на главную страницу

1 Февраля 2011 года

Армия и общество

Вторник

«ВИЦЕ-АДМИРАЛ КУЛАКОВ» СНОВА В СТРОЮ

Ольга ВОРОБЬЁВА, «Красная звезда». Фото Юлии НОВОЖИЛОВОЙ.



Значение больших противолодочных кораблей в современных геополитических условиях для нашей страны велико. На протяжении уже двух лет именно БПК успешно противостоят пиратской деятельности, выполняя задачи по сопровождению российских и иностранных торговых судов в опасных для морского судоходства районах. Вахту в Аденском заливе один противолодочный корабль передаёт другому. А потому пополнение сил постоянной готовности флота БПК «Вице-адмирал Кулаков» особенно значимо.

     Завершения ремонта большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» на Северном флоте ждали почти 20 лет! По воле исторических событий он дольше простоял в заводских доках, чем бороздил океанские просторы...
     Построенный на судостроительном заводе им. А.А. Жданова (ныне ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь») «Вице-адмирал Кулаков» в 1982-м вошёл в боевой состав флота. До начала 1990-х годов корабль постоянно участвовал в учениях и походах, выполнял задачи боевой службы в Средиземном море, совершил официальный визит на Кубу. Неоднократно он признавался лучшим кораблём на Северном флоте по видам подготовки.
     В 1990 году БПК «Вице-адмирал Кулаков» направили на переоборудование и модернизацию на судоремонтное предприятие «Кронштадтский морской завод». Ответственный этап в судьбе корабля пришёлся на сложный период в истории страны. Начало реформирования экономической и политической систем повлекло проблемы с финансированием, и в итоге почти десять лет корабль простоял на заводе в ожидании ремонта. Ситуация с отсутствием средств на ремонт оказалась настолько беспросветной, что уже рассматривался вопрос утилизации корабля.
     Положительные тенденции наметились в 2000 году, когда БПК «Вице-адмирал Кулаков» перевели в судостроительный завод «Северная верфь», где он в свое время был построен и спущен на воду. Начали проводить ремонт, но из-за нерегулярного поступления денежных средств выполнение работ шло медленно.
     В 2007 году на БПК «Вице-адмирал Кулаков» командиром назначили капитана 1 ранга Александра Машинецкого, который только окончил Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова. Именно это назначение командование соединения противолодочных кораблей связывает с успешным завершением длительного ремонта. В очередной раз жизнь показала, что решающую роль играет человеческий фактор.
     На вопрос, не было ли тревожно идти на корабль, простоявший столько лет в ремонте, Александр Станиславович с ходу ответил: «Только слабые боятся трудностей. В 2004 году командир дивизии уже представлял меня к назначению на должность командира БПК «Вице-адмирал Кулаков», но тогда из-за отсутствия академического образования мою кандидатуру отклонили».
     Вскоре после вступления Машинецкого в должность на корабль приехала работать ликвидационная комиссия главкомата ВМФ для решения судьбы БПК. Только назначенному командиру удалось отстоять корабль, предъявив грамотно составленное обоснование. Вскоре командованием ВМФ было принято решение о восстановлении корабля и сдаче его в кратчайшие сроки.
     До этого назначения практически вся офицерская биография Александра Машинецкого была связана с БПК «Североморск», на котором он сначала служил помощником командира корабля, затем почти пять лет был старшим помощником. В 2008 году судьба вновь вернула Александра Станиславовича на БПК «Североморск». В силу служебной необходимости он почти полтора года командовал «Североморском», выполнил вместе с экипажем две боевые службы, ходил в Бискайский залив, Атлантику, Ирландию с официальным визитом в Дублин. В сентябре 2009 года Машинецкий решением главкома ВМФ был переведён снова на БПК «Вице-адмирал Кулаков».
     - Генеральный директор завода лично ходатайствовал перед главнокомандующим ВМФ о возвращении Александра Станиславовича на БПК «Вице-адмирал Кулаков», – пояснил заместитель командира дивизии противолодочных кораблей капитан 1 ранга Антон Сперанский. – Причём говорилось прямо: если Военно-морской флот хочет увидеть корабль в строю, то надо вернуть этого офицера на должность командира. В его энергии руководство завода видело залог успешного завершения модернизации.
     К тому времени многие уже не верили, что корабль после 20 лет ремонта вернётся в строй. В том, что это произошло, огромная заслуга командира. Будучи человеком целеустремленным, волевым, настойчивым, он сумел привить экипажу свою волю к победе и заставить работать в полную силу.
     Капитан 1 ранга Александр Машинецкий – личность яркая. Предъявляет высокие требования к себе, готов работать 24 часа в сутки. С усмешкой он называет себя неисправимым трудоголиком. Подчинённых оценивает по уровню профессионализма и степени компетентности. Считает, что на корабле 1 ранга должны служить только хорошие специалисты, а экипаж – формироваться из заинтересованных в конечном результате труда людей.
     В ходе попыток вывести корабль из завода Александру Машинецкому пришлось принимать и непопулярные решения. Как он заметил, у некоторых военнослужащих за время ремонта атрофировалось чувство ответственности, что негативно сказалось на их профессионализме. Поэтому командир был вынужден провести реорганизацию кадрового состава.
     Самым трудным для моряков стал минувший учебный год. По словам командира корабля, экипаж в течение 2010 года приложил немыслимые усилия для боеготовности БПК «Вице-адмирал Кулаков». Чтобы контролировать весь процесс модернизации, командир вник в технические тонкости. Капитан 1 ранга Александр Машинецкий вместе с командиром электромеханической боевой части капитаном 3 ранга Денисом Шипко разобрались в технологии проведения работ, изучили маркетинг, вникли в финансовую структуру оценки ремонта. А затем они вместе составили перечень работ, который требовалось безотлагательно выполнить для возвращения корабля в строй.
     - Как показала «заводская практика», командиру прежде всего надо быть хорошим хозяйственником. Очень важно овладеть тремя составляющими, на которых основывается эффективность заводского ремонта: необходимо разбираться в технологическом процессе, строго отслеживать сроки выполнения работ, вести тщательный контроль на всех этапах за производством работ и сдачей материальной части личному составу, – поделился полученным опытом Александр Машинецкий.
     Кольская флотилия разнородных сил Северного флота и соединение противолодочных кораблей курировали продвижение ремонта БПК «Вице-адмирал Кулаков». Раз в три месяца на судостроительный завод «Северная верфь» прибывали представители командования с проверкой состояния и хода выполнения работ. Труд многих людей соединения вложен в завершение ремонта, представители дивизии вошли и в приёмную комиссию. Сдачу заводом корабля Военно-морскому флоту отслеживал председатель приёмной комиссии заместитель командующего Кольской флотилией по вооружению и эксплуатации вооружения капитан 2 ранга Ильяз Шигапов.
     На БПК проведён колоссальный по своему охвату объём работ, начиная с машинного отделения и заканчивая кубриками личного состава. Осуществлена полная модернизация, корабль насыщен новыми техническими средствами, радиотехническим оборудованием, средствами связи современного уровня. Главные электродвигатели полностью исправны – на ходовых испытаниях корабль дал скорость 30 узлов.
     На Северный флот БПК «Вице-адмирал Кулаков» пришёл кораблём постоянной готовности, приказом командующего Балтийским флотом он был включен в состав сил ПГ. Теперь экипажу предстоит завершить третий этап испытаний, который заключается в проведении ряда ракетных стрельб и отработке боевых упражнений с подводным флотом, проверить все системы и приступить к подготовке к сдаче курсовых задач. Но прежде кораблю и экипажу необходимо привыкнуть к новым для многих условиям, изучить театр плавания Северного флота.
     Поздравляя экипаж с возращением в родную базу, командующий Кольской флотилией контр-адмирал Владимир Касатонов пожелал морякам достичь слаженности и высоких результатов в боевой учёбе.
     Контр-адмирал Владимир Касатонов сообщил, что 2011 год станет для экипажа БПК «Вице-адмирал Кулаков» насыщенным выходами в море и участием в учениях по плану флота.
     В свою очередь командир корабля выразил уверенность, что моряки-кулаковцы сумеют бережным отношением и грамотной эксплуатацией значительно продлить срок службы корабля. При случае я поинтересовалась у Александра Станиславовича, какими же качествами должен обладать военнослужащий, названный кулаковцем.
     - Это достойный человек, который живёт не личными амбициями, а интересами Российской Федерации. Живёт в дружбе, согласии и понимании. Вот таких военнослужащих мы стремимся воспитать, – сказал командир.
     Кстати, за время ремонта у командования корабля установились дружеские отношения с руководством завода «Северная верфь». В знак уважения к североморцам заводчане подарили экипажу строевую песню, которую по их заказу написал профессиональный композитор. Ключевая фраза песни – «Каков командир, таков экипаж» – даёт хорошую установку всему воинскому коллективу.
     На снимках: капитан 1 ранга Александр Машинецкий; БПК «Вице-адмирал Кулаков» возвращается в родную базу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex