на главную страницу

2 Февраля 2011 года

Армия и общество

Среда

Грековцы: история и современность

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
  Фото Юрия МАГАСА.



     В музейно-выставочном центре обновлённого постамента знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» в Москве, которая находится по адресу: проспект Мира, 123 Б, рядом с метро «ВДНХ», состоялась выставка Студии военных художников имени М.Б. Грекова «Грековцы. Вехи истории и современность», приуроченная к юбилейным датам Второй мировой войны - 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны и битвы за Москву, 65-летию Нюрнбергского процесса.
     Всё выставочное пространство музея - а это три этажа и межэтажные пандусы - занимали графические, живописные и скульптурные произведения художников Студии разных лет.
     Представленные на выставке жемчужины коллекции Студии, созданные в том числе по материалам фронтовых зарисовок и фотографий, дают возможность современникам словно бы воочию увидеть страшные и героические реалии Великой Отечественной войны.
     Будучи непревзойдёнными мастерами батального и исторического жанра, грековцы неоднократно участвовали в создании панорам и диорам в России и за рубежом, воссоздавая посредством живописного искусства атмосферу великих исторических битв. Ими были написаны первая советская диорама «Сталинградская битва», цикл из шести диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе и многие другие, реконструирована легендарная панорама Франца Рубо «Бородинская битва». На выставке были представлены уникальные материалы из фондов Студии - эскизы диорам «Альпийский поход Суворова» Петра Мальцева, «Штурм Рейхстага» Михаила Ананьева, «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года» и «Штурм Измаила» Евгения Данилевского, подготовительные рисунки, наброски, фотографии.
     

     Историческая справка Решение о создании Студии военных художников имени М.Б. Грекова было принято наркомом обороны К.Е. Ворошиловым 29 ноября 1934 года. Тогда она называлась изомастерской самодеятельного красноармейского искусства имени М.Б. Грекова при особой отдельной кавалерийской бригаде. Настоящее название стала носить с 1938 года. Выдающийся мастер советской русской живописи Митрофан Борисович Греков, по чьей инициативе и было образовано столь уникальное объединение художников, так объяснял его необходимость: «Военным художником может быть не всякий, хотя бы и самый одарённый живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Короче говоря, надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху, испытать ружейный, артиллерийский и пулемётный обстрел. А самое главное, надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух. Ведь Красная Армия - это армия, каких ещё в истории не было. И рядовые, и командиры её новые, совсем другие... В её действиях - особая сознательная сила, своя выразительность...»
     Если в момент создания Студии предполагалось использовать её участников главным образом для выполнения оформительских работ, то уже 7 декабря 1939 года на страницах газеты «Правда» появились очень высокие оценки работы художников: «За пять лет Студия превратилась в художественную школу всеармейского значения. Сейчас в ней обучаются двадцать пять красноармейцев, они любят искусство, упорно овладевают мастерством. Красноармейцы С. Малинко и Ф. Усыпенко учатся два года. Это скромные, трудолюбивые и одарённые люди. Они давно уже обратили внимание преподавателей Студии. У обоих сочная живопись, тонкое понимание колорита, удачные композиции...»
     В настоящее время в состав Студии входят двадцать семь художников. Пятеро из них удостоены звания заслуженный художник РФ, одиннадцать - народный художник РФ, двое являются членами-корреспондентами Российской академии художеств и четверо - её действительными членами. Это скульпторы, художники-графики, живописцы. Стать членами Студии по-прежнему можно только на серьёзной конкурсной основе. Интересно, что в ближайшем будущем в традиционно мужской творческий коллектив придут две представительницы прекрасного пола.

     

     ...Композиционно выставка была выстроена по временному принципу - прошлое, настоящее и будущее. Кроме картин и эскизов, на ней можно было встретить и скульптурные работы Александра Таратынова, Алексея Игнатова, Виктора Сонина, Григория Постникова, Михаила Переяславца.
     Памятник Переяславцу, посвящённый подвигу десантников 6-й роты, можно увидеть возле Центрального музея Вооружённых Сил РФ. На выставке же была показана его уменьшенная копия. Рассматривая вблизи все детали памятника, ещё глубже понимаешь, что работа скульптора - это не только придание объёма конкретному образу. Это привнесение в него особенным образом некоего подобия души. Энергетика, исходящая от скульптуры, на самом деле зависит не только от мастерства создателя, но и от досконального знания им деталей задуманного. И здесь важна школа именно военных художников, которые жизнь армии изучают изнутри.
     Среди экспонатов были работы Александра Таратынова с незамысловатыми названиями «Моряки», «Полотёры» - тоже с военной тематикой. И так точно передана, хотя и лаконично по исполнению, вся флотская атмосфера службы, что начинаешь понимать, чем же так привлекательна морская романтика даже в самом бытовом её проявлении.
     ...Символично, что за 75 лет существования в Студии образовались целые художественные династии. Это Михаил, Александр и Дмитрий Ананьевы, Вениамин и Андрей Сибирские, Николай и Сергей Присекины, Марат и Александр Самсоновы, Владимир и Михаил Переяславцы.
     Кстати, нынешний художественный руководитель грековцев Александр Самсонов как раз олицетворяет такую преемственность творческих традиций Студии во втором поколении.
     На прошедшем вернисаже были показаны работы как грековцев старшего поколения - Владимира Переяславца, Вениамина Сибирского, Владимира Таутиева, так и нынешней гвардии студийцев - Сергея Присекина, Александра Самсонова, Александра Сытова, Дмитрия Белюкина, Николая Колупаева, Евгения Корнеева, Алексея Федорова, Олега Авакимяна, Михаила и Дмитрия Ананьевых, Андрея Сибирского, Алексея Евстигнеева, Юрия Бирюкова, Николая Короткова, Валерия Мокрушина, Леонида Штрикмана, Олега Ездакова, а также работы художников, пришедших в Студию уже в начале нового, XXI века, - Павла Рыженко, Андрея Дроздова, Сергея Трошина.
     ...Тема Великой Отечественной войны прошла через выставку красной нитью. Ведь «боевая» часть творческого наследия Студии - предмет её особой гордости. Военные художники тогда тоже были на передовой - гнали фашистов с родной земли до самого рейхстага. Владимир Переяславец, Сергей Годыня, Борис Неменский, Владимир Богаткин, Виктор Бибиков, Константин Китайка, Виктор Климашин, Петр Мальцев...
     И конечно же признанный мастер быстрых скетч-набросков художник-график Николай Жуков, который стал художественным руководителем грековцев в 1943 году. Как и его товарищи по Студии, своё искусство молниеносного рисунка он отточил на фронте, когда времени на позирование у воюющих солдат, естественно, не было. На вернисаже его работам было отдано значительное пространство. Ведь у Жукова была возможность оставить для истории художественные свидетельства Нюрнбергского процесса. Он был командирован на него как корреспондент в 1946 году. За 40 дней непрерывной работы художник создал более 200 рисунков - документально-художественных характеристик главных военных преступников, их судей, обвинителей, защитников, свидетелей. Вот что он вспоминал о той работе впоследствии. «Фашистские преступники имели такую внешность, что их точное подобие и было сущностью их характеристик, самых мерзких и отрицательных, поэтому всякое шаржирование было бы излишеством и уходом от выразительной правды... Я хочу, чтобы материалы Нюрнбергского процесса... никогда не были забыты народом. Они должны всегда оставаться грозным напоминанием о фашистской чуме, погубившей десятки миллионов людей в горниле войны и доставившей невыносимое горе и страдание всему человечеству».
     Эти наброски, которым самой сутью личностей изображаемых пришлось стать шаржами, производят сильнейшее впечатление. Настолько жёсткие ассоциации у них с той страшной войной, которая оставила свою злую отметину в каждой семье.
     А рядом с запечатлёнными реалиями 1940-х годов - ратные будни наших дней. Вот картина «Воздушные стражи Родины» Александра Сытова. Самолёты в голубизне неба изображены с фотографической точностью. Но талант живописца как раз в том, чтобы этог миг пролёта боевых машин был пронизан множеством эмоций - гордостью за нашу авиацию и мужество лётчиков, проникновением в эту вышнюю красоту небес, куда смеет подняться человек. Кстати, эта работа Сытова особо перекликается с картиной Павла Рыженко «Рождение авиации. Николай II и Сикорский».
     И снова кисть мастеров оставляет на холсте мгновения жизни современной армии и флота. «Североморский вальс» написан Александром Ананьевым в 2010 году. Флотский офицер бережно и властно ведёт в танце девушку в кипенно-белом платье... Море, чайки, виден боевой корабль... Такая вот романтика и - служба.
     «Тропа разведчиков». Холст Виктора Псарёва подписан 2009 годом. Но сюжет на нём - вне времени. Хотя уходящие вдаль спецназовцы и облачены в современную военную форму, но так же уходили на задание их деды, а может, уже и прадеды в ту, Великую Отечественную... Молодой симпатичный паренёк, замыкающий цепочку солдат, оглянулся на секунду на нас. Он ещё здесь, где не свистят пули, где можно не бояться наступить на растяжку. Но он уже и там, откуда война и смерть приходят в мирные дома. Смотришь на эту картину и видишь: этот парень, о ком мы говорим, - защитник Отечества.
     Эта картина с разведчиками созвучна с ещё одной работой, возле которой хочется долго-долго стоять и смотреть на усталых солдат, может быть, только что вышедших из боя. Вот они размашисто шагают по свежевспаханной земле, щедро сея зёрна для будущего урожая...
     На снимках: М. Переяславец. «Памяти десантников»; Скульптор М. Переяславец с товарищами у картины отца В. Переяславца «Налетался»; Художественный руководитель Студии А. Самсонов; Е. Корнеев. «Ми-8 в бою».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex