на главную страницу

2 Февраля 2011 года

Геополитика

Среда

Ящик Пандоры открыт?

Игорь НОВИКОВ, эксперт Института
  геополитической информации «Энергия».
  Инфографика Ивана НИКОЛАЕВА.



     АРАБСКИЙ МИР пришёл в движение. Сообщения из Туниса и Египта, считают аналитики, - симптом надвигающихся тектонических сдвигов в политико-военной ситуации в Северной Африке и Западной Азии. Эти регионы ожидает весьма беспокойное десятилетие. Период относительной стабильности, когда после распада СССР элиты арабских стран приспособились к новой геополитической реальности, остался в прошлом. Тогда арабские лидеры проводили прагматичную политику, лавируя между мировыми центрами силы. Даже американо-английская военная операция против Ирака, завершившаяся в 2003 году свержением режима Саддама Хусейна, не привела к радикальной дестабилизации ситуации в арабском мире в целом. Страны Северной Африки предпочитали дружить с Евросоюзом, ориентируясь на поставки им нефти и природного газа, и в то же время не ссорились с США.
     Нынешние почти синхронные события в Тунисе и Египте, которые уже привели к росту цен на мировом рынке нефти, наивно считать случайными. Симптоматично, что появились сообщения о возможности временных сбоев в функционировании египетского Суэцкого канала - основной артерии, по которой страны Евросоюза получают значительную часть импортируемой нефти. Что это? Пролог глобальной энергетической войны на всём «Большом Ближнем Востоке», о возможности которой уже несколько лет предупреждает ряд экспертов?
     С выводами спешить не надо, но потенциальная угроза перебоев в поставках энергоресурсов пугает Старый Свет. В условиях серьёзных сбоев в функционировании финансовой системы новая проблема европейской экономики - на этот раз в энергетическом секторе - ударит по позициям евро, и так ослабленным в его неафишируемом для широкой публики противостоянии с долларом США.
     Тема энергоресурсов присутствует и в событиях в Судане, о которых мало пишут в России. Между тем их анализ проливает свет на происходящие в арабском мире процессы и закулисные пружины механизма целенаправленной, видимо, дестабилизации арабского мира.
     В ПРОШЕДШЕМ январе в Судане, этом крупном государстве Африки, прошёл референдум по самоопределению юга страны. Почти 4 миллиона южан имели возможность решить свою судьбу: проголосовать за отделение от Севера или высказаться за сохранение единого государства в его нынешних границах. Голосование было организовано в рамках выполнения заключённого ещё в 2005 году мирного соглашения между правительством и Суданским народно-освободительным движением (СНОД), выступавшим против центральных властей на юге. Судя по предварительным результатам голосования, юг Судана с главным городом Джубой станет 193-м государством на нашей планете.
     Для понимания предыстории референдума приведём некоторые сведения об этой малоизвестной россиянам стране, получившей независимость от Великобритании и Египта в 1956 году. Население - около 42 млн. человек. Представители негроидной расы составляют чуть более половины жителей, арабы - около 40 процентов, беджа (северо-восточные районы Судана) - 6 процентов.
     В северной части страны находится большинство городских центров, там в основном живут арабоязычные граждане. Арабами в Судане принято считать всех, кто говорит по-арабски, хотя часть из них принадлежит к негроидной расе. В религиозном отношении население тоже неоднородно. Мусульмане (сунниты) - это 70 процентов населения, местные африканские культы (вроде шаманизма) - 25 процентов, остальные - христиане. В южной части преобладают чернокожие народности.
     Гражданская война между арабами и представителями негроидной расы идёт с некоторыми перерывами фактически со времён обретения независимости. Южане недовольны тем, что в Судане так и не было создано федеративное государство и в Хартуме во властных структурах доминируют мусульмане. Центральные власти к тому же немало лет проводили курс на «исламизацию» юга.
     С исторической точки зрения можно констатировать, что «бомба» под фундамент суданской государственности была заложена ещё в XIX веке, когда в результате договорённостей между правителями Великобритании и Египта возник единый Судан. По сути, эта страна была изначально конгломератом земель арабов и негроидных народностей...
     В 1989 году в Хартуме произошёл переворот, и к власти пришёл полковник Омар Хассан аль-Башир. Он является президентом Судана и ныне. Центральное правительство не смогло вооружённым путём подавить сепаратистское движение и в середине прошлого десятилетия под международным давлением дало согласие на референдум. Он был призван положить конец гражданской войне, которая привела к огромным человеческим жертвам (по некоторым оценкам, до двух миллионов жителей) и крайне негативно сказалась на экономике и международном имидже страны.
     Юг Судана не единственная «горячая точка» этой страны. С 2003 года боевые действия ведутся на западе страны - в регионе Дарфур. Оппозиционные силы, опирающиеся на представителей негроидной расы, выступают там также за отделение. Конфликт не имеет религиозной окраски, так как обе противоборствующие стороны исповедуют ислам. Его корни прежде всего экономические. Чернокожее население Дарфура считает, что в соглашении между Хартумом и повстанцами юга о разделе доходов от добычи нефти не были учтены интересы их района (центральное правительство в Хартуме имеет половину всех доходов от добываемой на юге страны нефти, правительство юга - 48 процентов, оставшиеся 2 процента - у местных органов власти). По оценкам ООН, в Дарфуре погибли свыше 300 тысяч человек. Совместными усилиями ООН и Африканского союза конфликт удалось пригасить, но до полного замирения сторон ещё далеко. В 2009 году Международный уголовный суд в Гааге пошёл на весьма спорный и сомнительный шаг: выдал ордер на арест аль-Башира по обвинению в «геноциде» в Дарфуре.
     ИСПЫТАНИЯ для жителей Судана порождены во многом тем, что недра их родной земли богаты нефтью, за контроль над которой, как известно, на планете давно идёт ожесточённая борьба. Игроки в ней - и геополитические центры силы, и крупные транснациональные компании, чьи возможности нередко сравнимы с потенциалом среднего по размерам государства.
     Конечно, Судан - это не Ирак или Саудовская Аравия, но и его запасы «чёрного золота» внушительны (хотя качество суданской нефти из-за наличия парафинов нельзя считать высоким). 85 процентов нефти - на юге страны, а точнее на границе севера и юга. Общие запасы в Мугладском бассейне (расположен на юге-востоке страны в штате Джонглий, граничащем с Эфиопией) оцениваются в 1,2–1,7 млрд. тонн. После предстоящего обретения югом независимости добывающие скважины окажутся на южной стороне, а пути транспортировки нефти к порту Порт-Судан на Красном море - под контролем северян. Сейчас в стране добывается примерно 450–500 тысяч баррелей нефти в день, т. е. до 25 млн. тонн в год. По имеющимся оценкам геологов, Судан помимо «чёрного золота» богат природным газом и рудами цветных металлов.
     На суданской территории с 1960-х годов была активна американская компания «Шеврон», вложившая в разработку нефтяных месторождений больше миллиарда долларов. С приходом к власти аль-Башира отношения между Хартумом и Вашингтоном заметно ухудшились, поэтому компания свернула свои проекты в этой стране. Некоторые эксперты высказывали тогда мнение, что «Шеврон» покинула Судан потому, что получила выгодное предложение от одной из нефтедобывающих стран Персидского залива, которая не хотела появления в лице Судана ещё одного игрока на мировом рынке «чёрного золота».
     Все 1990-е годы власти Судана искали серьёзных инвесторов в свой топливно-энергетический комплекс, но большинство крупных компаний, с учётом позиции США и военно-политической ситуации в стране, воздерживались от вложений в разработку суданских месторождений. Переговоры велись и с российской компанией «Зарубежнефтегазстрой», речь шла о строительстве нефтепровода при участии ряда французских банков. Но появился конкурирующий китайский проект. Располагающие значительными финансовыми средствами китайцы предложили более выгодные условия, и Хартум пошёл на сотрудничество с Пекином.
     В 1997 году возник международный нефтяной консорциум с участием китайской компании Chinese National Petroleum Corporation (CNPC), получившей долю в 40 процентов, малазийской Petronas (30 процентов), канадской State Petroleum (25 процентов) и суданской Sudapet (5 процентов). Он взял на себя строительство нефтепровода Хеглик - Порт-Судан (6,5 млн. тонн в год - начальная пропускная способность, с последующим увеличением до 22 млн. тонн), нефтеперерабатывающего завода в Джейли и нефтяного терминала в Порт-Судане.
     В настоящее время Китай закупает, по разным оценкам, от 65 до 80 процентов добываемой в Судане нефти и намерен укреплять свои позиции. Он уже вложил в эту страну около 15 млрд. долларов, на него приходится до половины суданского экспорта. В условиях предстоящего раздела Судана перед китайцами сегодня стоит трудная задача: сохранить хорошие отношения с Хартумом и в то же время найти общий язык с новыми властями в Джубе. Это, естественно, не устраивает США, болезненно воспринимающих расширение экономического и политико-военного влияния Пекина.
     В ВАШИНГТОНЕ давно уже внимательно наблюдают за ситуацией в Судане и активностью Китая в Африке. Примечательно, что недавно президент США Барак Обама счёл необходимым самому выступить в газете «Нью-Йорк таймс» со статьёй, посвящённой референдуму в Южном Судане. Он назвал его «историческим». «Не каждому поколению, - написал он, - даётся шанс перевернуть страницу истории и написать новую главу. Однако сегодня, после 50 лет гражданских войн, ...это возможность для народа южной части Судана. Успешное голосование станет поводом для торжества и вдохновляющим шагом вперёд в долгом путешествии Африки к демократии и справедливости».
     В качестве наблюдателей на референдуме в Судане присутствовали бывший президент США Джимми Картер и голливудский актёр Джордж Клуни. Столь повышенное внимание американских политиков и знаменитостей к далёкой стране само по себе свидетельство значения, которое придаётся ей в геополитических замыслах Вашингтона, стремящегося ограничить возможности Пекина по импорту энергоресурсов.
     Южный Судан, как отмечают западные аналитики, обязан своей будущей независимостью в первую очередь демократической администрации Барака Обамы, которая, видимо, достигла неафишируемых обеими сторонами договорённостей с официальным Хартумом. Наблюдатели высказывают мнение, что американцы, возможно, обязались уменьшить давление на правительство Судана в обмен на согласие на отделение южных провинций.
     ДАЛЬНЕЙШЕЕ развитие событий в Судане будет во многом зависеть от Вашингтона и Пекина. Китаю по очевидным экономическим соображениям нужна стабильность ситуации, к чему стремится Вашингтон, сказать сложнее. Красивая фраза о «долгом путешествии Африки к демократии и справедливости» - не более чем риторика. Но, как справедливо констатируют эксперты, именно от двух главных мировых игроков - США и КНР - зависит, насколько мирно пройдёт раздел в этой африканской стране.
     Линию государственной границы между севером и югом будет провести непросто. Известно, что Хартуму невыгодно передавать южанам две центральные провинции, в которых проживает не только негроидное население, но и арабы. И дело не в этнической солидарности, а в нефти на их территории (до четверти нефтяных запасов Судана).
     В спорном районе Абьей уже произошли вооружённые столкновения. США, естественно, держат сторону южан, стремясь обеспечить югу максимальные размеры территории.
     Обе стороны - Хартум и Джуба, - видимо, не исключают для себя нового военного конфликта. Численность вооружённых формирований южан составляет до 130 тысяч человек (с учётом резервистов), в последние годы интенсивно шла закупка для них военного снаряжения. Примерно такими же по численности личного состава силами располагают центральные власти в Хартуме.
     Предстоящий раскол Судана чреват дестабилизацией ситуации и на севере страны. Нельзя исключать, что исламские радикалы могут воспользоваться ситуацией для захвата власти по технологиям, использованным антиправительственными силами в Тунисе и Египте. В январе власти Судана были вынуждены в очередной раз арестовать лидера исламистской оппозиции Тураби. Это произошло спустя несколько дней после того, как возглавляемое им движение призвало к «народной революции», если правительство не пересмотрит свою «политику роста цен».
     
* * *

     Раздел Судана - проявление начавшегося в конце ХХ века процесса изменения политической карты мира. Распались Чехословакия, Советский Союз, Югославия, из состава Сербии выделилось Косово... Дробление крупных многонациональных государств отвечает, конечно, замыслам адептов концепции ограниченного суверенитета и облегчает им создание новой системы глобального управления. Но это чревато серией новых, провоцируемых извне конфликтов на различных континентах. Сделать это несложно, ибо многие границы проводились между государствами в далёком прошлом, и в условиях иного соотношения сил между ними у некоторых из них может появиться соблазн привести размеры своих территорий в соответствие со своими возросшими экономическими и военными возможностями.
     Опасность такого развития событий очевидна для дальновидных наблюдателей. Суданский политик Садик аль-Махди, в 1980-е годы премьер-министр Судана, с горечью сказал в интервью «Нью-Йорк таймс»: «ОАЕ сделала очень важный шаг: она признала границы непоколебимыми. Теперь эта незыблемость исчезла. И движения за самоопределение приведут к расколу Судана, Эфиопии, Уганды, всей Африки. Ящик Пандоры открыт» (ОАЕ - Организация африканского единства. - Ред.). Принимая во внимание искусственность границ многих африканских государств, проведённых в своё время колонизаторами, он прав. Возникновение Республики Южного Судана, если абстрагироваться от естественного желания лидеров негроидных народностей обрести своё государство, станет допингом для сепаратистов всех мастей и их закулисных кукловодов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex