на главную страницу

27 Января 2011 года

Армия и общество

Четверг

ХОТЬ КОЛ НА ГОЛОВЕ ТЕШИ...

Дмитрий СЕМЕНОВ, «Красная звезда».



Недавно в редакцию обратились военнослужащие воинской части, дислоцированной в посёлке Первомайском, что неподалёку от города Горячий Ключ (Краснодарский край).

     Суть письма сводилась к следующему: данным военнослужащим в соответствии с решениями жилищной комиссии их части в Горячем Ключе были распределены квартиры, ранее освобождённые другими служивыми в связи с их убытием к новым местам службы. Когда же новосёлы обратились в местную администрацию с просьбой заключить договоры социального найма на своё жильё и зарегистрировать их по месту жительства, им в этом было отказано.
     Как было заявлено представителями администрации, местная власть является собственником данных жилых помещений, соответственно, право распределения жилья принадлежит ей, а муниципалитет эти квартиры служивым не распределял и распределять не собирается. У него на эти квартиры иные планы! И в подтверждение решительности своего отказа чиновники потребовали от служивых незамедлительно освободить «незаконно занятые помещения».
     Отвергнутые властями новосёлы обратились за защитой своих прав в судебную инстанцию. И городской суд признал за военнослужащими их право пользования жилыми помещениями, распределёнными жилищной комиссией. Однако администрация Горячего Ключа подала кассационную жалобу, одновременно ещё раз подтвердив свой отказ заключать с офицерами договоры найма. В связи с чем группа военнослужащих и обратилась с письмом в нашу газету с просьбой помочь в разрешении этой скандальной ситуации.
     «Красная звезда» не в первый раз разбирается в историях, подобных этой. И каждый раз нашим чиновникам приходится снова и снова объяснять нормы российского законодательства. Складывается такое впечатление, что некоторым из «ответственных лиц» хоть кол на голове теши...
     Что ж, возьмём на себя ответственность и в этот раз провести своего рода краткий правовой ликбез.
     Статья 15 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» в части 5 определяет, что «в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей». Именно эта норма Федерального закона и была соблюдена при вынесении решения жилищной комиссией части.
     Жильё находится в ведении муниципалитета? Законодательство уточняет действия с «военными» квартирами и в этой ситуации. Часть 3 статьи 1 Жилищного кодекса РФ гласит, что «жилищные права муниципальных органов на осуществление ими права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями могут быть ограничены федеральными законами». Приведённое выше положение ФЗ «О статусе военнослужащих», когда освобождённая одними военнослужащими квартира должна передаваться другим, таким ограничением как раз и является.
     Одновременно просим принять во внимание и то, что главный документ, регулирующий взаимоотношения в жилищной сфере в нашей стране, - Жилищный Кодекс РФ в части 1 статьи 1 и пункте 43 статьи 65 предписывает органам местного самоуправления «создавать для военнослужащих как для граждан Российской Федерации все условия для осуществления ими права на жилище». Это право, к сведению администрации Горячего Ключа, дано всем нам, россиянам, Основным законом страны - Конституцией...
     Квартирные баталии, схожие с нынешней историей в Краснодарском крае, уже происходили в Самаре. Здесь администрация тоже отказала некоторым офицерам в праве заселиться в квартиры, выделенные им по решению жилкомиссий своих частей и освобождённые после выезда оттуда других военнослужащих. Однако прошедшие суды подтвердили главенство закона: жильё, даже имеющее статус муниципального, должно распределяться только людям в погонах, если ранее в этих квартирах проживали военнослужащие по договорам социального найма.
     А несколько лет назад аналогичная история рассматривалась и в Конституционном суде России. В этот судебный орган обратились власти муниципального образования «Сертолово», что в Ленинградской области. Здесь местные чиновники посчитали, что состоявшееся распределение военнослужащему квартиры, ранее занимаемой другим военнослужащим, в доме, перешедшем в городскую собственность, каким-то образом ограничивает право органа местного самоуправления владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным жильём. Однако Конституционный суд объяснил сертоловским чиновникам их неправоту.
     В определении КС было, в частности, указано, что «военная служба по смыслу статей 59 и 71 (пункт «т») Конституции Российской Федерации представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции РФ), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилого фонда на условиях договора социального найма жилого помещения».
     Проще говоря, Конституционный суд подтвердил, что именно Закон «О статусе военнослужащих» имеет главенство при разрешении подобных спорных вопросов с военным жильём. Именно нормы этого ФЗ должны применяться местными администрациями в случае наличия у них каких-либо сомнений на предмет обоснованности своих действий. В том числе в случае с «военными» квартирами.
     Что же касается якобы нарушенного права местной власти распределять жильё, то КС посчитал, что «положения пункта 5 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» участия органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений не исключают». Более того, согласно тому же определению Конституционного суда, «несмотря на то что содержание и использование муниципального жилого фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильём военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления».
     Думаем, больше к этим словам добавить нечего. Тем не менее на всякий случай редакция направляет этот материал со своим сопроводительным письмом в администрацию Краснодарского края и в аппарат полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе. Надеемся, что эти вышестоящие органы государственной и региональной власти сумеют со своей стороны ещё более доходчиво объяснить чиновникам Горячего Ключа смысл и силу приведённых выше норм российского законодательства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex