на главную страницу

28 Января 2011 года

Июнь 41-го

Пятница

Девушка с авиабазы

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».
  Фото Виктора АНДРЕЕВА.



     В 17 лет Раиса Усова устроилась официанткой в столовую 28-й авиабазы, входившей в состав прикрытия главной военно-морской базы Краснознамённого Балтийского флота - города Таллина. Её лётная часть базировалась на самой окраине эстонской столицы.
     ...За давностью лет события первой бомбёжки Таллина немецкой авиацией Раиса Григорьевна в деталях уже не помнит.
     - Где-то что-то сильно громыхало, - восстанавливает в ходе беседы в памяти отдельные моменты Раиса Григорьевна. - Бегали встревоженные люди. У кого были подвалы, укрывались в них. Я быстро собралась, побежала в часть. Тогда же увидела самолёты противника. Их было в небе, как птиц, - очень много... Ужаса от происходящего не испытала. Наверно, ещё не до конца понимала, что же на самом деле происходит.
     Почувствовать настоящий страх, признаётся Раиса Усова, довелось при других обстоятельствах и... годом ранее, когда однажды на танцах вдруг прервалась музыка и им объявили, что «в Эстонию красные идут».
     - Вот тогда, глядя на своих знакомых, соседей, я всерьёз испугалась. Люди старшего возраста впопыхах вытаскивали на улицу из домашнего скарба что поценнее, куда-то уносили, увозили, а некоторые, кто жил в частных домах, тут же на огородах вещи зарывали - прятали... Теперь, сравнивая два пережитых события, понимаю, что прихода советской власти местное население опасалось больше, чем наступления фашистов.
     Ни в тот день, ни неделями позже назад из части Раисе вернуться на съёмную квартиру не довелось. Время, чтобы собрать нехитрые пожитки, появилось лишь перед самой эвакуацией из Таллина. Но это было через два месяца. А до того...
     - Мы готовили еду для наших лётчиков, кормили авиационных техников, - рассказывает Раиса Усова. - Рядом с аэродромом был развёрнут полевой госпиталь, варили пищу и для раненых, медицинского персонала. Запомнилось, как местные художники раскрасили нашу лётную столовую так, что со стороны казалось, будто она объята пламенем. Обман был рассчитан на немецких лётчиков: им с высоты и на скорости полёта, наверно, так и виделось, что постройка горит. Потому нашу столовую никто из них не обстреливал. Кстати, все наши истребители в силу их небольших размеров маскировали там же, в окраинной лесной полосе. Так что аэродром при налётах вражеской авиации всегда казался необитаемым. По словам Раисы Усовой, в первые же дни войны их истребительная часть перебазировалась в ленинградском направлении - на запасной аэродром под Кингисепп. «Лётчики улетели на своих самолётах. Нас, обслуживающий персонал, перевезли на новое место автобусами. Однако под Кингисеппом пробыли недолго. Говорили, будто не было приказа на передислокацию, потому мы вскоре вновь вернулись под Таллин».
     Но период защиты неба эстонской столицы оказался непродолжительным. Советские войска обороняли Таллин 23 дня - с 5 по 28 августа 1941 года, после чего были вынуждены оставить город.
     - К предстоящей эвакуации наша часть готовилась заранее, - рассказывает Раиса Григорьевна. - Что нельзя было вывезти, приводилось в негодность. Были большие запасы продовольствия. Чтобы противнику ничего не досталось, загоняли в самолётные ангары скотину, где её уничтожали, затем всё поджигали. Излишки продуктов топили: от аэродрома до побережья спешно проложили узкоколейку. К подготовленной сцепке из нескольких вагонов, набитых продуктами, сзади подгоняли паровоз. Он и толкал эшелон прямо в воду Финского залива.
     26 августа Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение перебазировать флот и гарнизоны Таллина в Кронштадт и Ленинград. 28 августа началась эвакуация. При крайне ограниченных силах обеспечения, подвергаясь непрерывным атакам вражеской авиации, господствовавшей в воздухе, Балтийский флот (свыше 100 боевых кораблей, 67 транспортных и вспомогательных судов) 28 августа начал свой беспримерный в истории прорыв через заминированный Финский залив. В той операции погибли около 18.000 человек. В водах залива навсегда остались 15 боевых кораблей и катеров, 43 транспорта и вспомогательных судна.
     Кстати, балтийский конвой упомянут не случайно. На одном из его транспортов эвакуировалась и Раиса Усова.
     - Фашистские самолёты летали над нами беспрерывно, - вспоминает Раиса Григорьевна. - Практически безнаказанно. На кораблях нечем было отстреливаться. Моряки, солдаты стреляли по ним из винтовок. Но разве самолёту нанесёшь повреждение из винтовки... Да и не попадёшь в него. Именно тогда меня и ранило - в ногу и голову. Корабль получил повреждения, в некоторых местах загорелся. Огонь вызвал панику, ведь палуба была заставлена машинами с запасами бензина. Меня спас какой-то моряк - перенёс в одну из шлюпок. А сам, буквально следом, погиб, я видела это.
     Спасённых привезли на остров Гогланд, вошедший под юрисдикцию СССР в 1940 году. Он был на полпути к Кронштадту. Но и там уцелевшим не было покоя. Небольшой клочок суши посреди залива фашистская авиация не бомбила только ночью. По словам Раисы Усовой, выживших «островитян» военным морякам всё же удалось вывезти в Кронштадт. Оттуда - в Ленинград. Это были первые дни сентября. А 8 сентября 1941 года началась 900-дневная блокада Ленинграда.
     Раны, полученные Раисой, оказались серьёзными, очень долго не заживали. Процесс выздоровления существенно тормозил разразившийся в городе голод.
     В марте 1942 года тех, кто слегка оправился от полученных ранений, руководство эвакопункта решило вывезти на Большую землю по ладожской Дороге жизни.
     ...День Победы бывшая вольнонаёмная истребительной авиачасти и бывшая блокадница Раиса Усова встретила на Урале. О том, что ей положены ветеранские льготы, она узнала лишь спустя сорок лет после войны. Тогда же, восстанавливая через Архив военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Минобороны СССР необходимые документы, Раиса Григорьевна установила забытые за давностью лет две взаимосвязанные и очень значимые для неё даты. Первая - о полученных 29 августа 1941 года в период балтийского конвоя ранениях. Вторая - о поступлении в Ленинград на излечение 1 сентября 1941 года.
     Шесть лет назад активисты военно-морского движения на Урале разыскали и пригласили Раису Усову на встречу в Екатеринбургский музей ВМФ и Фонд ветеранов и инвалидов ВМФ «Экипаж». Как участника войны. Как ветерана военно-морской авиации.
     На снимке: Раиса УСОВА среди ветеранов ВМФ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex