Будущий автор ярких образцов военно-исторической кинолетописи - фильмов «Освобождение», «Битва за Москву», «Сталинград» - родился в творческой, театральной семье. Увлекался живописью, после окончания в 1939 году школы поступил в Институт театрального искусства им. А.В. Луначарского. В том же году Юрия призвали в армию. Начало Великой Отечественной войны встретил рядовым связистом. После ускоренного курса Военной академии им. М.В. Фрунзе получил назначение офицером связи Генерального штаба. Войну прошел «от звонка до звонка». Во время штурма Кёнигсберга загадал: если останется жив, то обязательно снимет фильмы о том, что видел, о войне и великой эпохе, в которой жил. После демобилизации осенью 1945-го продолжил обучение в ГИТИСе, но через год поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. Из более чем 30 поставленных Озеровым фильмов 18 посвящено теме войны. Слово, данное на фронте, Мастер сдержал...
На днях в Большом зале Дома кино в Москве в честь патриарха нового направления в кинематографе - киноэпопеи, исторической хроники, художественной документалистики - состоялся юбилейный вечер, на который пришли ветераны Великой Отечественной войны, юные представительницы Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации», поклонники таланта автора фильмов, по праву вошедших в золотой фонд отечественного кино. И конечно же известные артисты, которые принимали участие в съёмках знаменитых картин «Освобождение», «Сталинград», «Битва за Москву» и других работах Озерова, посвящённых Великой Отечественной войне. Это народные артисты России Александр Голобородько, Сергей Никоненко, Михаил Ножкин, Лариса Голубкина.
В вечере приняла участие Диляра Керимовна Озерова, вдова и соратник знаменитого режиссёра, которая не только делила с ним все тяготы съёмочной жизни, но и стала одним из соавторов его работ, будучи художником по костюмам, в том числе и сложнейшей для съёмок киноэпопеи «Освобождение». А организовать и провести чествование режиссёра с мировым именем помог ученик последней мастерской, которую вёл Юрий Озеров, актёр, режиссёр, сценарист Олег Урюмцев. Он же президент Международного фестиваля военного кино имени народного артиста СССР Юрия Озерова, который проходит с 2003 года. Кинофорум уже принимали Москва и Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Чебоксары, Брянск.
Нынешней осенью исполнится 70 лет с начала битвы за Москву, в которой тоже принимал участие режиссёр и о которой снял фильм, вышедший на экраны в 1985 году. О работе над ним - Диляра Озерова:
- Этот фильм вместил все наиболее значимые эпизоды начального периода войны: оборону Брестской крепости, оборонительные бои под Минском, Киевом, Смоленском, Тулой и Вязьмой. Принципы работы с историческим материалом и масштаб съёмок остались теми же, что и при работе над «Освобождением». В массовке было занято около шести тысяч человек. Панораму боёв снимали сразу несколькими камерами, одну из которых установили на вертолёте. Единственное отличие заключалось в том, что «Битва за Москву» - настоящая историческая хроника. В этом фильме не было уже ни одного вымышленного персонажа. Только реальные люди с конкретными биографиями: политрук Клочков, разведчик Рихард Зорге, генерал Иван Панфилов. В роли маршала Жукова снова снимался Михаил Ульянов, Сталина сыграл Яков Трипольский, Рихарда Зорге - Юозас Будрайтис. Отмечу, что задача моя как художника по костюмам на всех картинах Юрия Николаевича была очень сложной. Права на ошибку я не имела, ведь нас окружали очевидцы тех событий. Я даже завела специальную картотеку, куда собирала все сведения о присвоении наград и воинских званий. Когда мы сдавали фильм о форсировании Днепра, наш главный военный консультант - генерал армии Штеменко, увидев себя на экране, сказал: «Знаете, я, по-моему, в то время был уже генерал-лейтенантом». Номер приказа о присвоении ему этого звания и число я тут же назвала по памяти. Штеменко такого не ожидал, немного смутился и больше меня не проверял.
Занимаясь пошивом костюмов, мы старались быть точными даже в мелочах. Например, мундир Сталина мы заказали тому же мастеру, который шил его генералиссимусу и в реальной жизни. Обмундирование для нашей армии я покупала на военных складах. Немецкое приходилось шить. Заказывали на фабриках сукно, красили его в нужный цвет. Отдавали шить сразу нескольким военным ателье. Каски нам изготовили в цехе декоративно-технической службы «Мосфильма». Причём сделали их пластмассовыми. Настоящие оказались слишком тяжёлыми для перевозки. Там же мы штамповали немецкие ордена. Из золотых и серебряных шнуров плели погоны немецких генералов. Заказывали специальные знаки отличия.
...Мало кто знает, что слова и музыку к известной песне «Последний бой» из киноэпопеи «Освобождение» написал народный артист России Михаил Ножкин, который в нём исполнил роль лейтенанта Ярцева. В ней есть такие слова: «Последний бой - он трудный самый».
Свой последний бой за Россию Юрий Озеров дал в кино, сняв фильмы, которые стали памятником всем героям Великой Отечественной...