможности России в сфере разработки систем ПРО, заявил, в свою очередь, министр обороны РФ Анатолий Сердюков. «Договор нас не ущемляет, все намеченные программы будут осуществляться», - сказал министр на заседании СФ, отвечая на вопросы парламентариев по содержанию соглашения о СНВ. «Как разрабатывали системы ПРО, так и будем разрабатывать», - добавил он.
     Накануне Закон о ратификации Договора о СНВ был принят депутатами Госдумы. За документ проголосовали 350 депутатов, 96 высказались против, один воздержался. Помимо стандартной нормы «ратифицировать» закон содержит подробно прописанные условия, на которых ратифицируется документ, полномочия Президента, Правительства России и палат Федерального Собрания в процессе его выполнения. В нём также уточняются исключительные обстоятельства, которые могли бы подвигнуть Москву на выход из соглашения, оговариваются возможности проведения дальнейших переговоров по другим видам вооружений.
     Госдума также одобрила два сопутствующих заявления - «О позиции Госдумы по вопросам сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ)» и «О поддержании боевой готовности и развитии Стратегических ядерных сил РФ, ядерного оружейного комплекса и работающих в данной сфере организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК)».
     В первом, предназначенном «для внешнего пользования», то есть адресованном другим государствам, Госдума даёт принципиальную оценку самого факта заключения договора, подтверждает юридическую силу всего документа, включая его преамбулу, ещё подробнее, чем в ратификационном законопроекте говорит о взаимосвязи СНВ и ПРО, а также фиксирует позицию по новым видам вооружений, которые США намерены развивать в рамках концепции молниеносного удара.
     Госдума «исходит из того, что одностороннее понимание США отдельных положений нового Договора о СНВ не меняет их юридических обязательств и не налагает на РФ никаких дополнительных обязательств».
     Во втором заявлении речь идёт о необходимости поддерживать боевые возможности и потенциал ядерного оружейного и оборонно-промышленного комплексов России на уровне, «гарантирующем сдерживание агрессии со стороны любого государства или группы государств в любой военно-стратегической обстановке». Выполнить эту задачу, говорится в тексте, возможно только путём ускоренного обновления Стратегических ядерных сил РФ.
     «Вопрос о такой взаимосвязи стоит в отношениях между нашей страной и США в стратегической ядерной сфере ещё с начала 1970-х годов», - заявил депутат Госдумы, бывший секретарь Совета Безопасности РФ, академик РАН Андрей Кокошин. При этом он отметил, что важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений будет только возрастать. «Многократные попытки со стороны США нарушить эту взаимосвязь ни к чему хорошему не приводили, они лишь вносили дополнительную неопределённость в уравнение стратегической стабильности», - считает он. Кокошин убеждён, что «одностороннее понимание американской стороной отдельных положений нового Договора о СНВ не меняет юридических обязательств Соединённых Штатов Америки по новому Договору о СНВ и не налагает на Российскую Федерацию никаких дополнительных обязательств».
     Андрей Кокошин отметил, что большое значение имеет также заявление Госдумы «О поддержании боевой готовности и развитии Стратегических ядерных сил Российской Федерации, ядерного оружейного комплекса и работающих в данной сфере организаций оборонно-промышленного комплекса». По его словам, актуальным остаётся использование формулы «асимметричного ответа» и «асимметричных действий. «У России имеется целый ряд серьёзных научно-технических заделов, технологий, которые уже реализованы, в частности, в таких ракетных системах, как «Тополь-М», «Ярс», «Синева», а также в авиационном компоненте Стратегических ядерных сил. Кроме того, у российских специалистов накоплен большой объём научных, технических и военных знаний для распознавания проблем, угроз со стороны практически любого варианта ПРО, разрабатываемого в США», - считает Кокошин.
     Вчерашнее решение Совета Федерации фактически подводит черту под парламентским этапом процесса. Теперь свою подпись под документами о ратификации должны поставить президенты обеих стран, затем произойдёт обмен ратификационными грамотами, и с этого момента он вступит в силу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex